Учёные со всего мира собрались в Казани, чтобы победить старость
7 мая 2018, 12:53 [ «Аргументы Недели» ]
В конце апреля в Казани прошла международная конференция "Способы достижения активного долголетия", в которой приняли участие около 500 учёных из 17 стран, занимающиеся проблемами долголетия и продления жизни. Генетики и геронтологи, биологи и фармакологи, генные инженеры и иммунологи говорили о том, что для прорыва в деле остановки старения нужно объединить усилия специалистов всех направлений.
Как пишет "Коммерсант", учёные признают: что такое старение и что считать его началом, в полной мере они не знают. Является ли старение причиной возрастных заболеваний типа рака или болезни Альцгеймера или, наоборот, различные заболевания, "накладываясь" друг на друга, в итоге порождают старость — постепенное угасание функций организма?
По словам профессора Яна Вайга из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна (США), "потенциал человеческого организма намного больше того, что мы видим. Думаю, в течение десяти лет нам удастся разработать механизмы для вмешательства и остановки старения. Перед нами стоит задача продлить жизнь человека до 115, 120 или 200 лет. И это не вопрос пессимизма или оптимизма — это вопрос накопления научного знания".
Изучение долгоживущих животных на самых разных уровнях — модный тренд современной науки. Ученые пытаются понять, почему разные существа, в особенности млекопитающие, у которых когда-то был общий предок, в ходе эволюции приобрели столь различную продолжительность жизни. Ответ, в принципе, есть: потому что одни и те же гены у разных существ работают по-разному. При этом у долгоживущих млекопитающих профиль активности генов сходный, притом что, скажем, в почках, печени, мозге он различается.
Работы профессора Гарвардской медицинской школы (США) Вадима Гладышева и члена-корреспондента РАН Алексея Москалева доказали, что ключ к долголетию у самых разных существ один: они научились выживать в условиях кислородной недостаточности (гипоксии). Этой наукой прекрасно владеет и подземный голый землекоп, и надолго уходящие под воду киты, и летучие мыши Брандта, которые замедляют дыхание во сне. Понять, как организм "научился" существовать в таких условиях, особенно важно для людей, потому как гипоксия вызывает у человека ускоренное старение: без достаточного количества кислорода страдают все органы и ткани, в первую очередь мозг. А чем старше человек, тем хуже у него снабжается кровью мозг и тем разрушительнее это проявляется на всех уровнях организма.
Исследователь долгожителей Клаудио Франчески, который расшифровал геномы нескольких тысяч пожилых итальянцев, пришёл к выводу, что у долгожителей некоторые гены работают иначе и защищают своих обладателей от неблагоприятных воздействий.
Учёный Гил Ацмон (Университет Хайфы, Израиль) установил, что долголетие имеет выраженную наследственную компоненту. Так, принято считать, что обычно гены влияют на продолжительность жизни на 25%, а образ жизни — на 75%. Но даже самый правильный образ жизни позволяет прожить в среднем примерно 85 лет. Долгожители же частенько правильным образом жизни не отличаются, но живут более 90, 100, а то и 110 лет. Поэтому вклад наследственности в их долголетие — до 50%.
Что же делать всем, кому не достался геном долгожителя? Начать надо с того, что не паниковать. Доказано: если человек снизит калорийность питания на 20-30 процентов, перейдет на здоровую диету — например, на средиземноморскую с обилием рыбы, зелени, овощей и оливкового масла, ограничит алкоголь, бросит курить, будет регулярно (но без фанатизма) заниматься спортом и высыпаться, то, скорее всего, он проживет 80-90 лет.
Некоторые учёные склоняются к мнению, что прежде всего нужно остановить старение мозга. Мозг по большей части состоит из неделящихся клеток. И при этом он потребляет большую часть кислорода и глюкозы в организме. В итоге в мозге накапливаются своеобразные "отходы" производства в виде непереработанных частей клеток. Поэтому для профилактики старения мозга важно, чтобы в нем исправно проходили процессы постепенного самопереваривания мусорных клеток. Этому способствуют, например, периодические короткие голодания и некоторые вещества, в том числе спермидин, которого много в ростках брокколи, бобовых и злаков. В клинических исследованиях он показал себя как геропротектор (вещество, останавливающее старение, которое улучшает память).
Значит ли это, что лечить старость нужно противовоспалительными препаратами? По сути, да (сами геронтологи зачастую короткими курсами принимают аспирин и ибупрофен), но еще надежнее заниматься профилактикой воспаления — скажем, поддержанием здорового фона в кишечнике. Некоторые исследователи считают, что в будущем у человека ещё в детстве будут брать микробиоту и помещать ее, допустим, в жидкий азот. С возрастом каждый сможет брать образцы своего идеального сообщества бактерий и таким образом омолаживать организм.
Самые большие надежды медики давно возлагают на рапамицин — вещество, обнаруженное на острове Пасхи. Его открыли бразильские исследователи как продукт деятельности особых бактерий. Сначала он использовался как препарат, который не позволяет отторгаться пересаженным органам. Но затем ученые заметили его свойство продлевать жизнь. Правда, клинических испытаний рапамицина как лекарства от старости на людях провести пока нельзя.
Проблема в том, что старение так и не признано ВОЗ болезнью. В итоге крупные инвесторы не готовы вкладывать средства в разработку лекарств, которые не смогут найти себе место на рынке. Кроме того, по словам ученых, непонятно, как клинически исследовать такие препараты: если человек их принимает, то у него не должно наступить заболевание. Но как ты докажешь, что оно не наступило именно благодаря таблетке?
Источник: газета "Коммерсант"