Артем Малинин: «Мы создаем пластик, безвредный для природы»
18 сентября 2024, 10:10 [«Аргументы Недели. Челябинск», Татьяна Строганова ]
Окончание, начало здесь
Когда пришло время поступать в вуз, Артем Малинин выбрал направление «Товароведение» к радости близких. Думали, что овладев «жизненной» специальностью, будет работать директором магазина, попутно профессионально консультируя домочадцев о том, какому товару отдать предпочтение. Но, получив диплом, а потом и второй, он не стал покидать стены альма-матер, всерьез увлекся наукой и пищевыми биотехнологиями.
Сегодня молодой ученый Южно-Уральского государственного университета работает над созданием умной упаковки, которая поможет покупателям выбрать продукт хорошего качества. Наш разговор — об увлекательных исследованиях, альтернативе пластику, участии в пищевых экспериментах и пропавшем варенье.
Справка «АН»
Артем Владимирович Малинин, ассистент, аспирант кафедры «Пищевые и биотехнологии» Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ. Младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Природоподобные конвергентные технологии и экоматериалы».
В 2021 году выпускник ЮУрГУ стал победителем конкурса программы «Умник» от Фонда содействия инновациям. В 2024 году победил в конкурсе на назначение стипендии президента РФ для аспирантов.
Сферы научных интересов: пищевая биотехнология, биоразлагаемые материалы, экоупаковка, растительные полисахариды.
— Каковы перспективы ваших разработок? Когда умную упаковку и биоразлагаемую посуду можно будет увидеть на прилавках магазинов?
— Мы сейчас активно пытаемся внедрить новые технологии. Ведутся переговоры с индустриальными партнерами. Есть интерес, они готовы сотрудничать. Внедрение технологий в производство возможно уже в ближайшее время. Да, возникают некоторые сложности. Органическая упаковка и биоразлагаемая посуда дороже, чем пластиковая. Но я думаю, что в обозримом будущем мы перейдем на их использование. Тем более что я знаю, как некоторые компоненты удешевить.
— Еще и над этим работаете?
— Безусловно, стоимость учитываем. Это тоже важно. К слову, несколько лет назад велись разговоры об ограничении использования пластиковой посуды и упаковки. Если такой закон будет принят, наши разработки станут особенно востребованы.
Полезные продукты
— У кафедры много интересных направлений деятельности. Расскажите про лечебный йогурт?
— Наши ученые занимаются разработкой функциональных йогуртов с добавлением биологически активных веществ таких, как фукоидан, к примеру.
— Это вещество, кажется, за долголетие отвечает?
— И за долголетие тоже. Оно многофакторное.
— То есть съел йогурт — будешь жить долго и счастливо?
— Ну, что-то из этой области (смеется).
— А вы этот йогурт пробовали?
— Я пробовал хлеб-антистресс. Точнее, ел его несколько месяцев, участвуя в научном эксперименте в составе добровольцев. Исследовали, как влияет употребление этого хлеба на уровень стресса. По завершении эксперимента у нас брали анализы крови. Эффект был научно установлен. Мы получили отличные результаты и патент.
— Вы к еде подходите скрупулезно? Товаровед в вас просыпается, когда выбираете продукты в магазине?
— Конечно, смотрю на сроки годности и на состав, потому что есть бэкграунд по этому направлению — компетенции и навыки.
— К примеру, колбасу просроченную есть не станете?
— Ее надо утилизировать. По прошествии срока годности начинаются различные биохимические процессы, развивается микрофлора.
— Даже в вакуумной упаковке?
— Всякое бывает. Нет гарантии, что она герметична.
— А любителям «спасти» чуть-чуть заплесневелое варенье что скажете?
— Нам кажется, что плесени на поверхности совсем немного, можно убрать и съесть любимое лакомство. Жалко же выбрасывать. Но если проводить микроскопические исследования, окажется, что все варенье поражено мицелиальным грибом. Можно получить пищевое отравление. И чуть-чуть подгнившее яблочко тоже спасать не рекомендую. Плод уже полностью поражен. Зачем рисковать?
Все будет хорошо
— Как проводите свободное время?
— С детства люблю рисовать. Масло, гуашь, акварель… Разные техники использую. Вдохновляет природа, иногда даже за портреты берусь. В такие моменты отвлекаешься от науки и образовательной деятельности. Происходит перезагрузка, а в процессе творчества как-то само собой всё по научным полочкам раскладывается. Полезно такое переключение.
— Можете поделиться научными планами?
— По большому счету, конечно, хотелось бы внести весомый вклад в науку. Может быть, открытие совершить, которое перевернет мир. Было бы замечательно. Но… для начала нужно защитить диссертацию.
— Вы претендуете на научную новизну в своей исследовательской работе?
— Я занимаюсь разработкой технологии получения биоразлагаемых пленок и упаковок с улучшенными свойствами на основе растительного сырья с применением ультразвука. В этом, собственно, научная новизна уже состоит. Благодаря нашим разработкам будут решаться глобальные задачи по минимизации полимерных отходов. А биосенсорная упаковка, сообщая потребителю, свежий товар или нет, позволит снизить продовольственные потери.
— Как вы относитесь к победам? Нотка тщеславия присутствует?
— Очень хорошо отношусь. Значит, мы на правильном пути и решаем важные задачи. Что же касается тщеславия… Нет у меня этого совсем. Не знаю почему.
— А к поражениям как относитесь?
— Тоже хорошо отношусь.
— Оригинально. Прямо как у классика: «…но пораженья от победы ты сам не должен отличать».
— Можно слегка расстроиться, если что-то не получилось. Но руки опускать — не в моих правилах. Не получилось сейчас — получится потом. Я ведь и в конкурсе «Умник» одержал победу только с третьей или четвертой попытки. Не выиграл бы — значит, было не суждено. Главное не останавливаться, продолжать свой путь.
— Вы удивительный человек! Ко всему хорошо относитесь — и к позитиву, и к негативу. Я думала, такого не бывает…
— Просто я оптимист по жизни. «Всё будет хорошо» — моя любимая фраза. Проблемы, они ведь не вечные. Всё наладится. А нервные клетки не восстанавливаются, как говорит моя бабушка…
— Уже доказано обратное. Научные данные этот миф опровергают. Нейрогенез не прекращается на протяжении всей жизни.
— Серьезно? Буду знать. Тем не менее переживать о чем-то, себя накручивать не вижу смысла.
— Выходит, зря вы хлеб-антистресс так долго ели? И без этого спокойный, уравновешенный человек…
— Чего не сделаешь для науки (смеется). Зато помог в реализации перспективного проекта. И хлеб, кстати, был вкусный.