Цена жизни ребенка — автомобили и роскошная жизнь некоторых чиновников в Севастополе?
1 июля 2024, 17:38 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский ]
Произошедшая совсем недавно трагедия, в результате которой под обстрелом украинской стороной пляжа в Севастополе погибли и получили ранения ни в чём неповинные люди, в том числе и дети, вызвала глубокое потрясение и заставила многих задуматься о безопасности мирных граждан. Можно ли было избежать этого и возможно ли повторение беды в будущем? Мы решили провести собственное журналистское расследование.
И вывод, к которому мы пришли, вряд ли понравится некоторым севастопольским чиновникам. Ведь если бы чиновники Севастополя озаботились вопросами безопасности граждан в условиях проведения специальной военной операции всерьёз и использовали опыт своих коллег из других регионов, таких как Белгород, возможно, гибели людей удалось бы избежать.
Кстати, интересный момент — в Белгороде сегодня работает заместителем губернатора Владимир Базаров, который в 2016 году перешел на работу в правительство города Севастополя, где занимался вопросами городского хозяйства, дорог, транспорта, природопользования, экологии, сопровождал строительство и ввод в эксплуатацию Балаклавской ПГУ-ТЭС, занимался внедрением ИТС и безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, курировал благоустройство общественных пространств и переход на новую систему обращения с ТКО до нынешнего заместителя губернатора Севастополя Евгения Горлова. И вроде всё было нормально в этой сфере, но Базаров был убран из Севастополя при сомнительных обстоятельствах, связанных, как считают многие в городе федерального значения, с Горловым.
По поводу этого господина мы уже говорили: его работа, по мнению многих, вызывает массу вопросов. Для тех, кто не в курсе, отсылаем к нашим материалам «Кто отбрасывает тень на губернатора Развожаева?» и «„Отличный профессионал“ или всё же некомпетентный и нечистый на руку управленец? Что решит губернатор Развожаев?».
Горлов занял место Базарова, однако, как видится, не сумел (или не захотел?) обеспечить должный уровень безопасности в своих подведомственных сферах... В отличие от Белгорода, где безопасность стоит на первом месте, в Севастополе пляжи остаются без бомбоубежищ и систем оповещения. Подробнее об этом недоразумении, как думается, ставшем причиной жертв на пляже, можно прочитать в материале «Севастополь: риск для мирных граждан можно минимизировать только нормальной системой оповещения и укрытиями в пешей доступности». Материал вышел. Но вот изменилось ли после этого в плане безопасности что-либо?
Мы сделали для себя выводы, что Горлов, похоже, забыл об обустройстве пляжей, но не забыл открыть свои кафе и магазины. Это вызывает обоснованные вопросы: куда же идут государственные деньги? Проведем анализ государственных закупок и расходов, связанных с деятельностью господина Горлова и его подведомственных компаний. Поехали.
Итак, первое — инфраструктура пляжей, которая вызывает опасения. Проведенный аудит показал, что на пляжах Севастополя отсутствуют бомбоубежища и системы оповещения, которые могли бы спасти жизни людей в случае чрезвычайной ситуации. В Белгороде же, напротив, такие меры давно внедрены, а опыт показывает их высокую эффективность. Но почему Севастополь не последовал этому положительному примеру?
Второй важный аспект — финансовая прозрачность расходов на благоустройство и соответствующие профильные закупки. Анализ финансовых отчетов показывает, что значительные суммы выделяются на проекты, связанные с личными интересами чиновников, а не направленные на обеспечение безопасности граждан. В частности — покупки дорогих автомобилей. Кто же создает для них особую атмосферу? Ведь на эти деньги можно было спасти не одну жизнь! Но, видимо, для кого-то жизнь севастопольца стоит дешевле личного комфорта. Вы хотите примеров? Вы их получите.
Тем более, что глубоко копать не придётся — всё лежит буквально «на поверхности». Нужно лишь захотеть увидеть. Хотя бы тот же, по мнению многих, соратник Евгения Горлова «по финансовым темам», руководитель ГУПС «Севастопольгаз» желает себе премиум-авто. Этому есть официальное подтверждение: госпредприятие «Севастопольгаз» разметило на сайте госзакупок заявку на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) трех легковых автомобилей. «Ладу Гранту» и два Huawei Е7 Кроссовер 2.0 АМТ 4 или их аналоги.
Начальная (она же максимальная) цена двух лотов составила более 5,5 млн рублей за каждый китайский автомобиль (в итоге, несложно подсчитать, более 10 млн рублей). И если к Ладе Гранте — бюджетному автомобилю, массовой скромной модели — нет вопросов, то к элитным двум китайским авто Huawei Е7 — не вопрос, а «вопросище» гигантских размеров. Это нынче самая необходимая статья расходов бюджета?! И это только на одно государственное предприятие — по следующим ГУПСам продолжение следует. Как говорится, копайте глубже, что мы и намерены делать.
Так вот, почему у руководства города не возникает вопросов к управляющим государственных предприятий, которые являются дотационными, убыточными, но при этом стараются «ни в чем себе не отказывать». За чужой счёт, конечно. То есть они ведут закупки на деньги честных налогоплательщиков, за счет каждого работающего Севастопольца. И ещё — где патриотизм и реальная поддержка вектора нашей Родины, как возможно закупать дорогие автомобили, когда жестко необходимы деньги на дела безопасности и связанные с оной? Возить свои «пятые точки» в премиальных внедорожниках в условиях специальной военной операции, когда ситуация требует экономии бюджетных средств? Как можно после таких очень спорных своей необходимостью трат смотреть в глаза ребятам с передовой?
Напомним, еще раз что ГУПС «Севастопольгаз», обновление автопарка которого задумано на 3 единицы стоимостью более 10 млн руб., является полностью дотационным. И приобрести новые авто для него решено не сразу в собственность, а в лизинг. И почему же так? А, может, потому что госслужащим (внимание!) запрещено закупать автомобили свыше 2,5 млн руб.? Но, по меркам чиновников этого государственного предприятия, думается, приобрести приличный автомобиль под свои запросы на эти деньги невозможно. Вот тогда и вступает в дело возможность «прибегнуть к операционному лизингу» и запросить себе внедорожник «с прибамбасами» за 3,5 млн рублей? Отметим, что в техническом задании госпредприятия «Севастопольгаз» в рамках госзакупки содержится перечень требований к интересующему нас автомобилю. Это должен быть пятидверный универсал с годом выпуска не ранее 2022-го и 2023 года. Привод — подключаемый полный, на все четыре колеса. (Неужто в Севастополе дороги в таком состоянии, что вездеход требуется?). Цвет кузова — благородный металлик. На другом, видимо, «пальцы гнуть» не смотрится...
Повторимся, ГУПС «Севастопольгаз» — хронически убыточное предприятие и представляет собой скромный набор клерков без серьезной производственной базы и потому с ограниченными возможностями. Отсюда вывод, что крутые авто нужны личностям из числа высшего руководящего состава предприятия. И более никому. Действительно, кто будет находиться внутри двух Huawei Е7? Не слесарь же третьего разряда, это уж точно. А со стопроцентной долей вероятности — руководство ГУПСа. Возможно, сам директор Александр Подтуркин, который в ноябре 2022 года был помещен в симферопольский изолятор временного содержания на двое суток за превышение служебных полномочий и который сейчас является подчиненным и соратником по совместительству и.о. вице-губернатора Евгения Горлова. Для чего такой расход бюджетных средств? Не вписывается ли закупка внедорожников Huawei Е7 в местный чиновничий стиль работы? Конечная цель — ничто, движение — всё. И двигаться лучше всего в максимально комфортных условиях. Так, наверное, рассуждают некоторые чиновники?
Кстати, расследование деловой активности Евгения Горлова выявило его интересы в коммерческих проектах, которые получают приоритетное финансирование в ущерб общественным нуждам. Здесь можно легко увидеть конфликт интересов, требующий немедленного внимания и принятия мер.
Ну, к господину Горлову мы ещё будем возвращаться, а пока вернемся к вопросам общественной безопасности. Изучение практики Белгорода, где под руководством Владимира Базарова были внедрены эффективные меры безопасности, показывает, что такие же шаги могли бы быть предприняты и в Севастополе. Могли бы, да не приняты. Почему? Нам видится, что безответственность и коррупция местных чиновников препятствуют этому. Ведь деньги севастопольские ГУПСы и все, как думается, специально созданные «прокладки для освоения денежных масс» явно идут совсем не на те цели, на которые должны направляться. И пример с дорогими авто — это еще цветочки. Ягодки будут впереди... И напрашивается неприятный вывод: «кому война, а кому и мать родна».
И в заключение. Безопасность людей должна быть приоритетной. «Ж.овозы» могут и должны подождать. Свои мягкие места имеющие возможность пользовать бюджет могут и на более скромных авто повозить. А что нужно сделать для предотвращения подобных трагедий в будущем — просто необходимо провести независимый аудит инфраструктуры безопасности на пляжах, обеспечить прозрачность и целевое использование государственных средств, внедрить лучшие практики из других регионов, таких как Белгород.
Но вот вопрос: а кто на это способен, кто трепетно будет относиться к гражданам Севастополя, оберегать жизни наших детей, кто покончит с разрухой в Городе-герое, кто прекратит беспощадно опустошать наши с вами карманы? Евгений Горлов? Если вы такое скажете в Севастополе, вас просто засмеют. Сам Развожаев всё на себе тянуть будет? Но тогда зачем городу и губернатору такой зам, как Горлов? Или всё-таки уважаемый многими в стране Михаил Развожаев наконец обратит внимание на вызывающего вопросы и отбрасывающего некрасивую тень на власть своего заместителя и найдёт ему замену в лице настоящего профессионала, ставящего во главу угла не собственное благополучие, а благополучие земляков?