Более 2 тыс. российских бакалавров в этом году смогут бесплатно продолжить свое образование в магистратуре за рубежом. За обучение, проживание и питание заплатит государство.
Соответствующую программу разработало российское правительство. Планируется, что в ближайшие годы магистратуру в одном из 200 вузов Европы и США закончат 20 тыс. вчерашних студентов из РФ. Поучаствовать в программе может каждый, условий всего два: на «отлично» сдать вступительные экзамены и после выпускных вернуться обратно в Россию. Желающих, скорее всего, будет более чем достаточно. Тем более поступить в магистратуру в родном российском вузе с каждым годом становится все сложнее.
Недоучек не берем
Возможность без проблем продолжать учебу за рубежом наши студенты получили благодаря переводу российской высшей школы на так называемую болонскую (двухуровневую) систему обучения. Сначала за 4 года студент осваивает базовую программу и достигает уровня бакалавра. После этого можно или покинуть вуз дипломированным специалистом, или доучиться еще 2 года в магистратуре. С 1 сентября этого года на такую систему переходят все вузы России. Исключение составляют некоторые творческие специальности: там останутся привычные 5-летние программы (так называемый специалитет). Соотношение бюджетных и коммерческих мест в бакалавриате останется таким же, как было во время существования специалитета. А вот бесплатных мест в магистратуре – в разы меньше.
«Предполагается, для того чтобы работать как хорошему середнячку, студенту вполне достаточно четырех лет обучения, – говорит Артем Хромов, глава Российского студенческого союза. – Магистратура – образование элитарное, для тех, кто хочет стать узким специалистом или посвятить свою жизнь науке. При этом Минобрнауки экономило бы существенные средства, сократив на один год срок обучения для большинства российских студентов».
Эти аргументы кажутся вполне логичными. Однако сразу возникает несколько вопросов. «Во-первых, интересно, куда будут направлены миллионы сэкономленных рублей, – рассуждает глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Об этом нет никакой информации. Во-вторых, не ясно, как быть с работодателями, которые никак не хотят признавать в бакалавре полноценного работника».
Действительно, кадровые агентства констатируют: 70– 80% работодателей относят бакалавров к категории соискателей с незаконченным высшим. А значит, предлагают им более низкие зарплаты. Изменить положение вещей не смог даже Президент РФ Дм. Медведев, призывавший работодателей быть более лояльными к бакалаврам. Но хорошие ставки ждут все-таки магистров.
«И это не так уж и неправильно, – полагает Сергей Комков. – Перестройка программ с пяти лет обучения на четыре года не всем вузам далась безболезненно. Качество образования во многих институтах действительно стало ниже».
Почем знания для народа?
В свете сказанного неудивительно, что 85% бакалавров хотят поступить в магистратуру. Но бюджетные места есть в лучшем случае только для одной трети из них. По данным Российского студенческого союза, число коммерческих мест в некоторых институтах доходит до 95%. Например, в Самарском государственном университете магистратура филфака при самом удачном раскладе в грядущем учебном году получит всего пять бюджетных мест.
«Юридически тут все шито-крыто, – полагает Виктор Панин, заместитель председателя Комитета защиты потребителей образовательных услуг. – Минобрнауки своим указом может распределять количество бюджетных мест по вузам: одним – сто, другим – пять. Работает квотная система. Другое дело, что критерии, по которым эти квоты распределяются, совершенно непрозрачны. Насколько я знаю, востребованность профессии и качество образования в вузе в расчет не берутся. Лично мне и большинству моих коллег крайне трудно понять, почему Минобрнауки одни вузы щедро одаривает, а другие нет».
Тем, кто не попал на бюджет, придется учиться на коммерческой основе. При этом надо быть готовыми к тому, что место в магистратуре в среднем в 3–4 раза дороже, чем было в бакалавриате. Средняя стоимость года обучения колеблется вокруг цифры в 3–5 тыс. евро.
«Такая ситуация фактически убила все достижения ЕГЭ в плане борьбы с коррупцией в вузах, – сетует Сергей Комков. – Раньше брали взятки за то, чтобы просто поступить, теперь будут три шкуры драть, чтобы попасть на бюджет в магистратуру. У нас образование становится все более недоступным. Очевидно: идет его скрытая коммерциализация. Тем обиднее смотреть на опыт других стран. В Японии, например, все высшее образование сделали бесплатным. Более того, обязательным для всего населения».
Эксперты уверяют: желающих уехать учиться на Запад – хоть за счет российского правительства, хоть за свой собственный (какая разница – все равно платить!) – будет огромное количество. И сколько студентов реально вернутся на родину, чтобы тут работать, – большой вопрос. Остается надеяться, что жадность чиновников от образования не оставит страну без интеллектуального потенциала.