В Петербурге прошёл большой конкурс робототехники среди юных изобретателей. Специалисты из ЦНИИ РТК, организовавшие эти соревнования, поделились с «АН» соображениями по поводу перспектив российской робототехники. Другие представители отрасли также высказали свою точку зрения. Картина вырисовывается отчасти весьма знакомая.
На образовательном уровне с робототехникой в России всё в порядке, говорят специалисты ЦНИИ РТК. Талантливых ребят, создающих очень даже непростые машины, в Петербурге да и во всей остальной стране предостаточно. Более того, на международных олимпиадах и чемпионатах наши студенты и школьники почти всегда выступают среди фаворитов. Кстати, победители в турнире на Кубок ЦНИИ РТК, создавшие робота Степашку (на снимке), также продемонстрировали очень высокий уровень знаний.
Государство активно спонсирует крупные проекты – от Сколково, где с роботами занимаются уже три года, до лабораторий в вузах, таких, к примеру, как ИТМО, ЛЭТИ или петербургский Политех. Одним словом, краснеть за нашу образовательную робототехнику не приходится.
Совсем другое дело – робототехника промышленная, в которую, кстати, тоже вкладываются бюджетные средства. Какова же отдача? Тут, по признанию представителей отрасли, хвастаться нечем.
«Де-факто с промышленной робототехникой в стране всё плохо. Я знаю, что какие-то манипуляторы (упрощённый тип роботов, применяемых чаще всего в автопроме. – Прим. ред.) делают на АвтоВАЗе, но и там иностранных роботов тоже используют», – говорит начальник специальной техники ЦНИИ РТК Олег Шмаков. По словам эксперта, есть в стране и другие производители, выполняющие госзаказы для обороны или для атомной промышленности, но это всё разовые изделия, а серийного производства у нас просто нет.
Но ладно бы изготовление роботов, давайте посмотрим, как они используются у нас и в других странах. В этой нише всё уже давно занято японскими, немецкими, американскими и корейскими фирмами. Уровень использования манипуляторов в промышленности определяют по числу роботов на 10 тыс. рабочих мест. Так, в Китае этот показатель равен 30, что на самом деле немного. Первой в мире является Южная Корея, где на 10 тыс. рабочих приходится 396 роботов, на втором месте Япония – 332 робота на 10 тысяч. В Германии эта цифра только приближается к трём сотням (278), в США – «всего» 196, в Италии – 113 роботов. В Восточной Европе роботы тоже освоились: Чехия – 89 на 10 тыс. трудящихся, в Словакии – 62, Венгрия – 48, Румыния – 14. А сколько же в России? Цифра впечатляет – один робот на 10 тыс. рабочих мест!
По словам Андрея Новикова, директора по развитию компании «НавиРобот», отечественный рынок робототехники сейчас только формируется. Залогом удачного развития, считает эксперт, должна быть государственная поддержка. И она оказывается. Проекты в Сколково, лаборатории в вузах и тот же ЦНИИ РТК существуют за бюджетный счёт. Чего не хватает, так это заинтересованности бизнеса и конкурентной среды. По словам генерального директора ООО КБ-3 Александра Тордуа, подавляющее большинство отечественных разработок в области «практической» робототехники, пока, как и ранее, являются попытками более-менее удачной компиляции зарубежных решений. Собственные передовые работы крайне ограничены по количеству, так как отсутствует финансовая заинтересованность производителей, констатирует Александр Тордуа. С ним согласен Владимир Конышев, генеральный директор ООО «Нейроботикс»: «Частные инвесторы в РФ требуют выход на прибыль через 2–3 года, а это сложно обеспечить в такой области. Поэтому серьёзные проекты идут только в рамках госфинансирования».
Тем не менее Олег Шмаков смотрит в будущее с оптимизмом. Его радует, что среди совсем молодых ребят так много по-настоящему талантливых технарей, которых потом с удовольствием берут на обучение в упомянутые ИТМО, СПбПГУ и ЛЭТИ. На вопрос о том, куда же молодые петербургские специалисты устраиваются потом, Олег Шмаков даёт исчерпывающий ответ: «Помимо ЦНИИ РТК я могу назвать еще две организации, куда с удовольствием берут тех, кто конструирует роботов, – это «Диаконт» и компания СТЦ. К тому же часть ребят остаются в вузах, потому что там оборудованы свои лаборатории, выполняющие различные задачи, причём не только учебные, но и для различных заказчиков в нашей стране.
Понятное дело, что 50% уходит в коммерцию, в продажи. Но ведь и продавать робототехнику не каждый сможет, для этого надо иметь образование.
Некоторые становятся «управленцами»: на автозаводах в Петербурге работают иностранные роботы, которых, извините, надо ещё запрограммировать, а это не за 5 секунд делается. Также робототехнику надо соединить с остальным оборудованием, с двигателем, надо всё собрать и запустить».
По мнению экспертов, сегодня возникает ситуация, отчасти схожая с той, что была в Советском Союзе. Олег Шмаков напоминает, что в ЦНИИ РТК 40 лет назад разрабатывалась программа по созданию промышленных манипуляторов, и некоторые из них действительно изготовлялись преимущественно для советского автопрома.
«Да, у нас на выставке в ЦНИИ РТК есть манипуляторы тридцатилетней давности, но потом программа промышленной робототехники, как рассказывал нам основатель ЦНИИ РТК Евгений Иванович Юревич, была свернута по понятным причинам».
«Понятные причины» – это прекращение финансирования, после того как цены на нефть в восьмидесятые годы совершили ряд кульбитов и приток средств в советскую казну существенно сократился. Сегодня нефтяные цены опять не радуют, а секвестирование бюджета уже происходит по самым разным статьям. Однако на образовательной робототехнике власти пока не экономят.