Аргументы Недели. Белоруссия → Наука 13+

Одна из самых сложных энергетических машин, созданных человеком – авиационный двигатель

, 11:34

Одна из самых сложных энергетических машин, созданных человеком –  авиационный двигатель

Где были сконструированы и запущены в серию лучшие в мире ракетные и авиационные двигатели? Об этом «Аргументам недели» рассказал академик РАН, научный руководитель Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королёва Евгений Шахматов.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва называют в десятке лучших в мире технических вузов. Почему Самара является авиационным центром страны? В 1941 году, после начала войны, в Куйбышев, как тогда назывался старинный город на Волге, было эвакуировано свыше 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. Начинали работу с нуля, устанавливали станки под открытым небом, жили в бараках. Условия труда можно назвать спартанскими по современным меркам, но люди знали, за что они работают -чтобы Родина получила то, что от них требовалось. Фронту нужны были самолеты, заводам – инженеры. Для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт. Занятия начались в октябре 1942 года, а в 1944 году состоялся первый выпуск специалистов. В числе первых преподавателей были крупные ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, и других городов СССР. Они не только готовили инженеров, но и создавали и внедряли на производстве новые разработки и технологии.
Сложные условия работы в военное время сформировали дух коллективизма и преданности делу. Работники понимали важность своей миссии, и эта закалка осталась до сих пор. Это наследие продолжает жить и сегодня, поддерживая традиции и инновации в области авиации и космонавтики.

Поэтому здесь сложилась уникальная история предприятий, связанных с аэрокосмической техникой.

В послевоенные годы исследовательские работы ученых были связаны с освоением производства новых образцов авиационной техники – первых реактивных истребителей и бомбардировщиков. С 1957 года в институте подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Ученые и сотрудники института принимали участие в разработке и производстве первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет, ракет-носителей «Восток», «Молния», «Союз». Здесь так же работали над созданием ракетно-космического комплекса для пилотируемого полета на Луну по проекту С.П. Королева, космической системы «Энергия-Буран».

Научные разработки ученых института применялись при проектировании и производстве самолетов Ту- 144, Ту-154, Ил-76, Ил-86, Ил-114, и других.

За успехами стоят внутренние резервы научных школ, начиная от ЦАГИ, и заканчивая именами таких выдающихся конструкторов, как Андрей Николаевич Туполев, Сергей Владимирович Ильюшин, Николай Дмитриевич Кузнецов и другие. Эти люди объединяли вокруг себя талантливых специалистов, которые смотрели в будущее и искали пути преодоления существующих ограничений.

Когда им говорили, что что-то невозможно, они отвечали: «Да, сейчас это невозможно, но мы попробуем». И часто у них получалось.

Источник:
Академик РАН Евгений Шахматов о превосходстве Су-57 над F-35 - Аргументы Недели

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram