В преддверии большого концерта с симфоническим оркестром, который состоится 28 апреля в «Крокус Сити Холле», музыканты группы «Ария» встретились с журналистами и поклонниками. Корреспондент «АН» побеседовал с главными «арийскими» композиторами – гитаристом Владимиром Холстининым и басистом Виталием Дубининым.
- Что делает «Арию» «Арией»? Сказать, что участники, – затруднительно. Единственный музыкант из первого состава – это Владимир. На последнем «Ария-фесте» группа выступала без него – и тем не менее это была «Ария». Сказать, что «Арию» делает «Арией» её репертуар, тоже трудно. Если другая группа выйдет на сцену и аутентично исполнит «арийский» материал, она от этого «Арией» не станет.
Дубинин: Я не согласен с тем, что «Ария» на сцене фестиваля была «Арией» «без Владимира», ведь звучала музыка, придуманная в том числе им. Да и игра гитариста стилистически отличалась от того, как это делает Владимир. «Арию» делает «Арией» наше общее творчество. И музыканты, ставшие единым коллективом. Когда кто-то покидает коллектив и на его место приходит новый музыкант, требуется какое-то время, чтобы группу вновь воспринимали как «Арию».
Холстинин: Последние 10-15 лет часто слышишь от фанатов, что эта песня не «арийская», что этот альбом менее «арийский», чем тот, и так далее. Получается, вольно или невольно мы создали определённый стиль, хотя это и очень громко сказано. Видимо, есть идея, которую мы пронесли, не растеряв и не расплескав. Как мы начали играть музыку конца прошлого века, так и играем её. Это было модно, потом немодно, потом опять модно, потом опять немодно, потом появились другие стили… Наше упрямство сыграло нам на руку.
- А сейчас это модно?
Холстинин: Нет. Жанр не нов, и сказать что-то новое в нём очень трудно. Наверное, нам повезло, что мы стояли у его истоков и прошли свой путь вместе с его становлением. Сейчас, когда все места заняты, состояться в этом жанре сложнее.
Дубинин: Трудно сказать про группу, которой больше 30 лет, что она модная. Скорее, она заняла свою нишу и благодаря этому имеет определённый статус и определённое количество поклонников, которые будут слушать её вне зависимости от моды.
- Почему за пределами субкультуры «металла» в России известны только «Ария» и «Кипелов»? Есть группы, которые не уступают вам в репертуаре и исполнении, – прежде всего «Легион». Проблема в узколобости медиа?
Дубинин: Кипелов-то выходец из «Арии»! (Смеётся.)
Холстинин: Как ты подвёл черту! (Смеётся.)
Дубинин: Наверное, нам повезло. Нельзя же говорить, какая у нас замечательная музыка, и как мы безошибочно всё просчитали, и теперь можем называть себя лучшими. В первую очередь это везение – мы оказались в нужное время в нужном месте. Ну а дальше… Сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя.
- Вам грустно, что популярный «металл» ограничивается вами? Или, наоборот, приятно?
Холстинин: Проблема в том, что популярность «металла» в нашей стране систематически недооценивается средствами массовой информации.
Дубинин: Есть радиостанции, которые крутят «металл», но только западный. Российский «металл» никто не продвигает. 10-15 лет назад было российское MTV, было «Муз-ТВ» – в совершенно другом формате, нежели сейчас. Если копнуть ещё глубже, шли музыкальные передачи даже по Первому каналу, по РТР, и из них можно было кое-что почерпнуть. А сейчас страна погрузилась в эпоху всеобщего шансона.
- Успех «Арии», наверное, обусловлен не только творческими усилиями, но и продюсерскими? Я имею в виду вас двоих.
Холстинин: Мы с Виталием продюсируем наши альбомы. В том, что «Ария» оказалась, например, на «Нашествии» с оркестром, нашей заслуги было совсем немного.
Дубинин: Чтобы у группы была своя история, чтобы её можно было сразу отличить по звучанию от других, кто-то должен за это отвечать. В коллективе пять музыкантов, и если принимать решения будет каждый, то получится набор разных стилей. Поэтому кто-то должен сказать: «Так мы делаем, а так – не делаем». Да, мы с Володей взяли на себя эту… это бремя. Нелегко сказать человеку, который принёс в эйфории свою новую музыку, что она не подходит. Но это необходимо, чтобы выдержать чистоту стиля.
- В русском металле между группами много общего и не очень много различий. Наверное, неслучайно многие топовые металлисты переиграли и перепели друг с другом в разных проектах. Тот же Алексей Булгаков – вокалист упомянутого «Легиона» – записывался с «Арией» вместо Валерия Кипелова (особенно известна «Ангельская пыль» в исполнении Алексея).
Холстинин: Все «металлические» группы похожи в силу того, что играют в одном стиле. Когда я был студентом, моя мама, заходя ко мне в комнату, всегда говорила: «Это же одна и та же бесконечная песня – как ты можешь такое слушать?» Думаю, различия между группами незаметны именно для дилетантов. Поклонник жанра с лёгкостью отличит нас друг от друга.
Дубинин: Согласен. Но такое впечатление создаётся ещё и в силу ограниченности нашей металл-сцены. В маленькой Финляндии групп гораздо больше, чем в огромной России. По моим наблюдениям, серьёзное движение происходит у нас в стране только в Москве. К тому же многие металлисты стараются подражать «Арии», и нас это не радует. Это неверный путь. Надо делать что-то своё, созвучное времени.
Холстинин: Когда мы начинали, мы не были похожи ни на одну группу, по крайней мере ни на одну российскую группу. Может быть, ещё и поэтому мы стали известны.
- На «Нашествии» – главном рок-фестивале страны – нет «металла», кроме вас и «Кипелова». Юрий Шевчук выбил у организаторов отдельную сцену для групп, которые он популяризирует. А вы не пытались влиять на «Нашествие» таким же образом?
Дубинин: Нет. Мы же не Шевчук. Популяризацией жанра мы занимаемся в рамках «Ария-феста» – пусть он маленький, но свой. Обидно, что до «Ария-феста» в такой большой стране не было «металлического» фестиваля.
- Когда Кипелов ушёл из «Арии», многие огорчились. А многие обрадовались – мол, была одна «Ария», а теперь будет две.
Дубинин: Как минимум на треть репертуар «Кипелова» состоит из старых песен, которые Валерий исполнял в «Арии». И все остальные их песни несильно отличаются от «арийского» звучания. Я не говорю, что это плохо или хорошо, но, по-моему, они делают то же самое, что и мы. Никого не хочу обидеть этими словами… Люди прочитают и скажут: «Они снова поругались!» (Смеётся.) У нас с Валерием хорошие отношения.
- Когда возобновились личные отношения с Кипеловым, обсуждалась возможность его возвращения в «Арию»?
Дубинин: Эта возможность обсуждалась спустя месяц после того, как он ушёл (смеётся).
Холстинин: Мы предположили, что Валера принял эмоциональное решение, и сочли нужным поговорить с ним. Хотелось понять, что произошло – серьёзный поступок или простая ссора. Валера был непреклонен…
Дубинин: Не так. Он сказал: «Я сам не знаю, почему это произошло, но теперь уже у меня тур заряжен. Давайте вернёмся к разговору через пару месяцев». И вот до сих пор он думает (смеётся).
- Публики на концертах убавилось после ухода Кипелова?
Холстинин: Убавилось. А ещё в первое время приходили мрачные люди в майках «Кипелов», стояли в первых рядах и сурово на нас смотрели. Дескать, знайте, что мы вами недовольны. Но это продолжалось недолго. Всё это далёкое прошлое, с тех пор столько всего поменялось. Ушёл ещё один вокалист (смеётся).
- Да, кстати, после ухода Артура Беркута тоже публики убавилось?
Дубинин: Не в укор Артуру, но публики прибавилось. И, по-моему, она получает гораздо больше удовольствия от концертов.
- Большинство слушателей сходятся в том, что лучшие альбомы «Арии» приходятся на 80-е и 90-е годы. Согласны?
Холстинин: Нам, конечно, хочется, чтобы наши последующие альбомы нравились людям не меньше. Но, будучи объективным, я вспоминаю, что одна любимая группа меня интересовала до такого-то альбома, другая – до такого-то альбома, и так далее. Наверное, такова реальность, что группы создают лучшие альбомы в ранний период своего творчества.
Дубинин: У каждого слушателя свой «золотой состав» любимой группы. Кто-то считает «Арией» только состав 1985-го года с басистом Аликом Грановским. Кому-то больше всего нравится нынешний состав – с вокалистом Мишей Житняковым.
- Ещё до ухода Кипелова вы вдвоём выпустили сольный альбом «Авария», где Виталий перепел «арийские» песни. Скажите, Виталий, у вас есть амбиции вокалиста?
Дубинин: Нет. Какие там амбиции!
Холстинин: Не думаю, что возможна вторая «Авария».
- В истории группы самым социальным стал альбом «Игра с огнём» 1989 года. Сейчас социальных песен меньше. Почему?
Холстинин: Во-первых, мы были моложе и думали, что можем изменить мир. Во-вторых, в те годы рушился Советский Союз, происходил передел всей нашей жизни – естественно, это волновало людей сильнее, чем события нынешнего дня.
Дубинин: Но, при всей социальности тех наших песен, в них ничего не было сказано впрямую, и сейчас они по-прежнему актуальны. «Бой продолжается» написана про афганцев, но точно также она проецируется на другие войны – например, на войну в Донбассе.
- А песня «Раб страха» сейчас актуальна? «Рабство – оно зажимает в тиски. Рабство – оно травит ядом мозги…»
Дубинин: Да, вполне актуальна.
Холстинин: Дело ещё вот в чём. Мы начинали в 1985-м, когда действовала цензура. А в 1989-м мы наконец-то дорвались – вдруг стало можно говорить о том, что всех волнует.
- Напоследок прошу вас подтвердить или опровергнуть легенду о том, что в «Балладе о древнерусском воине» изначально шла речь о Куликовской битве, но цензура не пропустила текст, и пришлось заменить Куликово поле на Ледовое побоище.
Холстинин: Было не совсем так.Под влиянием фильма «Андрей Рублёв» Тарковского, где показано монголо-татарское иго, я предложил нашему поэту, Рите Пушкиной, написать текст о событиях того времени. Но Рита – человек осторожный. Она предположила, что такую песню обвинят в разжигании межнациональной розни, и предпочла написать о войне с немцами. На мой взгляд, песня от этого проиграла. Хотя, конечно, она вполне удалась – в том числе благодаря стихам.