Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шоу-бизнес

"ДОБРОФЕСТ" дает дорогу молодым

, 10:59

Работа с молодыми коллективами – один из ключевых вопросов для фестиваля Доброфест. Понимая, что для менее известной, но уже часто имеющей и опыт, и фан-базу, группы участие в столь масштабном событии – отличная стартовая площадка для выхода на большую аудиторию, чем у нее есть, – оргкомитет ежегодно посвящает этому вопросу немалое количество времени и ресурсов. В этом году к экспертам отбора, продюсеру фестиваля Сергею Силушину и лидеру группы «Тараканы!» Дмитрию «Сиду» Спирину, присоединилась и группа Noize MC в полном составе.

Откуда эта традиция – отдавать почти треть большого лайн-апа фестиваля группам менее известным?

Сергей Силушин (далее С.С.): Хочется, чтобы фестиваль был актуальным, модным и смотрящим в перспективу. Очень много появляется групп и многие звучат очень круто. В какой-то момент их даже ищешь на других фестивалях, чтобы поприсутствовать просто как зритель. Почему же не дать новым группам возможность показать себя публике из почти 40 регионов России? Мы стараемся держать «нос по ветру» и чувствуем это большое желание «быть услышанными» прежде всего от самих групп. В 2013 году у нас было больше 1000 заявок. Сейчас отбор стал более жестким. Ведь это колоссальная ответственность и для фестиваля – выбрать из сотен претендентов группу, способную достойно смотреться в лайн-апе фестиваля, и ответственность для артиста – 30-40 минут держать внимание публики, чтобы та не развернулась и не пошла пить пиво. Заявок после введения более жестких условий отбора стало меньше, но они стали более профессиональные. То есть проверка на профпригодность в профессии идет уже на стадии отбора на фестиваль. Если музыка – это действительно твое – ты не растеряешься и воспользуешься этим шансом.


Дмитрий, у вас тоже есть возможность сравнить ситуацию с прошлого года, когда Вы также были одним из тех, кто отбирал молодежь на вторую сцену фестиваля. Как ощущения?

Дмитрий «Сид» Спирин (далее Д.С.): У меня есть достаточно четко сформулированные общие впечатления и они достаточно радужные. Дело в том, что я обычно пользуюсь стандартной пятибальной системой для того, чтобы оценить эти самые видео, которые участники снимают для отбора. Я просто открываю вордовский документ и начинаю ставить оценки. И могу сказать, что из тех видео, что я уже посмотрел, а я их посмотрел уже больше сотни, я не поставил ни одной группе оценку ниже трех. О чем это говорит? Что общий уровень достаточно хороший. И та функция, которая была сформулирована второй сценой Доброфеста в прошлом году – отбирать группы на вторую сцену по настолько жестким критериям, чтобы это были артисты, готовые на следующий год выходить на первую сцену – сохраняется и в этом году.

Иван, как вы решили присоединиться к этому процессу?

Иван Алексеев (И.А.): Это было нелегкое решение, но мы согласились (смеется). Попытаемся помочь молодым музыкантам. Кто-то же должен слушать миллионы демо, чтобы из них выбрать ряд достойных. Это тяжело. Отбор групп – это стресс, в первую очередь из-за того, что присылают много полного ада, который не надо было никому присылать, но люди подумали иначе и прислали все-таки.

Какие ошибки чаще всего совершают те, кто претендует быть отобранными для участия в фестивале?

Д.С.: Ну успех, он ведь состоит из огромного количества критериев. Кто-то видео снял не на самую лучшую песню, у кого-то жанр не совсем подходящий, а кто-то наоборот – играет в настолько стилистике заезженной, что для того, чтобы ухо зацепилось за музыку такой группы, там должен быть просто железобетонный хит, а у них песни слабоваты. Ну и так далее. Я бы не назвал это ошибками. Ошибок, на мой взгляд, в принципе на человеческом пути нет. Каждый живет своей жизнью, идет своим индивидуальным жизненным путем, и если мы делаем ошибки на своем пути – они наши собственные ошибки и их нужно воспринимать как пройденные уроки – выучили или не выучили? Что касается молодых музыкантов и конкретно тех, о которых мы говорим в связи с отбором на вторую сцену фестиваля Доброфест, то тут скорее не ошибки, а отсутствие какого-то одного из важных факторов. Ну, например, даже классная гениальная песня, если она сыграна музыкантами, которые плохо звукоизвлекают – то она просто не прозвучит и она не будет услышана. Ни для уважаемого жюри, ни для зрителей на поле. Наоборот, отличные музыканты, классно записанные, играют ништяк, но песня такая, что зацепиться не за что. А если вы ее сняли для отборочного тура, то значит у вас все остальные еще хуже.

И.А.: Часто ошибки – это недостаток опыта и недостаточная самокритика. Способность взглянуть со стороны на то, что ты делаешь. Собственно, это использование банальных уже изъезженных ходов, изжеванных, безнадежно устаревших, набивших оскомину. Банальные гармонии, плохие рифмы, навязчивый посыл в тексте. Я уже не говорю про вокал. Понятно, что имея под рукой современный компьютер, можно достаточно сносно записать, но и это не останавливает людей.

Может еще мотивация неверная?

И.А.: Музыка должна быть, потому что она не может не быть. Это должно быть что-то такое, что рвется наружу. Считаешь это крутым, и это невозможно было не сочинить. Вот такие должны быть ощущения. А когда ты прикидываешь к носу: «как бы мне сделать так, чтобы стать популярным?» Ну такая мотивация ни к чему хорошему не приводит. Для начала надо сесть и поиграть на гитаре часов десять. А потом уже думать, что с этим делать.

Какие критерии основополагающие при отборе групп?

С.С.: При отборе мы смотрим на множество факторов. Но точно не на то – как парни взяли гитары в руки и научились играть классические гитарные рифы. Мы смотрим на индивидуальность. Группа должна индивидуально звучать. Какая-то самобытность должна быть в группе.

Д.С.: Видео должно быть клевое, с выдумкой снятое, песня должна быть клевая, группа должна классно играть, ребята в кадре должны тоже играть не только на инструментах, но еще и как-то подавать себя. Не удивительно, что таких артистов не так много. Но хорошо, что они есть.

Не мешает отбору свой субъективный взгляд и влияют ли на решение собственные вкусовые предпочтения?

Д.С.: Ну люди считают, что если артист определенную музыку играет, то он только ее и слушает, находится в своем каком-то культурном болоте и Sex Pistols 25 лет из ушей не вынимает. На самом деле это не так. Я, допустим, большой меломан и достаточно разносторонний человек, и я могу оценить группы в большом количестве различных жанров - от даба, регги, рокстеди и ска до электронных жанров, от экстремальных металлических жанров до совсем мягкой и около-эстрадной музыки. Меня всегда впечатляло – есть у людей классная песня или ее нет. А если она есть – насколько они ее удачно подают. Насколько она будет слышна живьем на фестивале. Потому что мы все-таки отбираем артистов не для того, чтобы подписать с ними контракт или не для того, чтобы их в перспективе пустить на радиостанции. У нас цель совершенно простая – сделать так, чтобы вторая сцена фестиваля работала, работала клево, чтобы у нее была своя самоценность, чтобы публику она привлекала так же как и артисты, выступающие на другой сцене. И тут при отборе вкусовые личные пристрастия не при чем.

С.С.: По большому счету нам не так важно – в каком стиле играет группа. Многие замешивают всякую электронную музыку, хэви, панк рок, рэп и регги. Главное – свое лицо. И важнее настроение и соответствие характеру фестиваля – доброму, открытому, по-хорошему оторванному.

Есть ли шанс у молодой группы, выступив на второй сцене Доброфеста, в будущем попасть уже на первую сцену?

С.С.: Конечно есть. И уже даже бывали такие прецеденты. Это касается тех групп, у которых есть масса творческих и оправданных амбиций. Которым есть что сказать. Которые собрались для того, чтобы рубиться до конца и для которых петь и создавать музыку – как для нас дышать. Активность группы лично для нас является основополагающим фактором при отборе. Все отобранные группы – активно гастролирующие, пусть даже по клубам на 50-200 человек. Они не звучат на радиостанциях, как правило. Потому что у нас всего одна ключевая радиостанция и та не резиновая. Которая тоже, на самом деле, как только начинает в большом количестве ставить новое, начинает терять рейтинги и тут же возвращает в плейлист всех старичков. Индустрии в общем не существует в ее нужном формате, но активные группы никто не остановит. Все сидят в своих маленьких микроавтобусах, работают по клубам, многие «кочегарят» даже по Европе.

Почему у нас так бояться допускать молодое новое в эфир?

Д.С.: Это исключительно вопрос экономической целесообразности. Вот по какой-то причине есть такие территории на земле, где экономическая целесообразность связана с постоянным открытием новых имен, а мы такая территория, где любой программный директор скажет, что если я сейчас обновлю эфир на 20%, то я потеряю такой процент рекламодателей. Слушатель хочет проверенные имена, проверенные хиты, новое узнавать не хочет, оно ему немножечко ломает. Правда тут вопрос – что явилось яйцом, а что – курицей? СМИ приучили слушателя к такому подходу к музыке, и, соответственно, он уже по другому не может. Либо это действительно наша национальная черта такая – консервативность. На Западе индустрия нацелена на извлечение прибыли на придумывании трендов и их насаждении, у нас в принципе похожая история только с поп-музыкой. Потому что только поп-музыка имеет в себе достаточную коммерческую емкость. Хотя даже группа Король и Шут когда-то были начинающей группой, я прекрасно помню это время. И группа Сплин была начинающей группой. И чья-то смелость понадобилась, чтобы пустить их в эти эфиры.

То есть, нужны… Миши Козыревы?

Д.С.: Да, именно! Миши Козыревы нам нужны! Именно так. Миша делал то, что в итоге действительно открыло нам реально большое количество новых имен. Но. Не нужно грустить по этому поводу. Потому что не важно - играет Наше радио NoizeMC – он, слава Богу, появился и каким-то образом росток этот пророс и в виде огромного раскидистого дерева существует. И все счастливы. Да и не только NoizeMC, а вообще хип-хоп-сцена в частности проявилась.

Какой выхлоп может получить молодая группа от выступления на фестивале? Как им нужно этим шансом пользоваться?

С.С.: Фестиваль - отличный шанс заявить о себе, но важно и не переоценивать его значение и понимать, что это всего лишь хорошая стартовая площадка для работы с большой аудиторией. Фестиваль – не крупный звукозаписывающий лейбл, не радиостанция. И продвижение группы – это дело рук самой группы. Фестиваль же – это отличный шанс показать себя на большую аудиторию, проверить себя на новых зрителях и начать наращивать фанбазу. Также это отличный шанс познакомиться с коллегами. Я стал замечать, что у нас, например, артисты стали стремиться приезжать не только чтобы выступить, но и посмотреть других. Некоторые остаются на весь день. Получается своего рода музыкальный форум.

Д.С.: Сейчас фестивали, типа Доброфеста, остаются, пожалуй, единственным эффективным инструментом, для того чтобы группе выйти на большую аудиторию, чем маленький клуб. Будь я сейчас на месте молодой группы, которую отобрали для выступления на второй сцене фестиваля, которая верит в себя, у которой есть идеи, я бы сейчас сел и придумал все для того, чтобы те, кто будет у сцены во время нашего выступления – запомнили бы нас навсегда.

Чтобы Вы посоветовали отобранной на вторую сцену группе?

И.А.: Репетируйте с утра до вечера. Используйте все свободное время. Нужно сделать крутой сет, отыграть круто так, чтобы техническая сторона волновала меньше всего. Чтобы ты мог подумать о чем-то ином. Потому что сыграть – это условие необходимое, но недостаточное. Сыграть надо максимально хорошо, но при этом чувствовать себя достаточно уверенно на сцене и как-то вести за собой людей. Надо подумать, что ты будешь говорить между песнями. Все это надо превратить в некое путешествие для твоего слушателя. Чтобы он оторвался от центральной сцены. Или хотя бы, если уж он оказался возле твоей сцены, он не сбежал бы от тебя на центральную. Это непросто. Часто это выглядит легко, но все психологические процессы, которые при этом проистекают, они порой сродни путешествиям по кругам ада. Это вообще серьезное дело ребята! Очень суровая работа.

Д.С.: Я бы продумал свою программу до мелочей. Позанимался бы вокалом, порепетировал бы, выбрал бы самые крутые боевики для этого сета. В общем, «заморочился» и все бы сделал для того, чтобы люди нас запомнили. Если бы у меня была возможность через неделю-полторы выступить с сольным концертом в тех местах, откуда наибольшее количество аудитории собирается на фестиваль – выступил бы. На выступлении на фестивале раздавал бы флаера. Потому что одно неизменно тащит за собой другое. Но только ты сам можешь этому способствовать. Если ты круто заморочился, придумал какие-то истории, выступил на фестивале ярко и у тебя достаточное количество поклонников, но у тебя нет странички на ФБ или в ВК, или сайта, и никто не может тебя даже элементарно «прогуглить», скачать песни, посмотреть видео – значит все было бессмысленно. Все это обязательно должно быть взаимосвязано.

С.С.: Современный российский музыкальный рынок – он подстроен только под активных людей, которые много двигаются и которые верят в себя. Будешь сидеть на попе ровно – ничего не будет. Потому что мы, как фестиваль, точно так же себя ведем. Когда мы начинали свою музыкальную деятельность, только ленивый не говорил нам: «Ну и сколько вы продержитесь? Год или два?» И вот сейчас люди резко меняют свое мнение и уже по другому общаются. С уважением. Точно так же и у молодых артистов – вера в себя, плюс свое индивидуальное лицо, плюс активная позиция и много работы над собой. Таким группам всегда будет открыта дорога на Доброфест.

Об отборе.

Отбором молодых команд на Вторую сцену в этом году помимо продюсера фестиваля Сергея Силушина, занимался Дмитрий «Сид» Спирин («Тараканы!») и команда Noize MC в полном составе.

Группы снимали одно репетиционное видео, которое необходимо было снять с нескольких камер. Звук должен был быть живым, но записанным там же, на репетиции, многоканально, с последующим микшированием.

Среди команд, отобранных на вторую сцену: Agitators, Tornado Kid, KADNAY, «Дайте Два», «Жамки», Good Times, Заложники, Ловец Снов, ХБС, I.F.K., M.A.D. Band, FTB, Детский Царь, Ангел НеБес, Три Пули, Captain Arctica, Юность Внутри, Плаксы, Ze'bros Band, Шамрай, Carrying Goodness.

Напомним, что фестиваль музыки и развлечений "Доброфест" пройдет в этом году 6-й раз, традиционно  в последние выходные июня – 26, 27 и 28 июня.


 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram