В наступившем году одним из наших новых авторов станет чрезвычайно талантливый и популярный во многих странах человек – Стас НАМИН. Кому-то он известен как музыкант, но музыка – лишь вершина айсберга, в основании которого чего только нет! Для первой публикации решено познакомить читателей с хронологией жизни этого замечательного человека.
Стас Намин – культовая фигура в России. Один из основателей отечественной рок-музыки. Создатель и лидер легендарной группы «Цветы», которая за свою почти пятидесятилетнюю историю продала более 60 млн пластинок на территории СССР и стран Восточного блока. Создатель и продюсер всемирно известной группы «Парк Горького». Организатор первого в стране независимого продюсерского центра SNC, откуда вышли многие отечественные звёзды, и первых поп- и рок-фестивалей. Основатель первых в стране частных антреприз (фирмы грамзаписи, радиостанции, телекомпании, концертного агентства, студии дизайна и др.), положивших начало российскому шоу-бизнесу. Создатель первого негосударственного симфонического оркестра, первого в стране театра мюзиклов.
Ранние годы
Стас Намин родился в 1951 году в Москве. Раннее детство провёл с родителями в гарнизонах, т.к. отец был военным лётчиком, участником Великой Отечественной войны. Мать – музыковед и писатель, и поэтому в их доме бывали Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке и другие известные музыканты.
В шесть лет Намин пошёл в школу, а через четыре года поступил в Московское суворовское военное училище, получив 7-летнее военное образование.
Шестидесятые
Учась в Суворовском училище, Намин впервые услышал The Beatles и The Rolling Stones и увлёкся рок-музыкой.
В 1964-м Стас создаёт свою первую группу «Чародеи».
В 1969 году Намин поступает в Институт иностранных языков и становится лидер-гитаристом группы «Блики». Его увлекает движение хиппи «Дети цветов», бунтующих против существующих в обществе порядков, и в конце 1969-го под впечатлением легендарного хиппи-рок-фестиваля «Вудсток» он создаёт свою новую группу «Цветы». Она стала первой национальной супергруппой и фактически начала рок-движение в массовой культуре страны.
Семидесятые
1973 год. Первый сингл «Цветов» как студенческого ансамбля, выпущенный на фирме «Мелодия», неожиданно расходится небывалым тиражом в 7 млн экземпляров.
1974 год. Выходит второй сингл «Цветов» таким же огромным тиражом. Московская пресса называет «Цветы» «советскими Beatles», и Намин с группой начинают профессиональную концертную деятельность.
1975 год. Министерство культуры СССР запрещает группу «Цветы» и даже само её название как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».
Вынужденный перерыв в работе своей группы Намин посвящает окончанию учёбы в Московском государственном университете, куда он перевёлся в 1972 году. В это же время он много общается с запрещёнными режимом поэтами, писателями и художниками-нонконформистами (диссидентами): Анатолием Зверевым, Олегом Целковым, Анатолием Брусиловским, Иосифом Киблицким, Алёной Басиловой, Венедиктом Ерофеевым, Генрихом Сапгиром, Юзом Алешковским и др. Тогда же под влиянием The Beatles и после визита в Москву Бхактиведанты Свами Прабхупады увлекается индийской музыкой и ведической культурой.
1976 год. Намин вновь собирает группу, и «Цветы» возобновляют деятельность уже без запрещённого названия – как Группа Стаса Намина.
1977 год. Выходит первый сингл Группы Стаса Намина, и она становится так же популярна, как и раньше, но и по-прежнему официально запрещена.
Восьмидесятые
1980 год. В связи с Олимпиадой происходит «потепление» в идеологии режима, и Группе Стаса Намина удаётся впервые за десять лет выпустить сольный альбом «Гимн солнцу» и впервые появиться на телевидении.
1981 год. Намин организует первый фестиваль рок-музыки в Ереване, о котором восторженно пишут журналы Time (США) и Stern (ФРГ), после чего КГБ лишает Намина права работы и отбирает у него паспорт, а прокуратура преследует группу, ища повод открыть уголовное дело.
1982 год. С Евгением Евтушенко и Андреем Вознесенским Намин пишет песни социальной и политической направленности, которые запрещает цензура. Само имя Намина становится для властей диссидентским, что бы он ни написал. Даже его песня «Мы желаем счастья вам», ставшая сегодня классикой – национальным хитом, который поёт уже более 30 лет вся страна, была три года запрещена.
Намин знакомится с композитором Георгием Свиридовым и показывает ему свою музыку. Свиридов отмечает яркие выразительные мелодии и их неожиданное развитие.
Из-за запретов, сделавших невозможным занятие рок-музыкой, Намин решает поменять профессию и поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Его преподавателями были профессор Лев Гумилёв, Паола Волкова, Анатолий Васильев и другие выдающиеся личности.
1983 год. Снимает первый в стране видеоклип на свою песню «Старый Новый год» (стихи А. Вознесенского) с откровенно политическим подтекстом. Клип был запрещён в СССР и впервые попал в эфир только в 1986 году на MTV в США.
1985 год. Без разрешения КГБ в гости к Намину приезжают Мишель Легран, Микис Теодоракис, Удо Линденберг, Дэвид Вулкомб, Дин Рид и другие зарубежные музыканты, с которыми он без санкций Министерства культуры создаёт совместные творческие проекты и записывает двойной альбом «Мы желаем счастья вам», который запрещают в СССР. Министерство культуры на специально собранной коллегии официально обвиняет Намина и его группу в поддержке политики Пентагона.
1986 год. Только с приходом Михаила Горбачёва к власти и началом перестройки Группе Стаса Намина впервые удаётся выехать на Запад. За полтора месяца группа совершает тур по 18 городам США и Канады. Там Намин знакомится и играет вместе с мировыми рок-звёздами в ООН (Нью-Йорк), Кеннеди-центре (Вашингтон) и других залах.
Затем группа свободно гастролирует по Европе, Африке, Австралии, Южной и Северной Америке, Японии и многим другим странам и таким образом за четыре года совершает мировое турне.
Ещё будучи в Японии, Намин с Гэбриэлом решают создать альтернативные музыкальные компании. Гэбриэл создаёт Real World Records для поддержки этнических музыкантов мира, а Намин – центр SNC для поддержки запрещённых советским режимом музыкантов, художников и поэтов.
1987 год. Альтернативный культурный центр SNC, не имея официального разрешения и документов, начинает работать в парке Горького (Москва). Здесь Намин собирает запрещённых талантливых музыкантов, прогрессивных поэтов, художников и дизайнеров андеграунда. SNC становится единственной в стране «фабрикой» нового свободного искусства, похожей на студию Энди Уорхола в Нью-Йорке, а Фрэнк Заппа называет его «русским Баухаузом», представляющим новую свободную культуру. Гостями центра были Pink Floyd, The Rolling Stones, U-2, Куинси Джонс, Питер Гэбриэл, Энни Леннокс, Брайан Мэй, Ринго Старр, Роберт Де Ниро, Арнольд Шварценеггер и многие другие. Группа Scorpions в начале 1990-х, вдохновлённая свободной новаторской жизнью Центра в парке Горького, пишет свой хит «Ветер перемен», а Намин по просьбе группы пишет для него русский текст.
Здесь же Намин создаёт свою новую группу «Парк Горького», которая становится первой и единственной российской рок-группой, получившей мировую известность.
1988 год. Фрэнк Заппа приезжает в Россию, чтобы познакомиться с Наминым. Они становятся близкими друзьями, и Заппа совершает ещё несколько поездок в Россию. Намин знакомит Заппу с Альфредом Шнитке и молодыми музыкантами и художниками, и Заппа снимает фильм о Центре Стаса Намина.
Во время гастролей в Нью-Йорке по приглашению Кита Ричардса Намин участвует в записи его сольного альбома Talk is Cheap.
1989 год. По инициативе Намина организуется первая в истории советская культурно-политическая делегация на Аляску. С этого момента открывается регулярный авиарейс из России в Анкоридж. Стас Намин вместе с Эдди Мани (США) совершает совместный тур по Аляске.
В августе Намин организует первый в СССР международный рок-фестиваль – Московский фестиваль мира на стадионе Ленина (200 тысяч зрителей). Участники: Bon Jovi, Motley Crue, Scorpions, Ozzy Osbourne, Skid Row, Cinderella и новая группа Намина «Парк Горького». Западная пресса называет фестиваль «русским Вудстоком», возвестившим новую эру свободной России.
В том же году Намин создаёт Московский симфонический оркестр (МСО) и организует серию концертов в Большом зале Московской консерватории и в Концертном зале им. П.И. Чайковского (Москва).
Девяностые
1990 год. Намин останавливает деятельность группы «Цветы» и занимается социальными новаторскими проектами, которые разрушают устои советского режима.
Весной создаёт первую в стране частную независимую фирму грамзаписи SNC Records, которая разбивает многолетнюю монополию фирмы «Мелодия» и быстро завоёвывает советский рынок. SNC Records выпускает записи молодых, ранее запрещённых российских поп- и рок-музыкантов, а также западных звёзд по лицензии компании Castle Communications (Великобритания), за что получает в награду «Золотой диск».
Летом Намин проводит первый международный фестиваль «Единый мир» в Москве. Концепция фестиваля «Единый мир» – объединение на одной сцене исполнителей различных наций, рас и религий. Глобальная цель фестиваля – преодоление национальной, социальной и религиозной разобщённости людей планеты, поиск способов достичь реального международного единства и братства людей.
Университет Vanderbilt (г. Нэшвилл, США) учреждает стипендию имени Стаса Намина.
Созданное Наминым агентство Stanbet Sport организует подписание прямых контрактов советских спортсменов – теннисиста Андрея Чеснокова и хоккеистов Вячеслава Фетисова и Алексея Касатонова – с западными продюсерами, разрушив тем самым монополию Госкомспорта. Эти контракты открывают дорогу в мировой спорт всем российским спортсменам.
Вместе с Виктором Агеевым участвует в создании профессиональной федерации бокса в России.
1991 год. В августе, во время путча, вернувшись из Лондона после организованного им концерта Симфонического оркестра BBC и хора Полянского в Royal Albert Hall, Намин участвует в защите Белого дома. Он лично проводит переговоры с командами танков, вошедших в Москву, и убеждает их перейти на сторону демократии. Осенью по просьбе своего друга художника Питера Макса (США) начинает переговоры с советским правительством о возвращении библиотеки Шнеерсона любавичским хасидам.
Впервые в истории России организует еврейский праздник Ханука в Кремле.
Намин предлагает только вступившему в права президенту России Ельцину международный проект тура мумии Ленина по миру. Весь доход от проекта предлагалось отдать пенсионерам, которые верили в Ленина и остались ни с чем.
1992 год. Весной Намин организует фестиваль «Рок из Кремля». Впервые запрещённые ранее рок-музыканты выступают на сцене Кремлёвского дворца, где ранее проводились только официальные концерты и съезды Коммунистической партии.
Летом организует первый в России фестиваль воздушных шаров на Красной площади и в парке Горького.
В этом же году Намин по приглашению Симона Визенталя выступает спикером по теме «Толерантность и общество» на конференции ЮНЕСКО (Париж, Франция).
1993 год. 22 августа, через два года после путча, SNC организует концерт «Рок на баррикадах» перед Белым домом в поддержку защитников демократии.
Совершает поездку по университетам США с курсом лекций по российской культуре и посещает своего друга Фрэнка Заппу в Лос-Анджелесе за несколько месяцев до его смерти. Они слушают и обсуждают последний симфонический альбом Заппы.
1994 год. Намин создаёт воздушный шар в виде легендарной Жёлтой подводной лодки. Этот шар становится самым популярным на Всемирном фестивале воздушных шаров в Альбукерке (США) и попадает в энциклопедию лучших шаров мира.
1997 год. Стас Намин вместе с Дмитрием Муратовым создаёт самую прогрессивную газету современной России – «Новую газету», пригласив Михаила Горбачёва стать её соучредителем.
Вместе с Туром Хейердалом, Юрием Сенкевичем и друзьями организует и совершает кругосветное путешествие через остров Пасхи.
1998 год. С Леонардо Ди Каприо и Аланис Мориссетт Намин посещает Кубу, где Фидель Кастро учит его курить сигары.
1999 год. По приглашению продюсера культового бродвейского хиппи-рок-мюзикла «Волосы» Майкла Батлера Намин прилетает в Лос-Анджелес на новую калифорнийскую постановку спектакля, и они решают создать русскую версию мюзикла в Москве. В сентябре Намин собирает труппу с участием американских актёров, и в ноябре выпускает премьеру «Волос» на русском языке. Собранная труппа становится основой нового Театра Стаса Намина, который сегодня является одним из самых популярных в России. После гастролей спектакля в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке постановка Театра Намина названа одной из лучших в мире. Для работы в мюзикле «Волосы», рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» и других спектаклях Намин вновь собирает группу «Цветы».
Двухтысячные
2000 год. Помимо других проектов Намин начинает серьёзно заниматься живописью, графикой и фотографией, симфонической и этнической музыкой.
2001 год. Группа Стаса Намина «Цветы» отмечает 30-летие большим концертом в Москве с участием российских суперзвёзд.
2002 год. Группа «Цветы» записывает альбом рок-версий старинных русских деревенских песен.
2004 год. Намин проводит фестиваль российского кино – Russian International Film Festival (RIFF) во Франкфурте-на-Майне (Германия). На фестивале представлено более двадцати художественных и документальных фильмов.
2007 год. Намин приглашает в Америку Андрея Вознесенского и там знакомит его с Шэрон Стоун. Вознесенский посвящает ей стихотворение.
2009 год. В год сорокалетия группы «Цветы» Намин записывает двойной альбом «Назад в СССР» на студии Abbey Road (Лондон, Великобритания). В альбом входят легендарные хиты группы, созданные с 1969 по 1982 год.
2010 год. Намин с группой «Цветы» записывает альбом «Распахни окно в свободу» на студии Abbey Road. В альбом вошли запрещённые песни «Цветов», созданные в 1980-х годах. Группа отмечает своё 40-летие большим концертом в Москве.
Российская академия театрального искусства (ГИТИС) приглашает Намина в качестве профессора и художественного руководителя курса музыкального театра.
2011 год. В Москве, в Международном доме музыки исполняется и записывается симфоническая сюита Намина «Осень в Петербурге». Там же Стас Намин на ситаре в сопровождении индийских и других музыкантов и симфонического оркестра исполняет свою новую композицию «Фьюжн Рага» – посвящение Джорджу Харрисону.
2012 год. В марте Намин совершает поездку по Северной Индии – местам паломничества The Beatles – и даёт концерт на ситаре в храме Кришны-Баларамы во Вриндаване.
Вернувшись в Москву, Намин как гитарист записывает тройной альбом «Медитация» с участием специальных гостей из разных стран мира.
В августе в Парке Горького проходит фестиваль «Легенды российского рока» с участием всех российских рок-звёзд, посвящённый 25-летию Центра SNC.
2013 год. Совместно с Государственным Русским музеем к 100-летию «Чёрного квадрата» Намин создаёт в своём театре реконструкцию авангардной оперы «Победа над Солнцем» Казимира Малевича, Михаила Матюшина и Алексея Кручёных.
2014 год. Российская академия художеств решением президиума избирает Намина почётным членом академии.
2015 год. В Вашингтоне, в Университете Georgetown и Капитолии, проходит премьера фильма Free to Rock (режиссёр – Джим Браун, сопродюсер и соавтор – Стас Намин).
Декабрь – премьера спектакля «Нью-Йорк. 80-е. Мы» в Театре Стаса Намина. Автор пьесы – художник с мировым именем Михаил Шемякин – создал спектакль о весёлом и трагичном времени русской эмиграции, об удивительной компании изгнанников из СССР, состоящей из танцоров, писателей, художников и актёров, среди них Рудольф Нуреев, Александр Годунов, Михаил Барышников, Эрнст Неизвестный, Эдуард Лимонов и др.
2016 год. В записи двойного альбома лучших песен Намина и «Цветов» участвуют звёзды мировой рок-музыки.
Лондонский симфонический оркестр записывает симфонию Намина Centuria S – Quark на студии Abbey Road (Лондон, Великобритания).
Государственный Русский музей издаёт альбом фотографий Намина «Магия Венеры» – результат 15-летнего фотографического исследования феномена рождения Человека.