Аргументы Недели Иркутск → Наука № 24(515) от 23.06.16

Город с космической историей

, 08:20

Более года назад в Иркутск вернулся планетарий как часть музея «Ноосфера» имени Михаила Щадова. Если верить астрономам, этот объект крайне важен, потому что исторически и город, и область имеют отношение и к астрономии, и к космонавтике. Что интересного можно увидеть в планетарии, рассказал его исполнительный директор Дмитрий Семенов.


—На дворе разгар лета — каникулы. Поэтому начнем с актуальной темы. Расскажите, что планетарий в этом сезоне предлагает школьникам и их родителям?

— Во-первых, как и в прошлом году, для школьников и студентов объявлены тотальные скидки — теперь любой сеанс для них (кроме концертов и спецпрограмм) стоит 300 рублей. Кроме этого, начала работу специальная акция — трое детей ведут одного взрослого бесплатно.

Что касается программы, то у нас сейчас в расписании 13 полнокупольных фильмов в основном на астрономические темы, рассчитанные на самые разные возрастные группы, от 5-6 лет до самых взрослых, кому интересны вопросы космологии.

— Для тех, кто не был ни разу, поясните, чего ожидать посетителю современного планетария?

— В разных планетариях — разные программы. У нас сеанс состоит из образовательного полнокупольного фильма, причем для детей это может быть полнометражный сюжетный мультфильм с действующими лицами, посвященный какой-то астрономической теме. Например, очень нравится детям мультфильм «Полярис. Космическая субмарина и загадка полярной ночи», рассказывающий, почему на земле есть шапки изо льда и почему случаются полярная ночь и полярный день.

После этого лектор проводит экскурсию по небу — буквально включает звездное небо над головами зрителей и рассказывает, что на нем видно. А потом отвечает на вопросы гостей. Сразу хочу сказать, что такой формат доступен не всем планетариям — мало где каждый сеанс сопровождается живой лекцией.

— А почему просто не ограничиться показом фильма, если вы говорите, что там и так интересно и информативно?

— Планетарий — это когда звезды, а когда только кино, это, извините, кинотеатр. К тому же мы попробовали сделать разные сеансы — со звездным небом и без, посетители поняли разницу и выразили пожелание видеть звездное небо всегда. К тому же многие взрослые ведут детей в планетарий в ожидании того, что они видели в старом иркутском планетарии, закрытом в 1986 году.

— Ответы на вопросы — тоже «фишка» Иркутска. Много вопросов? Бывают смешные? И неужели в фильмах не все рассказано?

— Зависит от посетителей или от среднего уровня образования класса, который привели. Бывает, поджимает следующий сеанс, и приходится прекращать или уводить детей из зала. Собственно, именно режим вопрос-ответ я считаю главной возможностью для получения знаний. Все наши лекторы либо профессиональные астрономы, либо любители с очень большим стажем и огромным багажом знаний. Еще важно, что наука на месте не стоит. Например, после фильма «Черные дыры» приходится делать много комментариев, потому что в этой области буквально за последний год произошли фундаментальные открытия.

— Кто делает программы? Как вы их получаете?

— Много фильмов делают планетарии, много фильмов делают профессиональные студии по заказу планетариев либо астрономических сообществ или объединений. Мы, как и кинотеатры, покупаем их для проката.

— Дорого?

— Дорого. Хорошая программа американского, например, производства для нашего небольшого зала будет стоить до миллиона рублей в год.

— А почему американского? В России много астрономов, неужели некому сделать программу для планетария?

— Астроном может дать тему, а дальше идет обыкновенное кинопроизводство. К сожалению, в России эта отрасль только зарождается. Но есть надежда, что она разовьется. Мы сами участвовали в производстве одной из программ, которая идет у нас в планетарии, снимал и монтировал Большой новосибирский планетарий.

У нас в программе сейчас стоит фильм «Розетта» о космической миссии к комете Чурюмова-Герасименко, приобретенный для планетария Иркутским госуниверситетом в рамках программы профориентации и продвижения естественнонаучных знаний. Фильм сделан российской компанией «Общество сферического кино». Наш научный руководитель Сергей Язев уже стал автором нескольких сценариев и идей для подобных программ, и сейчас работа ведется над очередным. Это очень затратно, и одному планетарию не всегда по карману.

— Вот про карман несколько вопросов. Помнится, планетарий заявлялся как проект на базе частно-государственного партнерства. Вы работаете больше года — есть какая-то поддержка от государства?

— Да, идея такая была, тем не менее проект на сто процентов реализован на средства инвестора — ныне депутата ГД Михаила Слипенчука.

— Почему не получилось сотрудничества?

— Я не могу сказать, что от сотрудничества кто-то категорически отказывался. Просто наш регион подвержен быстрой перемене власти, что вызывает перестановки во всей системе и задержку в принятии решений. Когда возникла очередная заминка, инвестор принял решение, что такой объект важен для людей и ждать не может, поэтому вложил свои средства. Так в Иркутске появился первый в России частный стационарный планетарий.

— То есть вы успели до санкций?

— На наш проект санкции бы не повлияли, а вот курсовые прыжки — да, ведь оборудование в основном зарубежное, и очень дорогое. Мы успели.

— В большей мере программы несут образовательную нагрузку, поэтому было бы логично ожидать поддержки от власти. Или отсутствие астрономии в школьной программе полностью вычеркнуло все точки соприкосновения?

— Астрономия, несмотря на то, что перестала существовать как предмет, из школьной программы никуда не делась — мы часть вселенной, и с этим надо смириться. Она осталась в предметах, которые знакомят детей с окружающим миром, например, в физике. Кроме этого, я считаю астрономию главной экологической дисциплиной — она показывает, насколько мала наша планета и как важно ее беречь.

Мы взаимодействуем с городскими структурами образования, ищем точки соприкосновения и варианты сотрудничества — они есть. Думаю, что сотрудничество будет налажено. У нас есть что показать и рассказать в рамках текущей школьной программы. И могу уверенно заявить, что сделать это мы можем гораздо лучше, чем в школе, именно благодаря нашему техническому оснащению и — что немаловажно — уникальной квалификации наших лекторов.

— Несколько слов об истории проекта. Такое сложное наименование — музейно-планетарский комплекс «Ноосфера» и имя Михаила Щадова — откуда взялась такая конструкция?

— Это отражение истории. Изначально инвестор — Михаил Слипенчук — планировал создать здесь небольшой музей для демонстрации достижений экспедиции «Миры» на Байкале», которую он полностью финансировал (он вообще в хорошем смысле слова «болен» Байкалом), а в год, когда экспедиция заканчивалась, он узнал о проекте планетария. Произошел синтез идей, приближался юбилей Вернадского и вот — профиль объекта стал гораздо шире, чем у одного только планетария или мини-музея. Благодаря внедрению планетария в проект, кстати, удалось увеличить площадь застройки — изначально участок был почти в два раза меньше — и общая площадь объекта выросла.

Что касается имени Михаила Щадова, то он был организатором экспедиции «Миры» на Байкале», сам неоднократно погружался. Кроме этого он представлял ИФК «Метрополь» в Иркутске, в частности начинал строить этот объект, был не чужд науке — являлся профессором НИТУ, а с Михаилом Слипенчуком его связывала тесная дружба.

— Помимо образовательных проектов, у вас есть и творческие — проведение фестивалей, показ фестивального кино. Расскажите.

— У нас очень много идей. В ближайшее время мы переведем в новый формат полюбившийся публике проект «Джаз под куполом планетария». Планетарий стал полнокупольной площадкой фестиваля «Человек и Природа», и в этом году производители уже присылают фильмы на конкурсную программу. Прямо сейчас обсуждается формат участия планетария в фестивале наук. Расширяется сеть наших наблюдательных площадок. Повторюсь, идей — масса! Все новости и расписание программ отражаются на нашем сайте, но мы всегда ждем в гости журналистов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram