Как недавно заявил президент Дм. Медведев, за первые три месяца 2010 г. в России родились 428 тыс. детей. Это почти на 6,5 тыс. малышей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чиновники Минздравсоцразвития зачастую приписывают эту заслугу себе и постоянно говорят о том, как много государство делает для подъема рождаемости в стране. Совпадают ли слова с реальностью?
Помня о новом, забыли о старом
Одним из главных достижений в области демографической политики в Министерстве считают создание необходимых условий для рожениц: строительство новых перинатальных центров, где лечат от бесплодия и принимают трудные роды; закупку дорогостоящего оборудования. Денег на это не жалеют: в конце 2007 г. Минздравсоцразвития приняло специальную программу, в которой было запланировано строительство 24 перинатальных центров в 2008–2011 годах. На каждый из них государство выделило не менее 1 млрд. рублей. Но вместе с тем чиновники словно забыли об огромном количестве уже действующих родильных домов и специализированных центров, которые нуждаются не то что в новом оборудовании – в элементарном ремонте.
Перинатальному центру в Тульской области уже не один десяток лет. Капитального ремонта не было с момента постройки. Сейчас с потолка сыплется штукатурка, текут трубы, абсолютно все коммуникации требуют замены. По оценке руководства учреждения, для решения всех проблем требуется 1 млрд. рублей. При этом муниципальный и областной бюджеты смогли выделить лишь 6 миллионов. Дополнительных средств из федерального бюджета на ремонт действующих роддомов не предусматривается.
Ветхость родильных домов и несоответствие зданий санитарным нормам влекут за собой опасность того, что учреждению не продлят лицензию и его придется закрывать вплоть до момента полного исправления недостатков. Такие случаи по стране уже есть. Правда, они не касаются крупных центров, даже временное закрытие которых приведет к настоящей катастрофе (хотя, если по-хорошему, начинать надо именно с них). В основном страдают роддома в небольших районных городах, где, по логике власть имущих, есть возможность доставки в соседний район или региональную столицу. Однако при этом далеко не всегда открываются дублирующие отделения, а беременных потерпеть не попросишь.
В январе этого года комиссия Роспотребнадзора закрыла родильный дом в г. Кунгуре Пермского края из-за отсутствия в здании вытяжной вентиляции. В результате крохотный райцентр прославился на всю страну едва ли не десятком душераздирающих историй о том, как женщины рожали детей по пути в роддома в других районах. Правда, сейчас, по словам главы Управления здравоохранения по Кунгурскому району Галины Кобелевой, реконструкция почти закончена, и меньше чем через месяц роддом будет открыт.
Так же однобоко сегодня происходит и обеспечение родильных домов необходимым оборудованием. По словам врачей, благодаря нацпроекту «Здоровье» с его закупкой сейчас проблем нет: какое понадобится, такое и привезут. Проблема в том, что Минздравсоцразвития не предусматривает оплату обучения для врачей, которым предстоит работать с этими аппаратами. И если доктор не согласится выложить средства из своего кармана, новейшие установки так и останутся в чехлах.
«Иногда расходы на обучение неподъемны для зарплаты медика, – говорит Петр Мартыненко, врач-акушер Тульского областного перинатального центра. – Моя жена тоже врач. Ее зарплата – 6,5 тысячи рублей. Недавно она ездила на научную конференцию в Санкт-Петербург. По условиям оргкомитета, участники должны были заплатить взнос в размере 3,5 тысячи рублей, самостоятельно оплатить проживание и питание. И эта конференция была еще не самой дорогостоящей».
Маленький, но нужный
Сейчас Минздравсоцразвития взяло курс на централизацию акушерско-гинекологической помощи. Это означает, что все финансовые и организационные ресурсы будут брошены в первую очередь на крупные учреждения в густонаселенных городах. Такой подход применяется во многих развитых странах. Но сработает ли он в России?
«На мой взгляд, принцип централизации в целом полезен, только применять его надо адресно и очень внимательно. У нас слишком большая страна и слишком разные регионы, – рассуждает Петр Мартыненко. – Если в Тульской области районы расположены компактно и дороги хорошие, то, например, в Костромской от самого дальнего райцентра до региональной столицы – около 400 километров. А подход по всей стране применяется одинаковый: если в учреждении рождается до 200 детей в год, то на оборудование ему денег не дадут, а потом и вовсе закроют из-за экономической нецелесообразности. О том, в каком положении окажутся роженицы, никто не думает».
Маленькие роддома в небольших населенных пунктах в нашей стране оказались в положении «бедных родственников». Например, райцентр Унеча в Брянской области остался без родильного отделения два года назад. Оно функционировало при узловой железнодорожной больнице, которую ОАО «РЖД» решило закрыть. В переполненной центральной районной больнице мест для молодых мамочек не нашлось. В результате женщины едут в соседний райцентр Клинцы, который расположен в 60 км от Унечи.
Как рассказал главный врач Унечской ЦРБ Александр Владимиров, решение проблемы у районных властей созрело сразу же поле закрытия узловой больницы. Муниципалитет попросил железнодорожников продать им пустующие помещения. Туда предполагается перевести одно из отделений ЦРБ, а освободившиеся площади отдать роженицам. Сейчас в Унече готовы все разрешительные документы на реализацию этого проекта. Но в ОАО «РЖД» ответ до сих пор не дали.
«Мы уже посчитали, что на реконструкцию бывшей больницы и оборудование родильного отделения понадобится 200 миллионов рублей, – говорит Владимиров. – Местная власть вместе с областной готова выделить эти деньги. Но ОАО «РЖД» молчит. Мы не знаем ни о цене, которую они попросят, ни о том, отдадут ли вообще это здание». Наверное, у железнодорожных магнатов в столице есть дела поважнее, чем проблемы женщин из Брянской области. И Минздравсоцразвития до них тоже дела нет: видимо, они слишком заняты строительством перинатальных центров…
Аргумент «Справедливой России»
Эльмира Глубоковская, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья:
– Родильные дома в глубинке сегодня действительно находятся в очень сложном положении. Не последнюю роль тут сыграла программа родовых сертификатов. Согласно этой программе, медицинское учреждение за каждую пришедшую к ним роженицу получает деньги от государства. Средств на это не жалеют: в 2010 году один сертификат «весит» 11 тысяч рублей, всего на эти цели в бюджете заложено 17 миллиардов рублей. Однако в маленьких городах местные власти, рассчитывая на эти сертификаты, начали резко срезать финансирование роддомов. Федералы, в свою очередь, не спешат оснащать небольшие учреждения современным оборудованием. В итоге роженицы туда обращаются все реже и реже, и такие роддома не получают вообще никаких денег – ни «местных», ни госбюджетных.
На мой взгляд, решать эту проблему надо по двум направлениям. Во-первых, нужно ужесточить контроль за муниципальными властями и не допускать подобных «урезаний». Во-вторых, в 2011 году, когда вступят в силу новые принципы финансирования здравоохранения, у Фонда обязательного медицинского страхования появится резервный фонд в размере 450 миллионов рублей. Нужно проследить, чтобы эти средства были потрачены в том числе на оснащение небольших родильных домов.