На днях Минздрав выпустил приказ, утверждающий порядок выбора лечебного учреждения пациентами. На первый взгляд всё просто и удобно. Можно выбрать любую поликлинику в пределах региона проживания. Всё, что нужно, – написать заявление на имя главного врача. Через несколько дней после того, как амбулаторную карту перешлют с прежнего места лечения, можно смело ходить по докторам. Впрочем, эксперты единогласно заявляют: Юрьева дня пациенты так и не получат.
Теория и практика
Строго говоря, право выбирать, где получать бесплатные медуслуги, российские пациенты получили ещё с 1993 года, когда был принят Закон «Об основах охраны здоровья граждан». С тех пор это право периодически подтверждалось в различных нормативных актах. Впрочем, на практике сменить поликлинику было практически невозможно. В лечебном сообществе пациентов, не стесняясь, называли «крепостными». Например, ведомственные поликлиники, куда стремились очень многие, решали вопрос просто. Пациентам отказывали по двум основаниям: ссылаясь либо на переполненность медучреждения, либо на нежелание врача брать дополнительную нагрузку.
Новый порядок, казалось, эти проблемы решил. На переполненность теперь не сошлёшься: отныне поликлиники обязаны предъявлять по требованию пациента данные о количестве приписанных к ней «душ» и реальной частоте посещений. Отменил указ и необходимость письменного согласия участкового, которое предусматривалось прежними порядками. Но, по мнению экспертов, это вовсе не означает, что отныне в порядке выбора поликлиники не осталось спорных моментов.
«Во-первых, я глубоко убеждён, что если ведомственная больница не хочет брать к себе пациента с улицы, она покажет ему какие угодно бумаги, подтверждающие свою перегруженность, – рассуждает Александр Саверский, руководитель Лиги пациентов. – У пациента нет никаких механизмов, чтобы проверить подлинность показанных документов. Во-вторых, указ противоречит территориально-участковому принципу, закреплённому в законе об ОМС. Он гласит, что врач просто не может выехать к пациенту на дом, если он не находится на его участке. То есть получается, вы ходить к врачу можете, а он к вам – нет».
Отметим, что изначально «высокий смысл» свободного выбора поликлиники виделся в том, чтобы материально простимулировать медицинские учреждения. Сейчас врач получает зарплату в зависимости от принятых в день пациентов. Чем лучше работает конкретный доктор или вся поликлиника, тем больше народу хочет к ней прикрепиться. И, соответственно, тем выше становится зарплата всех сотрудников – от главврача до участкового. Идея вроде бы прекрасная, но…
«Это работает только в теории, – убеждена директор Института экономики здоровья Лариса Попович. – В крупных городах поликлиники наловчились приписывать себе «мёртвые души» и получать финансирование по максимуму. В малолюдных сёлах конкурировать не за кого: пациентов и так днём с огнём не сыскать. А те клиники, которые, действительно работают отлично, в силу загруженности не могут брать лишних людей. Поэтому они прикрепляют то количество пациентов, которое способны принять, и ни человеком больше».
Кто разозлит докторов?
К сожалению, на практике у российских пациентов основной аргумент для смены поликлиники – не «пойду туда, где лечат ещё лучше», а «уйду оттуда, где лечат плохо». Издавая подобный приказ, в Минздраве почему-то не задумались, что понятия «плохо лечат» в принципе не должно быть в медицине. И вместо того, чтобы приводить все учреждения к одному высокому знаменателю, закрепили ситуацию, когда плохую поликлинику можно оставить без государственных денег и в итоге загубить, а хорошую – перегрузить донельзя. И, по сути, тоже загубить!
«В советские времена, когда наше здравоохранение было на 22-м месте в мире, никто особо не хотел менять поликлинику: везде лечили достойно, – отмечает А. Саверский. – А сейчас, когда наша медицина упала на 133-ю позицию, выбор врача стал крайне важным, так как профессионалы стали редкостью».
«В конце концов, не совсем ясно, как пациент может адекватно определить, какая поликлиника лучше или хуже, – добавляет Лариса Попович. – Для оценки профессионализма врача у них просто не хватает знаний. Нужны специальные рейтинги, которых в нашей стране никто не составляет. Поэтому пациенты в первую очередь оценивают внимательность, вежливость, аккуратность доктора. Но это как раз те качества, которые тут же утратятся, если в поликлинику валом повалят ищущие комфорта пациенты. На вежливость и внимательность у врачей просто не хватит времени…»
«Идея свободного выбора лечебного учреждения очень привлекательна, – подводит итог Алексей Тихомиров, кандидат медицинских наук, адвокат. – Вот только довести бы её до ума! Допустим, можно раздать каждому россиянину по пластиковой карточке и перечислить на неё те деньги, которые государство рассчитывало потратить на его здоровье. С этой карточкой пациент мог бы пойти в любую клинику или больницу. Таким образом, он голосовал бы государственным рублём за лучших из лучших. Эти клиники на вырученные деньги могли бы расти и расширяться. Другие, оказывающие некачественные услуги, – закрывались бы. Звучит утопично. Но я уверен, что это было бы более действенно, чем подобные приказы Минздрава».
Дополнительный аргумент
Решая проблему с выбором поликлиники в рамках одного региона, в Минздраве оставили без внимания не менее важный аспект, который связан со сменой поликлиники в случае переезда в другую область или край. Вполне может случиться так, что поликлиника, к которой новосёл захочет прикрепиться, не работает со страховой компанией, выдавшей полис на прежнем месте жительства. Вероятность такой ситуации очень велика: редкий страховщик сегодня «вылезает» за рамки одного региона. Так что пациенту придётся проходить длительную и очень неудобную процедуру смены страховщика и переоформления полиса. Пока эта проблема не решена.