Первый французский космонавт Жан-Лу Кретьен прибыл в Роскосмос с визитом в честь годовщины первого совместного российско-французского полета. Когда-то он провел 189 часов на борту корабля Союз Т6 и станции «Салют 7».
Юбилей полета Роскосмос встретил без особой помпы – за день до визита француза российские специалисты утратили из-за нелепого обрыва кабеля где-то в Мытищах связь с МКС и всеми спутниковыми системами, о чем узнал весь мир. Связь была восстановлена, но инцидент встал в один длинный ряд с прочими неудачами российской космической отрасли в последнее время, пишет Le Figaro. В августе 2011 года корабль Прогресс, который должен был доставить грузы на МКС, развалился, не долетев до нужной орбиты. В результате президент Владимир Путин отстранил от должностей видных управленцев космической индустрии.
Российская космическая отрасль находится в глубоком кризисе, уверены французские аналитики. Новые менеджеры даже заговорили о слишком высокой стоимости пилотируемых полетов – на стоимость раньше никто не обращал внимание. Космодром в Байконуре, после отделения Казахстана, стал стоить России огромных денег, которые она платит за аренду и обслуживание – во времена СССР этих затрат никто не считал. Зарубежные партнеры Роскосмоса очень обеспокоены обещанным затоплением МКС в 2020 году – но российские специалисты считают полеты на околоземных орбитах нерентабельными. Эта идея была озвучена заместителем главы Роскосмоса Виталием Давыдовым.
«Низкие орбиты, от 350 до 1400 км над Землей не имеют будущего, их надо оставить частным компаниям и перенести работу Роскосмоса на Луну и Марс», - согласен с ним Жан-Лу Кретьен. Российские специалисты уже планируют использовать Луну как промежуточную базу для прыжка к Красной планете. Однако сегодня большинство российских космических предприятий к этому прыжку не готово, увы, пожаловался газете анонимный источник в Роскосмосе.
«Поддерживать деятельность на МКС бесконечно возможным не представляется, это может стать опасным для космонавтов», - полагает Виталий Лорота, глава НПО «Энергия». Пока НАСА и Роскосмос предполагают отправлять экипажи на МКС не четыре раза в год, а только два – это позволит сэкономить, а заодно и проверить способность человека переносить длительный полет – убиваются сразу два зайца.