Из дворянского гнезда да в волчью стаю
№ () от 3 октября 2018 [«Аргументы Недели », Татьяна НИКИШИНА ]
Актёр Михаил ЕВЛАНОВ, которого называют героем любого времени, родился в подмосковном Красногорске, окончил Институт сценических искусств в Питере и снялся в более чем 80 фильмах: «Единичка», «9 рота», «Человек без прошлого» и др. Чаще всего Мише достаются роли бандитов, уголовников и, наоборот, – людей в погонах. Актёр объясняет это их схожестью. Мол, у тех и у других есть общий вызов, порыв. В запасе у Михаила – сериал «Крысолов», где он в который раз предстанет перед зрителями в погонах.
– МИХАИЛ, не так давно вы снялись в азербайджанском фильме о Гейдаре Алиеве «Иду спасать людей». С чем связано, что актёры там практически все русские?
– Мы снимали молодость Алиева, его становление, в то время в Азербайджане были и наши русские чекисты. Хотя тоже был удивлён, что Алиева играет Прохор Дубравин, а не азербайджанский актёр. Причём режиссёр долго кастингом занимался, искал[end_short_text] актёра на главную роль три года. Я же сыграл друга Гейдара Алиева, для которого школа КГБ была важнее, чем дружба. Разведчика, одним словом, до мозга костей.
– Как сейчас в Баку людям живётся?
– Я жил в центре рядом со старым городом, где снимали «Бриллиантовую руку». На съёмочной площадке было невыносимо жарко, такое впечатление, что зашёл в парную. Пот течёт, форма прилипает, хочется пить, а надо ещё что-то говорить. А так Баку мне понравился. Я приехал туда на 2 дня, а остался почти на год. Бакинцы – люди открытые, вкусно готовят, к русским относятся хорошо. Меня как артиста часто узнавали, ведь наши фильмы там смотрят.
– Одна из ваших новинок – сериал «А.Л.Ж.И.Р.», который рассказывает об акмолинском лагере жён изменников Родины в годы сталинских репрессий. А вы знали о существовании такого лагеря до съёмок?
– Слышал на уроках истории (по ней у меня была единственная пятёрка). Школу я окончил в 1993 году. Мы уже говорили открыто, звонко, обсуждали судьбу белогвардейцев, сталинские репрессии, увлекались творчеством Владимира Высоцкого и Варлама Шаламова.
– В последнее время пытаются обелить Иосифа Виссарионыча…
– Каждому своё. С другой стороны, нельзя преподносить историю, как тебе захочется. У нас была кровавая революция с кровавыми последствиями, и с этим ничего не поделаешь. Надо это признать. В фильме «А.Л.Ж.И.Р.» я сыграл сына белого офицера. Он родился в семье дворян, но после убийства родителей попал в детдом. Там жил по волчьим законам («укради у друга и перепродай», «сохрани жизнь любой ценой»). Ничего хорошего в своей жизни пацан не видел, поэтому, когда вырос, попал в тюрьму. Нам с режиссёром не хотелось делать его уркой-уркаганской, и мы придумали, что в нём должна сохраниться искра, деталь от дворянской жизни.
– В своё время вы снялись в португальском фильме «Америка» и сказали, что это другой мир и другой театр. А в чём разница?
-Наша манера игры ровная, себе под нос, иногда достаточно просто красиво глазом посмотреть. А они играют внутренностями, которые у них на поверхности, и ты чувствуешь эту вибрацию. Поначалу меня это веселило, а потом я понял, что просто они такие. У них много энергии, моря и солнца. Услышав музыку, они сразу водят бёдрами туда-сюда.Португальцы очень позитивные люди, достаточно открытые и светлые. Там я впервые увидел, как снимают кино без света, практически никакие осветительные приборы не ставят, если это не ночная съёмка. Дело не в экономии, просто они не пудрят мозги и лица. В этом была какая-то свобода. Во время съёмки актёры не произносят дословно текст, просто реагируют на взгляды, импульсы, прикосновение – и от этого рождается текст.
– Вас называют героем любого времени. Вписываться в любую эпоху, жанр, ситуацию – это ваша заслуга?
– И моя заслуга, и, конечно, режиссёра, родителей, просто удача и стечение обстоятельств. Если раньше в кино я жил будущим, то теперь – настоящим. Многие артисты думают: «Эту роль я сыграю, чтобы перебиться, а потом мне предложат сыграть Отелло». Но время проходит, и оказывается, что в ролях, которые ты сыграл, было всё то, о чём ты даже не догадывался. Возможно, поняв это, я смог вписываться в любую эпоху.
– Вы говорите, что вам ближе начало XX века. А чем вам не угодило нынешнее время?
– В наше время нужно всех удивлять, для чего полдня, ссутулившись, сидеть в Интернете. Если тебя нет в фэйсбуке и инстаграме, то, значит, тебя никто не лайкает, значит, ты никому не интересен. Я принял такую игру, но она мне не нравится, ведь ты становишься заложником времени.
– В фейсбуке вы всё же делаете посты о защите животных и против пластиковых пакетов. А вы защитник природы активный или пассивный?
– Пассивный, я ограничиваюсь постами. Когда жил в Питере, то поддерживал Гринпис, деньги им переводил. И вот уже 4 года, где бы я ни находился, стараюсь выкидывать отдельно пластик. Прививаю такую культуру быта своим детям. Ещё стараюсь покупать напитки в стеклянной посуде и хожу в магазин с матерчатой сумкой. Кому надо – мой пример увидит. Если говорить о животных, то у меня всю жизнь были кошки и собаки. Сейчас, правда, нет, потому что животные – наши друзья, а друзей надо брать с собой.