Аргументы Недели Владивосток → Наука № 9(551) от 10.03.17

Как 40 лет назад порт приписки Владивосток лишили легенды мировой океанографии

, 05:59

…В свой первый экспедиционный рейс «Витязь» отправился из Владивостока, ставшим портом приписки судна, ещё в 1949 году. Как тогда писали советские газеты, в этом корабле науки  воплотилась идея ленинского декрета о создании плавучего института – на его борту были развёрнуты 14 научных лабораторий с современным, по тем временам, оборудованием, научная библиотека, хранилища проб. Около 150 человек – членов экипажа и научных сотрудников – могло оно принять на борт. Сколько раз после первого рейса провожали владивостокцы «Витязь» в море – не счесть. За 28 лет работы он прошёл не одну сотню тысяч морских миль, избороздив вдоль и поперёк Тихий, Индийский и Атлантический океаны.

«Витязь» построили в 1939 году на германской верфи как грузопассажирское судно. Первоначально оно называлось «Марс» и предназначалось для перевозки фруктов из южных стран в Германию. Инженер Генрих Тамм так его описывал: «Это было необычайно красивое судно. … изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения… «Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту…». Во время войны «Марс» возил целлюлозу из Скандинавии, затем его приспособили под госпиталь на 600 мест. После войны по репарации судно оказалось в Великобритании с новым названием «Вперед, Империя». Портом приписки был Ливерпуль, оно находилось там меньше года, после чего было передано СССР и стояло в Ленинграде. С организацией в январе 1946 года Института океанологии АН СССР для него стали искать океанское судно. Министр морского флота П.П. Ширшов командировал сотрудника института, впоследствии известного морского биолога В.Г. Богорова, и капитана С.И. Ушакова в Ленинград для выбора судна. В.Г. Богоров вспоминал: «Когда мы подъезжали к бухте, где стоял трофейный флот, мы увидели с пригорка этот корабль и сразу указали на него. Это был «Марс». Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 годах на заводах Висмара (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке. При перестройке судна была удлинена его средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций. Уникальность судна была обеспечена научным оборудованием. Глубоководная якорная лебедка  позволяла становиться на якорь на глубинах до 11 километров, а глубоководная траловая лебедка обеспечивала возможность траления на таких же глубинах.

В нашей стране судно поочередно называлось «Экватор», «Адмирал Макаров». Имя «Витязь» оно получило в честь знаменитых корветов русского флота XIX века. Первый «Витязь» – винтовой корвет, на котором в 1870-1871 годах к берегам Новой Гвинеи совершил плавание известный русский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Второй «Витязь» – парусно-винтовой корвет, которым в 1886-1889 годах командовал адмирал, учёный, кораблестроитель С.О. Макаров. Эскиз букв с русской вязью, которые украшают нос «Витязя», сделал сам Пётр Петрович Ширшов.

Послужной список «Витязя» просто огромен: за тридцать лет, с 1949 по 1979 год в его 65 экспедициях были сделаны потрясающие исследования Мирового океана. Одни из самых значительных – открытие Курило-Камчатской впадины глубиной 10 с половиной километров, Марианского желоба с глубиной 11 022 метра. Впрочем, из 19 желобов Мирового океана, глубина которых превышает семь километров, 12 изучены экспедициями на «Витязе».

Помимо полученных значимых результатов в геологии, гидрологии, гидрохимии, биофизике, на «Витязе» советскими учёными сделано много значительных открытий в биологии. Описано 1176 новых видов животных и растений. Новые таксоны более высокого ранга включают 171 род и 26 семейств. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Особый раздел составили исследования головоногих моллюсков. Изучение бентоса также занимало важное место в экспедиционных рейсах. Работы на «Витязе» показали, что Мировой океан – это целостный природный объект с теснейшим взаимодействием всех свойственных ему параметров, образующий единую сложную биологическую систему со своей определённой структурой. Также с борта судна была обнаружена достаточно разнообразная фауна на глубинах от шести километров до максимальных…

Именно на этом, ставшим легендарном, научно-исследовательском судне сформировалась школа отечественной океанологии, на его борту в экспедициях работали учёные 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. «Витязь» участвовал в программе Международного геофизического года, в Международной индоокеанской экспедиции, в советско-американском эксперименте «Полимоде» и других крупных международных проектах. Это время в мировой океанологии называют ЭПОХОЙ «Витязя».

Судно принимали в 100 портах 49 стран мира, его гостями были губернаторы, главы правительств, президенты и знаменитости, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. Часто при заходах в иностранные порты на его борту устраивали дни открытых дверей, и люди часами ждали, чтобы подняться на советское судно. Последний свой рейс «Витязь» совершил в 1979 году вокруг Европы, тогда ещё раз подтвердилась его поистине всемирная известность – при заходах в порты Франции, Испании, Португалии, Великобритании, Дании «Витязь» спешили посетить учёные из этих стран, специально приезжавшие лично познакомиться со знаменитым кораблем науки.

На «Витязе» наши советские океанологи стирали «белые пятна» с морской поверхности планеты. Все ныне существующие карты глубин Мирового океана, а  также атласы Атлантического, Индийского, Тихого  океанов составлены с учётом работ экспедиций на «Витязе». Биологи, работавшие на судне, открыли новый тип морских животных поганофор, более ста видов рыб. По результатам экспедиции «Витязя» в дальневосточных морях рыбакам бассейна была рекомендована для промысла «ночная жемчужина» – сайра.

Результаты научных исследований, проведённых на «Витязе», опубликованные более чем в шестидесяти (!) томах Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР, обогатили науку. И вполне заслуженно имя отечественного научно-исследовательского судна начертано золотыми буквами на фронтоне знаменитого океанографического музея в Монако.

А в 1958 году во время захода «Витязя» в Сан-Франциско руководству экспедиции и командованию судна был вручён ключ от города. Тогдашний мэр американского мегаполиса Джордж Кристофер устроил в честь прибытия «Витязя» приём. И в Книге почётных посетителей он сделал следующую запись: «От имени жителей Сан-Франциско я приветствую эту замечательную экспедицию. Мы надеемся, что каждый момент пребывания здесь будет для вас приятным. Мы уверены, что ваши исследования будут содействовать прогрессу науки».  

Но, как и всё в этом подлунном мире, суда тоже стареют. И ровно сорок лет назад, в марте 1977 года  под звуки духового оркестра и с традиционной бутылкой шампанского, разбитого о борт судна, «Витязь» простился с портом приписки. А ещё через два года, в марте 1979, судно, завершив свой последний рейс, было списано из состава флота. Но сохранено для потомков – на его борту решили создать свой национальный океанографический  музей. Только местом для вечной стоянки «Витязя» был определён почему-то Калининград…  Хотя «Витязь» всей своей жизнью связан с Владивостоком, и членами его экипажа были дальневосточники.

Предполагалось даже поставить легендарный корабль науки в Москве, «порте пяти морей», к открытию московской Олимпиады, обсуждалась также возможность швартовки в Ленинграде, хотя дальневосточники и просили вернуть «Витязь» в его порт приписки. Но в итоге выбрали Калининград. 22 апреля 1979 года, завершив свой последний, 65-й рейс, «Витязь» вошёл в воды Преголи (так называется впадающая в Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря река, на берегах которой расположен областной центр янтарного края). Но затем случилось так, что о легенде мировой океанологии на многие годы забыли, судно тихо ржавело. Писатель Л.В. Почивалов, много сделавший для сохранения «Витязя», писал в «Правде»: «Никто не хотел взять на себя полную ответственность за судьбу отечественной реликвии». Даже предлагали отправить «Витязь» на переплавку...

Только в 1988 году «Витязь» был поставлен на ремонт в завод «Янтарь». В 1989 году Атлантическое отделение Института океанологии им. Ширшова АН СССР заказало разработку технической документации по переоборудованию «Витязя» в судно-музей. И лишь 12 апреля 1990 года появилось Постановление Правительства РСФСР о создании Музея Мирового океана в Калининграде.

Но даже став на вечную стоянку, превратившись в музей,  «Витязь» продолжил свою научную жизнь. В начале 1995 года с его борта были проведены первые гидрометеорологические измерения. С тех пор ежедневно учёные Атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН измеряют направление и скорость ветра, прозрачность и уровень воды в реке, температуру и солёность – оказывается, место стоянки «Витязя» чрезвычайно удобно для прогноза затока солёных вод в Преголю.

Сегодня «Витязь» называют одним из символов города Канта, брендом Калининграда… А ведь мог стать значимой достопримечательностью Владивостока, его несостоявшейся гавани знаменитых кораблей…

Сергей СЕМЁНОВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram