В конце января Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «Об обращении лекарственных средств». С его помощью российские власти официально закрепляют свое право вмешиваться в ценообразование на аптечном рынке и полностью контролировать оборот лекарственных средств на территории страны. Закон призван «вылечить» российскую систему лекарственного обеспечения, которую сегодня не критикует только ленивый.
По словам депутата Государственной думы (фракция «Единая Россия») Валерия Рязанского, новый закон решает проблему доступности для граждан России тех лекарств, которые входят в федеральный список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Главным инструментом для достижения этой цели становится государственное регулирование цен на препараты, входящие в этот список. Цену нужно будет зарегистрировать в Росздравнадзоре. Иначе препарат запретят к продаже на территории России. Также закон определяет предельный размер оптовых и розничных надбавок, вводит систему контроля за цепочкой повышения цены от производителя до потребителя лекарства. За нарушение порядка ценообразования производителей будут привлекать к ответственности.
Помимо регулирования цен документ подразумевает создание системы мониторинга качества лекарственных средств, а также регламентирует порядок проведения экспертиз для допуска лекарств на отечественный фармрынок. В частности, устанавливается, что процедуры регистрации лекарственных средств должны быть одинаковыми как для отечественных, так и для иностранных производителей. Кроме того, разрешается продажа лекарств не только в аптеках, но и в сельских фельдшерско-акушерских пунктах (в случае, если аптеки в селе нет).
Новый нормативный акт частично облегчает и положение пациентов, нуждающихся в редких препаратах. Многие из таких лекарств в России не зарегистрированы и поэтому в нашей стране не продаются. Сейчас приходится едва ли не месяц ждать разрешения Росздравнадзора на ввоз такого препарата из-за рубежа. Подразумевается сокращение срока выдачи разрешения до пяти дней.
Хотели как лучше
Принятие законопроекта в первом чтении вызвало бурную дискуссию. Многие эксперты, принимавшие участие в обсуждении, не увидели в документе целого ряда положений, которые, по их мнению, жизненно важны для сферы обращения лекарственных средств.
«Лично я на голосовании законопроект не поддержал, - рассказывает Илья Пономарев, депутат фракции «Справедливая Россия». - Например, сейчас иностранные фармкомпании часто неформально вступают в сговор с поликлиниками и больницами и платят врачам «комиссионные» за каждый факт выписки их препарата. Некоторые предоставляют докторам и более существенные бонусы - вплоть до оплаты зарубежных стажировок. Норма, которая бы объявила такой порядок противозаконным, в проекте отсутствует. Где же тогда обещанное уравнивание в правах отечественных и иностранных производителей?»
«У меня складывается впечатление, что закон писали исключительно для фармацевтического бизнеса, - говорит Александр Саверский, глава Лиги защитников прав пациентов. - Нет ни одной нормы, которая касалась бы непосредственно потребителей лекарств. Например, в законопроекте говорится о праве государственных органов изъять некачественный препарат из аптеки. Но нет ни слова о том, как быть пострадавшему от плохого лекарства пациенту. Непонятно, куда жаловаться, куда этот препарат возвращать. Более того, там не прописана даже обязанность производителя вкладывать в упаковку инструкцию по применению препарата.
По словам Саверского, некоторые нормы, попавшие в законопроект, сводят на нет многие позитивные начинания. Так, вводя государственную регистрацию цен на лекарственные препараты, законодатели забыли о ценах на субстанции, из которых эти препараты производятся. Их стоимость по-прежнему никто не регулирует. Это значит, что при росте цен на субстанции производители препаратов попадают в крайне сложную ситуацию, так как увеличить цену на конечный продукт они по закону не могут. В результате производителям придется либо сокращать (а то и прекращать) производство некоторых лекарств, либо компенсировать убытки за счет увеличения стоимости препаратов, которые не входят в список ЖНВЛС (значит, цены на них государством не контролируются).
Между тем механизм формирования перечня ЖНВЛС сейчас остается непонятным даже специалистам. В него сегодня входят 500 препаратов, в числе которых почему-то значатся признанные чиновниками «жизненно важными» противозачаточные средства. Зато из списка исключены 150 препаратов, которые в случае определенного заболевания ничем нельзя заменить. Это средства против опухолей, диабета, некоторые антибиотики. Если закон вступит в силу в существующем виде, цены на такие лекарства по-прежнему будут полностью в руках фармкомпаний.
А нам все равно...
Между тем сами фармацевты считают, что новый закон в сложившейся ситуации ничего не изменит. По мнению Настасьи Ивановой, генерального директора компании, торгующей лекарствами, попытка установить фиксированную стоимость приведет к тому, что производители будут регистрировать заранее завышенные цены. Кроме того, многие игроки фармацевтического рынка «уйдут со сцены», не сумев приспособиться к новым реалиям. Останется лишь небольшое число производителей и продавцов, которые монополизируют рынок и будут диктовать государству свои условия. А значит, существенного снижения цен покупатели не ощутят.
«На мой взгляд, введение государственного регулирования цен не только не решит проблемы, но и ухудшит ситуацию, - дополняет Светлана Авдашева, профессор Высшей школы экономики. - Появление новых административных процедур может привести и к тому, что путь препаратов на рынок существенно усложнится. Это может привести к дефициту лекарств. По моему мнению, лучше пусть препарат будет в продаже по какой угодно цене, чем его не будет вообще».