Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 44(436) от 20.11.2014

Прививка от понтов

, 20:55 , Музыкальный критик

В последнее время шоу-бизнес лихорадит. В связи с кризисом концертная индустрия готовится к жёсткой борьбе за зрителя. А мощнейшие по своим ресурсам музыкальные фестивали вынуждены уменьшать расходы или вовсе прекращать своё существование. Однако «Дискотека 80-х», которую уже тринадцатый год подряд проводит «Авторадио», несмотря на существенные риски, вновь готовит крупномасштабное шоу. Почему в отличие от конкурентов организаторы «Большой Дискотеки 80-х» отказались экономить на качестве, музыкальный критик «АН» Алексия Мелевская поинтересовалась у генерального продюсера фестиваля «Дискотека 80-х», президента ВКПМ Юрия КОСТИНА.

- Юрий Алексеевич, вы сегодня в весьма непростом положении. Для вас наверняка не секрет, что в шоу-бизнесе кризис и многие артисты остались без концертов из-за низких продаж билетов. Но вы вновь проводите свой фестиваль «Большая Дискотека 80-х». Причём делаете это с солидным размахом…

– «Дискотека 80-х» – бренд и качественный продукт. Мы доказали это не только коллегам, конкурентам, но и зрителю. Поэтому делать что-то более низкопробное не имеем права. В этом году зрителя ждёт «Большая Дискотека 80-х», а это значит ещё больше музыки, спецэффектов, сюрпризов и участников. Кстати, в этот раз у нас самое большое количество артистов за всю историю «Дискотеки». Их больше тридцати. Из премьер – американская группа Village People. Неподвластные времени хиты исполнят Thomas Anders, C.C. Catch, Eruption, Silent Circle, Opus, Lian Ross, Riccardo Fogli, Pupo, Ottawan, Ricchi e Poveri. Впечатляет и состав российских участников. В этом году мы соберём на одной сцене целое созвездие знаменитых музыкантов – Александр Кутиков и группа «Нюанс», Владимир Пресняков, Андрей Державин, Олег Газманов, Дмитрий Маликов, Валерий Сюткин, Игорь Николаев, Сергей Минаев, Владимир Маркин, Рома Жуков, Сергей Беликов, Виктор Салтыков, Игорь Корнелюк, Юрий Лоза, Игорь Саруханов, Александр Иванов и группа «Рондо», «Кар-Мэн», ВИА «Здравствуй, песня», «Весёлые ребята», «Земляне». Приготовили сюрприз мы и для молодёжной аудитории, которой заметно прибавилось в зрительном зале. Начнём шоу с музыкального сета диджея Руденко, который открывал и закрывал Олимпиаду в Сочи. Кроме этого будут новинки в сценографии. Светящиеся конструкции, стеклянный экранный пол и очень креативные танцевальные номера. По времени планируем уложиться в четыре часа.

– Судя по размаху, кризис вы совсем не ощутили. А может быть, у вас есть какая секретная «подушка безопасности»?

– На самом деле мы понимаем риски и с осторожным оптимизмом смотрим на продажи. Ещё осталось какое-то время. Ведь в подобных экономических обстоятельствах публика заранее не планирует походы на культурно-массовые мероприятия и принимает решение в самый последний момент. Скажу честно, кризис серьёзно затронул концертный бизнес. Во всей концертной сфере есть ощутимый спад. И это видно по продажам билетов даже на очень рейтинговых исполнителей. Но для шоу-бизнеса кризис полезен! Потому что шоу-бизнес имеет тенденцию к офигеванию.

– А это как?

– Когда завышенные гонорары, когда забываются добрые дела, которые люди друг другу когда-то делали, когда перестают организовывать благотворительные мероприятия, когда артисты начинают публично ссориться и считать хамство достойным поведением и примером. Так что это своеобразный урок. Благодаря кризису в 2008 и 2010 годах многие стали задумываться над тем, куда тратятся деньги и каков эффект от инвестиций. Был он полезен и для проверки истинного потенциала наших специалистов.

– Раз уж мы заговорили о деньгах, то хотелось бы полюбопытствовать на тему гонораров западных артистов. В какую сумму нынче обходится ваш звёздный западный десант?

– В этом году пришлось сократить и эту часть расходов. И всё же зарубежные артисты нам обошлись примерно в 350 тысяч евро. Но помимо гонораров есть ещё расходы на перелёты, проживание, бытовые райдеры. Но сейчас с ними стало всё намного проще.

– В связи с санкциями были отказы от участия в этом фестивале западных артистов?

– Только один из исполнителей изначально намекнул, что не приедет, так как не согласен с позицией России в отношении Крыма. Но потом передумал. Имя называть не буду. Вдруг его закидают чем-нибудь. (Улыбается.) Скажу лишь, что это не девушка.

– Сегодня многие российские артисты взяли за моду пиариться на социальные темы…

– А с чего вы взяли, что это делают только в России? Мы как-то попали на концерт Мадонны в Ницце. И там она полчаса рассказывала про Pussy Riot людям, которые вообще не знают этой истории. Как и многие, мы тоже ушли с середины этого концерта. Потому что она не пела, а говорила. Причём до конца не понимая истинной сути вопроса.

– Возможно, таким образом она отрабатывает чей-то «политический заказ»?

– Вряд ли. Скорее всего, её проинформировали в очень необъективном ключе.

– На ваш взгляд, артист имеет право публично говорить о политике и призывать к действиям?

– Прежде всего – это вопрос мотивации. Зачем артист говорит о политике? Это форма пиара или душа болит? Вот я, например, считаю, что артист может, абстрагируясь от конкретных ситуаций, говорить о мире, выступать против войны и несправедливости. Как в своё время это делал Джон Леннон. Артисты, наверное, должны писать такие песни, которые будут объединять людей, а не разъединять. Мы, люди, живущие на этой земле, по сути, не враги друг другу. Наши общие враги – это экологические проблемы, детская смертность, голод, терроризм или угроза из космоса. Всё остальное сделано для того, чтобы кто-то себе какие-то «бабки» заработал. И ещё: у артиста есть песни, музыка и текст. Это мощный и исчерпывающий арсенал. В своё время Слава Бутусов написал песню «Скованные одной цепью». Ему не нужно было выходить на трибуну и делать заявление. Всё и так было понятно из песни. Бояться говорить правду тоже не стоит. Но сейчас всё так запутано, откуда ты знаешь, что это правда? Да и своя она у каждого. Поэтому артист может оказаться объектом критики или травли, как любой публичный человек, если начнёт делать заявления. Другое дело – песни.

– В последнее время вы часто публично защищаете Андрея Макаревича…

– Я защищаю не его убеждения, а человека. Что за подлая привычка топтать кого-то! Он и вся «Машина времени» уже получили отмену концертов. А для артиста это очень серьёзный удар. Причём не только материальный, но и психологический. Есть и ретивые чиновники... Хотя мне кое-кто из руководителей регионов даже звонил и говорил, что не допустит никаких отмен выступлений группы. Чтобы я передал это ребятам.

– А вы сами почему в этом году не взяли «Машину времени» на «Большую Дискотеку 80-х»?

– Видимо, теперь придётся от них не отходить, да? Просто они у нас уже были. Два или три раза. Поэтому изначально не планировали. Но в этом году у нас выступают два участника группы – звезда 80-х Андрей Державин и легендарный Александр Кутиков с «Нюансом». У нас дружеские отношения с «Машиной времени». Я могу соглашаться или не соглашаться с Макаревичем, но он не подлец и тем более не враг народа. Андрей – достойный человек и действительно редкого таланта артист.

– Недавно вы выпустили книгу, которая называется «Радио». Для кого она и будет ли там беспощадная правда о радиобизнесе или коррупции на радио?

– Сложно сказать, для кого она. Для всех. Но во многом – для самих радийщиков. Потому что они будут искать в этом романе себя, и они там себя найдут. Книга про любовь и дружбу. Про то, как создавалось российское FM-радио, выживало и чем оно может стать в будущем. В книге есть юмор и драма. А ещё много тонкостей из нашей кухни. Есть стёб о том, как артистки попадают в эфир, и реальные истории о навязчивых продюсерах, которые всеми способами пытаются разместить своих подопечных в эфире. Есть исторические события. В общем, все события, описанные в этой книге, имели место быть.

– Ваш роман «Немец» экранизирован. Нет ли планов снять фильм по книге «Радио»?

– Есть желание. Потому что книга уже написана как готовый сценарий. Но у меня нет возможности этим сейчас заняться. По крайней мере, пока. Хорошо, что рядом, в одном холдинге есть блистательная компания «Центр Партнершип». Может, сделаем совместный проект, а заодно и продвинем таким способом радио как индустрию, расскажем о романтике профессии. Радио сейчас вообще нужно внимание, оно недооценено.

– Сегодня на «Авторадио» очень много социальных проектов. Радиостанция поменяла свой развлекательный формат на социальный?

– Формат не менялся. Просто у нас со слушателем есть обратная связь – мы слышим то, что волнует и интересует нашу аудиторию. В чём-то берём на себя ответственность и миссию воспитателей. Но прежде всего стараемся дать аудитории позитивное настроение и восполнить недостаток живого общения. И, как показывают маркетинговые исследования, это востребовано. На сегодняшний день «Авторадио» – одна из ведущих российских радиостанций, самая большая федеральная сеть и радио номер один в Москве.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram