Иосиф Кобзон: Я артистом стать не мечтал
10 сентября 2012, 08:56 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]
Любимому многими поколениями, народному артисту Советского Союза, обладателю множества других титулов и званий Иосифу Кобзону 11 сентября исполняется 75 лет. С ним сегодня- наш разговор.
-Скажите, какие чувства в связи с предстоящим юбилеем у Вас?
-Вы знаете, никаких чувств особых я не испытываю. Я в свое время, когда мне исполнилось 50 лет, ввел традицию День рождения отмечать не как свой личный праздник, а как День благодарения матушки своей, которая в этой день подарила жизнь. И моему примеру последовали многие мои коллеги в театрах и на концертной эстраде.
Я отмечаю в этот день поклоном памяти моей матери и отчитываюсь перед теми, кто меня слушал все эти годы.
Это такой отчетный концерт, который хочу провести достойно, с ансамблем песни и пляски Внутренних войск МВД России под руководством Елисеева, с группой "Республика", в Кремле будут многие мои коллеги, я буду исполнять дуэтные песни вместе с Алсу, с Валерией, с Долиной, с Агутиным. Вот такой большой будет отчетный концерт.
-А я правильно понимаю, что в этом году еще один юбилей у Вас - 50 лет на сцене?
-Нет, я на эстраде 52 года.
- Сейчас можете вспомнить первый Ваш выход на сцену?
- Первый выход у меня был в студенческой самодеятельности во Дворце студентов в городе Днепропетровске в 1952-м году, потом, когда я служил в армии и меня пригласили в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа, это профессиональный коллектив. Я спел песню о России на стихи Лисянского. А в Москве первый профессиональный выход был в декабре 1959 года в Колонном зале с композитором Аркадием Островским.
-А помните эмоции свои - руки тряслись, ноги, голос дрожал? Какие эмоции переживали?
- Существует внутреннее волнение, безусловно. Я считаю, что артист, который перестает волноваться - становится ремесленником, а не артистом. Внутреннее волнение бывает от того, что ты входишь в зрительный зал и не знаешь, как он тебя примет, пытаешься впитать в себя энергетику зала и отдать ему свою - это всегда взаимное волнение. Я не могу понять тех артистов, которые выходят на сцену просто так, как на работу, а не так, как входят в храм помолиться. Я считаю, что сцена - это наш храм, поэтому всегда к ней нужно относиться с волнением.
-Ходят легенды о Ваших концертах, которые по пять часов длились. Это феномен?
-Нет, никакого феномена нет. В свое время я начал петь первый в Советском Союзе по два, по три сольных концерта в день. Многие удивлялись, что не может такого быть. Потому что был стереотип: как это можно петь два концерта? Но я никаких трудностей не испытываю. Наоборот, хочется отдаться и в первом концерте, и во втором. На первый концерт приходят зрители, думая "ну вот он сейчас будет халтурить, потому что ему еще один нужно петь концерт". На втором концерте думают "ну он на первом уже напелся, поэтому кое-как будет петь второй"... Нужно выкладываться полностью.
А потом моему примеру последовали не только мужчины, но и наши женщины- исполнительницы - Соня Ротару, Алла Пугачева, и все остальные. Это просто психологический барьер, который нужно преодолеть исполнителю, а если у него хорошо поставленный голос - он не должен уставать.
-Вы сами с Украины, украинский язык не забыли?
-А как же, еще не забыл.
-Каким Вам вспоминается Ваше детство, может быть, самое яркое впечатление?
-Детство у меня было военное, в разрушенном Донбассе после оккупации. Голодное, холодное. Самое страшное - всё время хотелось есть. И не на чем было писать, когда я пошел в школу в 1945-м году.
Ну всё равно я учился хорошо. У нас не было Интернета, не было караоке, не было компьютеров, но зато была улица, был тряпичный мяч, гоняли в футбол, пели песни, дружили, были летние пионерские лагеря. Детство было счастливым в любом случае, потому что мы любили свою страну- победительницу, и любили своих родителей.
-А кем мечтали стать в детстве, может, космонавтом?
-Никем не мечтал. У мамы было пятеро сыновей и дочь, я был младшим сыном, мечтал избавить маму от лишнего груза, поэтому после семи классов пошел учиться в горный техникум - не потому, что полюбил профессию горняка, а потому что там была стипендия. Артистом не мечтал быть, артистом я стал после армии, после ансамбля песни и пляски, тогда я впервые подумал о профессиональной сцене.
-Может быть, что-нибудь скажете про свое восприятие сегодняшней эстрады?
-Я со всеми общаюсь, слава Богу, у меня врагов нет, и соперников тоже.
-А с творческой точки зрения?
-Есть мои друзья, творчество которых я уважаю, они разные совершенно - и Гриша Лепс, и Саша Розенбаум, я очень люблю творчество Ларисы Долиной, прекрасная певица.
-Ритмы поменялись, стили, направления...
-Когда кто-то говорит о том, что нужно менять Юрмалу с "Новой волной" и что-то новое вводить - я всегда категорически против. Каждый год приезжают разные исполнители, которые привносят в Юрмалу новые течения, новую музыку, новые интерпретации, а праздник, который устроили наши популярные рокеры в нынешнем году - просто вернул нас в молодость, в настоящую музыку.