Аргументы Недели → Соцпакет № 34(376) от 05.09.2013

Ставка меньше, чем жизнь

За счёт чего на самом деле растёт учительская зарплата

, 18:47

На днях вступают в силу основные положения закона «Об образовании». Одно из ключевых новшеств, которое несёт в себе документ, – закрепление особого статуса педагогического работника.

Главное, что «подарили» депутаты учительскому сообществу в новом законе, – закрепление минимального порога заработной платы. В документе присутствует норма, которая обязывает платить педагогам зарплату не ниже средней по экономике региона. Отметим, что «откосить от исполнения» у чиновников всех уровней вряд ли получится. Повышение зарплат до такого уровня – один из пунктов знаменитых «майских указов» президента Путина, за неисполнение которых по головке не погладят. Впрочем, о том, какой ценой приходится обеспечивать благие намерения, власть предпочитает молчать.

Отметим, что чиновники, устанавливая хвалёный уровень зарплаты педагога, уже в который раз не услышали не просто голос – вопль учителей по поводу того, что такая зарплата, по действующим правилам, достанется им только в случае сверхнормативной нагрузки. Педагогическое сообщество не первый год просит установить зарплату по планке «не ниже средней по экономике» при условии выработки одной ставки, которая составляет 18 часов в неделю. Именно такая нагрузка даёт педагогу возможность не работать на износ, а качественно готовиться к урокам, тратить время на повышение собственной квалификации и освоение новых педагогических технологий. Однако доводы учителей игнорируются который год. По словам экспертов, сейчас оплата за ставку по-прежнему остаётся мизерной. Она не дотянет не то что до средней цифры по экономике региона, в некоторых случаях (например, если учитель не наработал достаточного стажа и квалификации) такая «зарплата» может едва переползти прожиточный минимум. Если верить статистике, на одну ставку педагоги не работают ни в одном регионе страны: средняя нагрузка составляет от 1,3 до 1,5 ставки.

«Цинизм ситуации заключается и в том, что в новых образовательных стандартах через слово говорится об индивидуализации образования: мол, педагог должен чуть ли не персонально работать с каждым учеником, готовить исследовательские проекты, искать формы внеурочной деятельности: ездить с детьми на экскурсии, организовывать внеклассные мероприятия и.т.д., – говорит Андрей Демидов, один из руководителей профсоюза «Учитель». – При 18 часах нагрузки в неделю учителя были бы только рады этим заниматься. Но необходимость зарабатывать не оставляет ни времени, ни сил».

Таким образом, появление планки «средней зарплаты по экономике» не только не исправило ситуацию с зарплатой учителей, но и в чём-то усугубило её. Вынужденная заинтересованность в высокой нагрузке появилась не только у самих педагогов, но и у чиновников, ответственных за исполнение «майских указов». В результате и управленцы на местах, и директора школ вынужденно взяли курс на то, чтобы нагрузка учителей росла ещё сильнее. Итогом такой политики становятся весьма печальные вещи. Например, в одном из районов Астраханской области педагогам объявили: так как нам необходимо увеличить ваши заработные платы на треть, треть педагогов подпадут под сокращение,чтобы было чем пополнить фонд оплаты труда. Кое-где избавляются от совместителей – например, вузовских преподавателей, которые подрабатывали в школах.

Как ни парадоксально, но в таких условиях директора школ теряют заинтересованность в привлечении новых педагогов, чтобы сохранить нагрузки и зарплаты действующему коллективу, – который в погоне за «часами» теоретически может существенно потерять в качестве работы. О том, что педагоги в таких условиях из личностей могут превратиться в «ходячую функцию», не имея сил ни на что, кроме «урокодачи», и говорить не приходится.

Финансовый аргумент

Отметим, что пока, несмотря на то что школы относятся к муниципальному уровню, покрытие трат берёт на себя региональная казна. В майских указах прямо сказано, что траты на доведение зарплат до нужного уровня должны взять на себя бюджеты субъектов. Пока руководители районов настроены довольно оптимистично.

«У нас проблем не будет: деньги на зарплату педагогам полностью поступают из регионального бюджета, – рассказывает Михаил Мартюнин, глава администрации Пучежского района (Ивановская область). – Деньги выделяются бесперебойно. Но сами мы, конечно, такие траты не потянули бы».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram