Она ворвалась на эстраду в середине «лихих 90-х». Юная голосистая девочка пела перед главами мировых держав. Ей пророчили мировую славу как оперной певице. Солдаты в Чечне крутили ее кассеты в окопах. Но потом она пропала из теле- и радиоэфира. И только недавно мы еще раз открыли для себя Пелагею. Скоро выйдет второй официальный альбом ее группы «Тропы».
- Как получилось, что вы в столь юном возрасте выбрали фольклор?
– В детстве вокруг меня звучали настоящие народные песни, джаз, классическая музыка, рок-н-ролл. Попсу не слушала. «Музыкальной цензурой» в нашей семье занималась мама. Но это не было вызвано каким-то расчетом в связи с будущей профессией. Просто мама считала, что информацию, которая попадает в мозг ребенка – будь то музыка, кино, мультики, – родители должны фильтровать.
Вот у меня и развился вкус к искусству, а не к «околокультурному общепиту». И рок, и фольклор были для меня постоянным звуковым фоном в детстве.
– Но имя у вас – будто родители заранее знали, что дочь станет звездой фолка…
– Прабабушку звали Пелагея, вот меня в ее честь и назвали.
– Великая Галина Вишневская прочила вас в оперные дивы мирового уровня. Не жалеете, что не произошло?
– Не видела и не вижу себя в этом сложнейшем жанре. С детства занимаюсь другой музыкой – русской песенной фольклорной традицией во всех ее проявлениях. Ей, как и опере, нужно посвятить всю свою любовь и творческую жизнь. И я сделала свой выбор.
– Рассказывают, что где-то в конце 96-го года на Центральном рынке в Грозном продавались кассеты с вашими песнями. Как это получилось?
– Кассета с детской записью песни «Любо» попала к одному из моих земляков, воевавшему в Чечне еще в первую войну. Вот и разошлась среди бойцов. Мне кажется, все логично: в горячих точках ребятам необходима музыка как поддержка. И если моя песня кому-то помогла, придала силы – я счастлива.
– Когда на Красной площади вы спели перед патриархом и тремя президентами, голова не кружилась от успеха?
– Нет, звездная болезнь мне не угрожала. Рядом со мной была моя довольно строгая мама, которая просто не дала бы мне зазнаться. Да и сама понимаю, что человеку всегда есть чему учиться и куда расти в своей профессии.
– Интересно, почему же вас, популярную у сильных мира сего певицу, на радио не пускали? Всего один звонок «сверху», и…
– Мы до сих пор постоянно сталкиваемся со словом «неформат», когда отправляем свои песни на радиостанции. Так уж случилось, что в России ее же исконная песенная культура считается музыкой «не для всех». И нам регулярно приходится доказывать, что народ-то хочет слушать эти песни и они нужны стране. Иногда у нас даже что-то получается. Стараемся потихоньку менять ситуацию.
– В итоге вы попали в ротацию. Сознайтесь, кто-то все же позвонил?
– Позвонил. С одной из радиостанций – сам программный директор. Потом еще один программный директор со мной связался. Никто нас никуда не «продавливает», уверяю вас. Песни сами каким-то чудом просачиваются в эфир.
– Вы говорили, что ваш ориентир – Лидия Андреевна Русланова. Как считаете, она бы одобрила ваши эксперименты в фолк-музыке?
– Не только великая Русланова. Она жила в моем детстве. Теперь мне ближе более аутентичные исполнительницы, такие как, скажем, Ольга Сергеева. Хотя Лидия Андреевна конечно же – безусловная и неизменная величина в русской песне.
Одобрила бы она мое творчество? Не знаю… Скажу лишь, что и сама Лидия Андреевна была для своего времени настоящим революционером в музыке. Она пела фольклор абсолютно по-своему, без оглядки на принятый в то время академический безличностный стиль исполнения. Она преобразовывала материал, создавала собственный неповторимый фирменный стиль. Мне очень нравятся некоторые ее песни, и, вполне возможно, когда-нибудь мы к ним и обратимся. А пока играем руслановские «Валенки» в рок-обработке. Это самый настоящий хит – ни один концерт без него не обходится, народ очень любит погорланить эту песню вместе с нами.
Ну а наш стиль мы называем русским этнороком.
– А песни Ольги Сергеевой, о которой вы сейчас упомянули?
– Я очень часто обращаюсь к репертуару Ольги Сергеевой. Это – Русский Север, Псковская губерния, Усвятский уезд. Ее песни — кладезь русской древней мудрости и красоты. А какая манера исполнения! Чистейшая в своей идеальности. Сейчас ее песни составляют абсолютное большинство в нашем фольклорном багаже. Я просто не могу их не петь!