Аргументы Недели → Соцпакет № 25(266) от 30.06.2011

Дивиденды с добрых дел

, 17:33

Недавно в Министерстве экономического развития утвердили перечень видов предпринимательской деятельности, которые в 2012 г. будут поощряться грантами из госбюджета. От документов прошлых лет нынешний список отличает дополнительная строчка – «социальное предпринимательство».

Доход плюс помощь

Сегодня социальное предпринимательство представляет собой нечто среднее между «чистым» бизнесом и благотворительной деятельностью. С одной стороны, проект обязательно должен быть прибыльным. В то же время необходимо, чтобы предприниматель помогал решать ту или иную социальную проблему. Например, трудоустраивал тех, кому обычно нелегко найти работу: инвалидов, многодетных или одиноких мам. На Западе социальное предпринимательство широко распространено, а в нашей стране только начинает приживаться: сегодня в регионах России реализуется около 100 таких проектов.

Российские социальные предприниматели находят себе дело в разных сферах. Например, в Нижнем Новгороде успешно работает магазин профессиональной фототехники, при котором действует бесплатная школа для детей, интересующихся фотоискусством. В городе Щекино Тульской области свое дело открыли молодые люди, увлекающиеся воссозданием древних битв. Их бизнес-идеей стала организация красочных исторических шоу. А социальным проект стал потому, что к организации мероприятий фирма привлекла местных подростков. Ребята помогают готовить костюмы и реквизит – и получают за свою работу деньги из сумм, вырученных от проведения праздников.

Самым успешным на сегодня социальным бизнес-проектом российские эксперты признают экспериментальную мастерскую «Веселый войлок» в Рыбинске Ярославской области. Фирма специализируется на производстве валяных игрушек. Работают в «Веселом войлоке» многодетные мамы: они трудятся на дому в удобное для них время. В горячую пору новогодних праздников, в преддверии 8 Марта или 23 февраля каждая из мастериц может заработать до 10 тыс. рублей в месяц. При этом игрушки разлетаются как горячие пирожки.

«Для наших покупателей определяющую роль играют оригинальность и красота, – рассказывает руководитель творческой мастерской Лия Виснапу. – А за рубежом спрос сильно подогревается тем, что изделия изготовлены в рамках «социально-предпринимательского» проекта. Надеюсь, и Россия тоже когда-нибудь к этому придет».

Удивительная черта социальных предпринимателей – стремление держаться за сотрудников, от которых работодатели обычно бегут как от огня. Руководители «Веселого войлока» не желают иметь дело ни с кем, кроме многодетных женщин. «Они очень ответственные и некапризные, – делится Лия Виснапу. – А еще мы с удовольствием работаем с беременными. Такое воодушевление редко встретишь!»

Не меньше преимуществ находят в своем «рабочем контингенте» и в тульской фирме «Березень», которая владеет двумя салонами бытового обслуживания в областном центре. Каждый четвертый сотрудник в компании имеет инвалидность. По словам директора компании Елены Костяновской, их коллектив намного стабильнее, чем в обычных фирмах. Люди очень дорожат своими местами, зная, что другую работу они не найдут. Кроме того, среди сотрудников почти не бывает конфликтов.

«Такой «роскоши», как скандалы, мы себе по состоянию здоровья позволить не можем, – шутит Костяновская. – Все прекрасно знают, что от ссор моментально поднимается давление, начинает болеть сердце, и о нормальной работе можно надолго забыть».

Аргумент эксперта

«На мой взгляд, поддерживать социальное предпринимательство в России нужно крайне осторожно, – рассуждает Виктор Глушков, специалист по развитию малого бизнеса британской компании «Оксфам», специализирующейся в том числе на поддержке социального предпринимательства. – Если сейчас заявить о дополнительных преференциях, которых не имеют другие виды бизнеса, в эту область ринутся тысячи людей, желающих получить льготы, но в социальной миссии не заинтересованных. В итоге идея себя серьезно дискредитирует. На мой взгляд, лучший выход – создать честные и равные условия для любого предпринимательства, не чинить искусственных препятствий, а главное – индивидуально работать с каждым, кто захочет параллельно с получением прибыли делать добрые дела. Уверен: такие люди найдутся в любом случае. Нынешняя практика это в полной мере подтверждает».

Идея ищет спонсора

К сожалению, пока социальное предпринимательство по большей части остается инициативой отдельных людей, которую остальные не всегда понимают. Например, недавно в одной из областей Центральной России власти отказались от федерального гранта, выделенного на поддержку социального предпринимательства в регионе. А в Ярославской области многодетной маме, которая по совместительству устроилась в «социальную» фирму и начала шить одежду на дому, снизили и без того небольшую зарплату по основному месту работы: мол, ей теперь и без того денег хватит.

Тем не менее в России есть и регионы, где дела обстоят не столь печально. В Новосибирской области социальным предпринимательством заинтересовалось региональное правительство. Власти решили искать социальных предпринимателей среди креативной молодежи. В регионе с 2006 года действует Школа социального предпринимательства (ШСП). Организатором стал областной Департамент молодежной политики. По словам одного из руководителей школы Дениса Обуховского, главная задача ШСП – свести на одной площадке талантливых молодых людей и бизнесменов, которые готовы дать стартовый капитал на реализацию интересного замысла. «Как правило, у нас это получается, – отмечает Обуховский. – И те и другие едут к нам с огромным удовольствием, а впоследствии плодотворно сотрудничают».

Яркий пример такого сотрудничества – проект выпускников ШСП «Творческий город». Команда молодых людей решила взять на себя организацию выставок-аукционов, где продавались бы картины начинающих новосибирских художников. Выгоду получают и авторы работ (которым, как правило, сложно самостоятельно продавать картины), и сами организаторы, и жители города: аукционы планировалось проводить в городских кафе, превращая каждое мероприятие в праздник с особой программой. В школе авторы идеи познакомились с владельцем небольшого ресторана в Новосибирске, который предложил проводить эти мероприятия у себя.

ШСП дает старт и другим необычным проектам. Например, недавно ученики школы проработали идею по организации турпоходов для детей из районного детдома. По нынешним правилам, местный бюджет каждое лето должен финансировать летний отдых детдомовцев. Из года в год ребята ездят в один и тот же местный оздоровительный лагерь, у которого существует договоренность с районной администрацией. Многие во время такого «отдыха» откровенно скучают. Ученики ШСП предложили отдавать деньги не администрации лагеря, а их команде, которая берет на себя обязательство организовать познавательную туристическую поездку по области. Средства, оставшиеся после мероприятия, становятся «зарплатой» организаторов. Управление соцзащиты одного из районов области уже заинтересовалось идеей. А ученики школы между тем придумывают все новые и новые проекты. Спонсоры, где же вы?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram