Трудно сосчитать, сколько раз каждый из нас смотрел самый известный новогодний фильм «Ирония судьбы или С легким паром!». Он поражает зрителей не только своей непосредственностью, но и многочисленными ляпами.
И начинаются они прямо с титров перед увлекательным показом фильма. Во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исКЮчительно в новогоднюю ночь» пропущена буква «л».
Смотрим дальше: главный герой фильма не мог улететь по чужому билету, потому что уже был введен паспортный контроль, да и кто пустил бы его туда в таком состоянии. Надя, учительница русского языка, никогда бы не сказала «одела платье», как она произносила в фильме, а сказала бы «надела». Она же, судя по всему, подпольный миллионер, потому что даже в то время в ее прихожей стояла коробка из-под коньяка «Camus». Надя с мамой, наверное, отмечали новоселье, - неплохо для учительницы в 1975 году! Когда же Надя собирается уйти из дома (потом она решит ехать на вокзал), коробка в прихожей уже другая. А стоит ли говорить о том, что в новогоднюю ночь дорожные службы снег не убирают, как показали нам в фильме, – их и в обычный-то день днем с огнем не сыщешь. Теперь вы легко сможете увидеть все эти ляпы и сами, а мы продолжим перечислять несуразицы.
Мягкова загружают в Ил-62 (судя по салону), в облаках летит Ту-134, а в Ленинграде приземляется Ту-154...
Там, где действие происходит в квартире Нади, можно проследить за исчезновением и появлением некоторых домашних предметов: чайник (из которого поливали Женю), ведро, телефон и многое другое. Видимо, зрителям не показали, как герои фильма их использовали, клали их на место, потом снова брали, и т.д. и т.п.
В начале фильма, когда Ширвиндт приходит домой к Мягкову, чтобы вместе отправиться в баню, дверь открывает его мама. В руках у Ширвиндта бутылка шампанского, которую эта самая мама почему-то забирает дважды.
Да и в ленинградской квартире у Наденьки с шампанским происходит что-то неладное. Надя приберегла одну бутылочку, ещё одну подружки принесли. А если посчитать, то в квартире можно обнаружить минимум (!) четыре бутылки.
Обратите внимание, как Надя накрыла стол к приходу Ипполита. Все продукты нахально «гуляют» по всему столу, оказываясь то на одном краю, то на другом, то посередине, то вообще исчезают на какое-то время.
В фильме метёт вьюга и вообще очень холодно, а на Исаакиевском соборе снега нет. Сам Рязанов говорил, что во время съёмок (февраль-март) снега в Ленинграде не было и для имитации были скуплены все запасы ваты в близлежащих аптеках. А все улицы, попавшие в кадр, посыпали пенопластом.
Барбара Брыльска садится в такси, чтобы отправиться на вокзал. Обратите внимание на внешность водителя. Это брюнет с пышными бакенбардами. Когда же машина подъезжает к вокзалу, мы видим совсем другого таксиста - блондин и без бакенбардов.
Садясь в такси, Надя называет шоферу место, куда её нужно доставить, - Московский вокзал. Но покупает билет (для Жени Лукашина) почему-то... в Центральных железнодорожных кассах на канале Грибоедова. Хотя шофёр привёз её к Московскому вокзалу.
Когда Ипполит в порыве ярости мчится на машине и вылетает на замёрзшую Неву, то на него из грузовика сыплют снег. Спрашивается: и кто бы это убирал снег ночью, да ещё и новогодней?
Когда Ипполит в гневе уезжает (Женя пытается его вернуть), он садится в машину, полностью облепленную снегом, затем мы видим бегущего Женю в практически чистое заднее стекло «жигуленка», а затем и всю картину погони сверху - машина совершенно чистая!
Мягков выбрасывает фотографию Яковлева (Ипполита). Фотография падает в сугроб, а на ней... Басилашвили (факт, подтверждённый Рязановым). На роль Ипполита действительно был утвержден Олег Басилашвили, на которого уже шили костюмы. Однако незадолго до начала съемок у артиста умер отец. Актера заменил Юрий Яковлев. К счастью, костюмы ему пришлись впору.
Женя собирается ехать «домой» на такси. В одной руке у него был портфель, а в другой - веник, завёрнутый в газету. Со словами «Вот вам!» он бросает в группу молодых людей какой-то свёрток. Так как садится он в такси только с портфелем, напрашивается вывод - бросил он веник! Но чуть позже этот самый веник благополучно торчит из портфеля!
Когда Надя приезжает домой (самый первый эпизод с её участием) и ждёт лифт, на стене висит табличка с телефоном техпомощи - видно, что номер семизначный (241-04-44), - а у Нади-то телефон шестизначный (14-50-30). Эту же самую табличку можно увидеть в московском эпизоде, когда Павел приезжает к Жене.
Когда Надя бежит за чайником, чтобы поливать Женю, заметно, что сверху стопки грампластинок (у колонки) лежит пластинка с БЕЛОЙ наклейкой. В конце первой серии Женя подходит к проигрывателю и сходу берёт верхнюю пластинку,- она уже с КРАСНОЙ наклейкой. Чуть позже Женя звонит по телефону. В проигрывателе стоит пластинка с СИНЕЙ наклейкой. А когда Надя вернулась с фотографией Ипполита,- пластинка опять с КРАСНОЙ наклейкой.
В самом начале разбирательства, когда Мягков говорит «Лапочка...» и хочет потрепать Брыльску за щёку, та даёт ему по мордасам. Он падает и по направлению её глаз можно предположить, куда он упал. В следующем кадре он встает с ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороны предполагаемого падения.
Женя в ожидании Гали помогает маме накрывать на стол. Обратите внимание на тарелки,- они стоят стопкой. После того, как крупным планом показывают маму, которая собирается уходить к подруге, тарелки уже расставлены на столе. На этом история с тарелками не заканчивается. Мама с Женей уходят за фужерами, а после того как они возвращаются, тарелки снова стоят аккуратной стопкой! При этом другие предметы тоже поменяли свои места!
Бурков, когда им нечем закусить, говорит: «Вот шоколадка, какая ни есть, а всё-таки закуска», а сразу за его спиной - буфет (там Ширвиндт брал пиво), где подносы с апельсинами, яблоками и т.д. Хотя, если б они закусывали - сюжет вряд ли бы получился.
И это далеко не полный список ляпов и нестыковок.