По словам скульптора и художника Юрия Васильева, маски имеют свойство вмешиваться в нашу жизнь. Они реагируют на происходящее и даже могут мстить живым. Посмертных масок скульптор снял немало.
В далеком 1980-ом он делал посмертную маску Владимира Высоцкого. Для сей печальной миссии его пригласила жена барда — Марина Влади, пишет журнал «Звезды и советы». Вдова вспоминает, как страшно это было накладывать последний, гипсовый, «грим» на лицо мертвого возлюбленного.
Но слепки все же сняли. Васильев сделал с них копии: для самых близких друзей и родных певца. В том числе и для Марины, и для сына Никиты. А заодно предупредил: «Посмертная маска может реагировать на происходящее. Даже на ваше настроение. Я много их снимал. Видел...»
Кому-то это покажется мистической запредельщиной, но для посвященных тут нет ничего фантастического. Коллекционеры уверяют: на посмертных масках как будто навечно застывает последняя, а значит, самая искренняя эмоция человека. Это словно документ, выданный безжалостной смертью. А потому не стоит тревожить его без нужды, обращаться с ним непочтительно. Иначе расплата неминуема. Смерть умеет мстить живым за неуважение.
Влади увезла маску мужа в Париж, а Никита использовал свою для создания образа отца в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой». И получил жестокую отповедь от Марины: «Фильм — чудовищная мерзость! Он до банальности односторонне показывает Высоцкого. А брать для пущей достоверности посмертную маску Володи — грех и преступление!»
Влади убеждена: маска барда теперь осквернена. Как и его память. Те же, кто сделал это, понесут наказание. Какое? А это уже не нам — обычным смертным — решать...