Издержки профессии
Давайте так. В нашей стране шоу-бизнеса нет. И вряд ли с таким «совковым», рассчитывающим на авось, менталитетом будет. Но есть артисты и их «продавцы». А еще претензии на «долевое участие» в мировой шоу-индустрии. Цинично? Но - факт. Сами посудите: какие с нами можно иметь серьезные дела, если сегодня сфера так называемого российского шоу-бизнеса является самой незащищенной - как в профессиональном, так и в социальном плане! И связано это отнюдь не с отсутствием талантливых и трудолюбивых...
«Наша профессиональная среда погрязла в коррупционных схемах, - жалуется «АН» один из сотрудников известного продюсерского центра. - Ну о каком цивилизованном бизнесе и серьезном партнерстве с нами можно говорить, если у нас нет как таковых прав в профессии. Есть лишь обязанности, отсутствие трудовых нормативов, оплачиваемых отпусков и больничных».
О страховых случаях и вовсе мечтать не приходится. Существенно усложнил эту проблему экономический кризис. Поскольку у большинства артистов в концертной деятельности полный штиль - они увольняют своих сотрудников, а нередко и вовсе «кидают» на уже отработанную зарплату.
Заметьте - зачастую звездная команда работает на артиста без трудовой книжки и не имеет за спиной официального трудового стажа. Поэтому устроиться с такого вот «чистого листа» на новую работу крайне проблематично. Как свидетельствуют столичные службы занятости и кадровые агентства, с декабря прошлого года с просьбой о трудоустройстве и помощи в переквалификации к ним обратились около сотни специалистов из сферы моды и шоу-бизнеса. Из-за специфики прошлой «профессиональной жизни» реально помочь пока не удалось никому.
Страдают от такого несоблюдения Трудового кодекса и сами знаменитости. Концертные директоры устраивают несуществующие концерты и исчезают с внушительной суммой денег. Говорят, от таких махинаций недавно пострадали Земфира, София Ротару, Валерия. «Защититься в данной ситуации нереально, - разводит руками композитор, певица Валерия Лесовская. - У нас все по-прежнему построено на системе черных налов и устных договоренностей. Поэтому в случае конфликта искать защиты в суде не имеет смысла. Организаций, которые бы могли реально защитить трудяг шоу-индустрии и изменить систему рабочих взаимоотношений, у нас тоже нет. Мы рискуем не только своими деньгами, здоровьем, но и жизнью».
Клановая зависимость
Спору нет, у западных коллег трудовая система в шоу-бизнесе тоже не идеальна. Но там звезда - это профессия, у которой есть обязанности и гарантированные законом права. У нас - загнанное и предоставленное самому себе существо. В Америке и Европе на страже интересов творческих людей стоят серьезные организации, мнение которых очень важно и весомо. Профсоюзы отстаивают права и выступают в роли третейского судьи не только у «матерых» звезд, но и у их танцоров, начинающих актеров. Причем отстаивают их интересы еще задолго до «криминального случая».
К примеру, согласно их требованиям, даже у начинающего артиста минимальная ставка не может быть меньше шестисот долларов за съемочный день. За день переработки все члены съемочной группы должны получать двойную оплату. Каждому занятому в картине актеру необходим собственный кондиционированный трейлер, а номер - только в пятизвездочной гостинице. Однако взамен этих и многих других гарантий от актера требуется 100%‑ная отдача своей работе! Так, съемочный день длится 15 часов, а с учетом грима - и все 17. На обед отводится не более 30 минут, перекуры категорически не допускаются даже для звезд мировой величины. Продюсер проекта может стоять с секундомером у туалета, фиксируя время, которое ему будет «должен» актер.
В общем, там знают, что большие членские взносы, которые артисты отчисляют профсоюзам со всех своих гонораров, - вещь необходимая и естественная. Она позволяет ощущать себя уверенно, заниматься творчеством, позволив решать прочие проблемы другим людям. Говорят, членские взносы в такие организации платят и Мадонна, и Пенелопа Круз, и Мэрая Кери, и Аврил Лавин.
У нас же подобной системе до сих пор предпочитают схему откатов. Многие артисты по старинке ищут поддержки у «могучих кучек», или так называемых кланов.
Профсоюз нам только снится?
«В советские годы интересы работников сцены защищал Союз композиторов», - вспоминает его председатель Владислав Казенин. За членство там платили копеечные взносы. Но зато какие были привилегии и блага! «Корочка» Союза давала возможность попасть на официальную сцену, гарантировала право быть показанным по телевизору или звучать по радио. Решал Союз и множество бытовых проблем. Получение квартиры, начисление трудового стажа, оформление пенсии - с этим у артистов не было проблем.
- Но с начала 90-х все привилегии членства в Союзе были отобраны, - продолжает Казенин. - Тогда же понятия «защиты» и «права» творческого человека в нашей стране словно перестали существовать. Сегодня творческие люди оторваны друг от друга. А это делает их слабыми и удобными для более сильных и финансово обеспеченных персон.
Возможно, сегодня артисты это понимают. Потому несколько лет назад некоторые из них решились на создание подобной правовой структуры.
«На бумаге создание профсоюза у нас получилось, - признается его создатель адвокат Евгений Пармут. - Но поскольку его идея - это шоу-бизнес с прозрачными правилами игры - возникли некоторые сложности. Сегодня уже практически все вопросы урегулированы, так что этим летом начнем движение в сторону цивилизации».
Планируется, что в творческий союз артистов, о котором идет речь, войдут профессиональные юристы, экономисты, способные просчитать все риски и защитить в случае необходимости. Обещают, что это творческое объединение будет помогать не только востребованным артистам, но и тем, кто уже ушел со сцены. Ведь сколько примеров того, как некогда обожаемая всеми звезда умирала в нищете и забвении!