Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 23(565) от 14.06.17 13+

Десятилетие премьера

, 14:15 , журналист, обозреватель, продюсер

В балете особая терминология. Прима, исполняющая главную партию Жизели или Одетты, называется просто «балерина». У мужчин всё логичнее. Исполнитель партии Спартака или Ромео так и называется – «премьер».
Иван ВАСИЛЬЕВ стал премьером в 21. Случай небывалый. Но и талантом Иван обладает также редкостным. Недаром его сравнивают в прессе с однофамильцем – легендарным Владимиром Васильевым. Та же отточенность пластики, те же энергетика и мужественность. 30 июня заслуженный артист России Иван Васильев даёт творческий вечер в Зале Чайковского, посвящённый 10-летию своей большой карьеры. С ним побеседовал журналист «АН».

– Творческий вечер «Иван Васильев и друзья» – это «промежуточный итог» вашего первого десятилетия в балете. Каким оно было?
– Однозначно насыщенным. Очень многое произошло, что-то изменилось. Я был премьером Большого театра, работал в Американском балете, стал премьером Михайловского театра и приглашённой звездой Большого театра, Театра Ла Скала. Посчастливилось поработать со многими выдающимися хореографами. И я осуществил свою давнюю мечту – начал ставить свои постановки. Сейчас уже четыре моих одноактных балета и один полноформатный спектакль являются частью репертуара Михайловского театра.


– На вечер в Зале Чайковского заявлен замечательный состав артистов. Как вы формировали программу?
– Все танцовщики, которые выйдут на сцену 30 июня, – а это Мария Виноградова, Диана Косыреваа, Кристина Кретова, Анастасия Сташкевич, Валерия Запасникова, Михаил Лобухин, Денис Родькин, Денис Савин, Александр Смольянинов, Игорь Цвирко, Иван Зайцев, Владимир Шкляров – близкие мне по духу люди. Мне важны не только профессионализм каждого, а это, безусловно, так, но и тёплая позитивная атмосфера на сцене, которую могут создать именно эти люди.

– Ваши достижения в профессии – из ряда уникальных. Вы не проходили всех ступеней балетной лестницы и фактически одним прыжком оказались на вершине – стали премьером Михайловского и Большого театров. Это случай или закономерность?
– Это огромное желание и усердная работа. Плюс, наверное, талант и удача. Невозможно дать рецепт под названием «Как стать премьером балета». Трудитесь, трудитесь, пробуйте, будьте смелыми, рискуйте, любите свою профессию и с уважением относитесь к чужому труду.

– Приглашение в Большой состоялось после победы в одном из конкурсов. Как относитесь к конкурсам? Вы боец по натуре?
– Конкурсы важны для балетного танцовщика. Они учат собираться, преодолевать мандраж, концентрироваться. Мало того, что я боец, я ещё и упёртый боец. Если какая-то мысль или идея появилась у меня в голове, я всё сделаю, чтобы её реализовать, независимо от того, насколько скептически вокруг все настроены.

– Работа с какими хореографами способствовала наибольшему творческому росту?
– Мне посчастливилось работать с выдающимися хореографами, такими как Ролан Пети, Юрий Григорович, Начо Дуато, Сиди Ларби Шеркауи, Охад Нахарин, Артур Пита и многие другие, танцевал в балетах Макмиллана, Аштона, всех упомянуть сложно. Каждый из них, я уверен и чувствую это, способствовал моему развитию как в творческом, так и в личностном плане.

– Расскажите о сезоне в Американском театре балета. Отличается ли американская школа от русской?
– Отличается, а ещё у нас разные менталитет, взгляды на жизнь и работу. Сложно в двух словах объективно описать эту разницу. Ну вот, например, для американцев важны отработанные часы. Если на репетиции запланировано, например, 10 часов, то они будут их просто высиживать, даже если всё отработано за пять часов. И также в другую сторону – сложно дополнительно получить время на репетиции, если ты хочешь что-то усовершенствовать. У нас в театрах процесс более творческий: ты слушаешь своё тело и наставления хореографа, педагога – и от этого определяется количество репетиционных часов.

– Теперь вы не только премьер, но и хореограф. Расскажите, что подтолкнуло к «Балету №1», как рождались одноактные балеты, «Рождественская история».
– Этой идеей я горел уже очень давно. Ещё совсем маленьким, лет в 10, мне казалось интересным не только танцевать, но и самому придумывать хореографию. И вот спустя столько лет я благодаря моей жене, которая подтолкнула меня к этому шагу, стал ставить свои балеты. Идеи у меня рождаются очень легко, и их масса. Например, «Слепая связь» – о каждом из нас. Все мы стали рабами наших гаджетов. Мы не видим друг друга, не смотрим друг другу в глаза, а только на экраны своих мобильных устройств. А вот сюжет балета «Любовь есть везде» мне приснился. Психиатрическая больница, отчуждённость, способность выйти за рамки созданных условий, и любовь, которая спасает всех нас.
Двухактный балет, конечно, создавать было сложнее, чем одноактный. Повесть Диккенса я знал с детства, поэтому сомнений, какое произведение брать за основу либретто, не было. Весь процесс репетиций, создания костюмов, декораций шёл в обычном режиме, трудно стало, когда из всех кусочков надо было собрать единый спектакль. Но команда у меня профессиональная, и мы всё сделали отлично.

– Вы исповедуете классическое направление в хореографии? Как относитесь к модерну и постмодерну?
– Мне нравятся профессионализм и талант во всём. Поэтому к любому танцу я отношусь положительно. Единственное, я не понимаю, когда что-то начинают додумывать за хореографа и вкладывать смысл в те движения, которые на самом деле родились случайно.

– Ваша жена – балерина Мария Виноградова – работает в Москве, в Большом. Вы – в Санкт-Петербурге, в Михайловском. Как вам даётся эта жизнь на два города?
– Сложно. Но мы справляемся. Я скучаю по дочке, по жене, так как очень часто в разъездах. Но мы постоянно на связи, и когда я приезжаю домой, то каждую секунду провожу с ними, наслаждаюсь каждым мгновением.

– Традиционный вопрос – что в ближайших планах у премьера и балетмейстера Ивана Васильева?
– Я не любитель говорить о том, что запланировано, какие концепции разрабатываются, какие переговоры ведутся. Я всегда в деле, в работе, идей – масса, силы и желание есть. Мне кажется, стоит говорить и обсуждать то, что уже свершилось, сделалось, произошло. Точно могу сказать, что 19 декабря в Кремлёвском дворце состоится московская премьера моего балета «Рождественская история».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram