Welcome to Russia!
Лузский лесопромышленный комплекс знавал лучшие времена. В 60-70е годы прошлого века входил в десятку крупнейших производств отрасли. Плановоубыточное, оно фактически умерло вместе с СССР. Нет дотаций - нет работы. У местных остались с той славной поры приятные воспоминания, древняя технология и груды бессмысленного железа - техника и цеха заметно обветшали. Прошли годы, и вокруг Лузского ЛПК постепенно сформировались группы людей, уповающих на административный ресурс. Как приятно подоить государство! В советский период деньги подчистую съедала отсталая технологическая база, а в наступившей капиталистической реальности грех не поспособствовать «себе, любимому».
Сейчас 5-6 тыс. м3 пиломатериала - тот максимум, на который способен бывший «гигант социалистической лесной индустрии». Для этого объема требуется не менее 800 рабочих!
Знатоки работы с деревом, финны, такой же объем продукции выпускают силами не более 10 человек... Почувствуйте разницу! Это не рекордные показатели, просто в Финляндии такой стандарт переработки: 1 работник = 1000 м3.
И горячие финские парни решили, что именно здесь у них будет работы непочатый край. Случай подвернулся: предприятиебанкрот ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» в 2006 г.
выставило на торги акции.
По прикидкам, на первом этапе развития современное финское оборудование позволило бы выдавать нагора до 30 тыс. кубометров в месяц готового пиломатериала. А финский инвестор задумал второй этап, третий... Предприятие практически сразу должно было стать заметным игроком на зарубежных рынках.
И вот иностранный инвестор купил на торгах акции у предприятиябанкрота. Он ни с кем не договаривался заранее - это же незаконно. Выложил совершенно реальные деньги. Взял завод вместе с долгами по зарплате -
они входили в эту цену. Запустил производство. Покупал инвестор не предприятие, а бизнес. Был утвержден план модернизации, начали вкладывать деньги.
Как все должно выглядеть в идеале? Развивается завод, развивается лесозаготовка. А что на самом деле?
Финны, гоу хоум!
Но вдруг появляется группа людей, которая не выходила на торги, и включает административный ресурс. Рабочим намекают на то, что завод им отдал тогдашний губернатор Николай Шаклеин. И никого не волнуют инвесторы, какието там торги. Тогда же, больше года назад, инвестору отказывают в регистрации права собственности. Конкурсный управляющий предприятиябанкрота Василий Шевченко нарушает закон, явно действуя в интересах «третьих лиц». Но деньги за акции принять тем не менее не отказался. С тех пор в Лузе он не появляется, в судах его интересы представляет адвокат.
На обращения инвестора и руководства завода в прокуратуру и другие инстанции реакция нулевая. Рабочие остались без работы, воззвания к теперь уже сенатору Николаю Шаклеину не принесли никакого эффекта. Компания оказалась втянута в бесконечные судебные тяжбы. Логика последнего решения Арбитражного суда Кировской области вообще дикая - все правильно, предприятие продали, а новому собственнику, инвестору, его вместе со всеми активами передавать совсем не обязательно. Решили, наверное, что в цивилизованном мире, дескать, так обычно и поступают.
Финн сделал свое дело, финн может уходить. Ободранный как липка. Возможно, поэтому Кировская область никак не может избавиться от малопочетного звания «депрессивный регион»?
До финнов заводом недолго владела компания «Континенталь менеджмент» Олега Дерипаски. Но всесильный олигарх с серьезными финансовыми потерями ушел из Кировской области. Местные элиты оказались круче! Следующими на «вятские грабли» наступили финны. Впору продемонстрировать миру очередной инвестпроект: «Лузский лесопромышленный комплекс» - «Третьим будешь?»
Странно. В других регионах бизнес, который приходит и вкладывается в реальный сектор экономики, готов модернизировать производство, приносит передовые технологии и исправно платит налоги - на руках носят. Здесь нашли чисто мошеннический способ многократно продать одно и то же имущество. На блатном жаргоне - «кидалово».
Получилось, как в фильме «Особенности национальной охоты». Там молодой финн платил за знаменитую классическую русскую охоту верхом, с борзыми и горнами. А получил обычную затяжную пьянку в очень странной компании. Если еще проще, в нашем случае инвестору продали машину. Документы передали, а про машину сознательно забыли. Это даже не чемодан без ручки, а ручка без чемодана.
Ручка без чемодана
Представители инвестора настаивают, что кировские судебные и исполнительные власти попросту не желают вникать в происходящее, совершенно формально относятся к установлению истины. Свои всегда правы, так что ли?
«Может быть, он и негодяй, но это наш сукин сын», - когдато высказался по поводу никарагуанского диктатора Сомосы президент США Франклин Рузвельт. Возможно, поэтому все судебные разбирательства в арбитражном суде Кировской области игнорировали интересы Лузского ЛПК и его владельцев? Инвестор не ищет льгот, он требует соблюдения законов Российской Федерации. И ничего более! Нельзя инвестировать в стопку бумаги и воздух.
«Мы хотим суда праведного! И желательно быстрого», - утверждают представители инвестора. Бесконечная тягомотина судебных процессов не дает возможности спокойно и созидательно трудиться.
Чтобы окончательно не оказаться у разбитого корыта, компания была вынуждена даже сменить юридический адрес и перебраться из Кировской области в Подмосковье. И это им тоже ставят в упрек. Но здесь компании инвестора в почете, все стены в офисах увешаны благодарностями правительства МО. А вот лузские и кировские элиты в унисон кричат: «Жулики!» В Московской же области предприятия того же самого собственника (жулика?!) входят в круг крупнейших налогоплательщиков, зарплата у работников вдвое выше средней по отрасли. Там, где законы работают, не приходится ждать сюрпризов от местных властей.
Но события последних дней подтверждают правоту срочного переезда «варягов» поближе к столице. Руководству предприятия Управление имуществом и земельными ресурсами Лузского района предложило заключить договор аренды земельного участка с «собственником» чужого имущества. То есть с ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат», чье недвижимое имущество давно внесено в уставный капитал предприятия, принадлежащего финнам!
Но ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» уже однажды продал добросовестному приобретателю на торгах акции ОАО «Лузский лесопромышленный комплекс». Получил за это денежные средства, а сейчас благополучно похищает это имущество. При этом административный ресурс Кировской области активно этому способствует. По последним данным, гн Шевченко непонятно каким образом передал на сторону даже базу отдыха «Лесная cказка», принадлежащую ООО «Лузский лесопромышленный комплекс».
Похоже, что в кировских лесах финны погорячились. Вкладывать деньги можно только тогда, когда все понятно, существуют общие для всех, без исключения, правила. Тогда бизнес вывернется наизнанку, но сумеет наладить прибыльное производство и лесозаготовку. Будет польза и бюджету, и жителям богатейшего лесом края.
А когда все непонятно, в ходу правила «для внутреннего пользования»? Представитель инвестора готов к кардинальному решению проблемы: «Раз мы здесь мешаем жировать местным элитам - верните деньги. Мы уйдем! А вы продолжайте дальше делать вид, что работаете».
Но вот беда - местные элиты не имеют ни средств, ни желания поднимать производство.
Инвестор уже рад бы забыть про бизнес в Кировской области как страшный сон. Но кто отдаст огромную сумму - около 11 млн. долларов? Даже части этих денег давно нет, их тут же растащили бывшие собственники.
Однажды главу Лузского района вызвали к новому губернатору: «А как бы нам пообщаться с новым собственником Лузского ЛПК?» И тишина. Инвестор, узнав о высочайшем интересе, до сих пор в позиции низкого старта, ожидает официального приглашения. Может, аппарат оберегает своего руководителя от неудобных для себя, аппарата, людей?
Губернатор Кировской области Никита Белых считает, что региону необходима Концепция развития лесной отрасли. Это он заявил на расширенном пленуме обкома профсоюзов работников лесных отраслей. Трудно с ним не согласиться. Но в первую очередь надо навести порядок в медвежьих углах области и защитить интересы собственника. Белых и карты в руки - почему бы не спросить у исполнителей, как получилось, что Кировская область и, соответственно, Российская Федерация продали финскому бизнесу, по сути, дутые акции? Белых человек здесь новый, до Лузы, похоже, не добрался. К тому же окружение «правого» губернатора досталось ему в наследство от предшественника. Аппарат тщательно фильтрует поступающую к главе области информацию. Только этим можно объяснить его пассивность.
Все участвующие в судьбе ЛПК лица не могут не понимать одного - собственник всегда будет действовать в своих интересах. Его задача - как минимум выжить. И если ктолибо ставит под сомнение его право на собственность, то о какой созидательной работе может идти речь? В случае с приобретением Лузского ЛПК финская сторона заплатила сполна. После этого в условиях неопределенности деньги в развитие производства вливать будет только безумец. Даже государство с его ресурсами не способно в условиях всеобщего кризиса разбрасываться деньгами.
Рейдерство, захваты и коммерческий передел всегда носят повышенную общественную опасность. Поскольку затрагивают интересы массы людей, в том числе работников атакованных предприятий, считает президент Дмитрий Медведев. «Надо жестко преследовать за такого рода поползновения».
Электрошокотерапия
Финский инвестор помимо многострадального завода ООО «Лузский ЛПК» владеет ООО «Лузский лесозаготовительный комплекс» (ЛЛЗК). Это районный лидер по лесозаготовке. И тут тоже не все просто.
Завод инвестора, ЛЛПК, зависит от поставки и качества леса (бревен, или, как их еще называют, пиловочника) с ЛЛЗК. Сегодня качество леса на делянках неважнецкое, много гнилья. По бумагам и нормативам с каждого бревна должно быть 90% выхода товарной продукции, в реальности получается 60%. А предприятию отводят делянку и дерут с него деньги по «бумажным» нормам. Доказать очевидное чиновникам опять же невозможно. Они этого просто не хотят слышать.
И главное, лесозаготовку местные власти тоже душат - отказывают в поставках электроэнергии. Инвестору и тут вставляют палки в колеса.