Наше сегодняшнее расследование – о том, как испарились за пределами России в период мирового финансового кризиса 8 млрд. рублей, выделенных федеральным бюджетом на поддержку производства ГКНПЦ им. Хруничева. Роскосмос согласовал эту акцию, несмотря на исходящий от нее душок. Нюансы данной операции поистине впечатляют.
Немного истории
Распоряжением Правительства РФ от 16 декабря 1992 г. № 2349р заводу им. Хруничева было разрешено «создать в установленном порядке вместе с корпорацией «Локхид» совместное предприятие по проведению маркетинговых операций на международном рынке космических услуг». СП ориентировалось на маркетинг услуг с использованием ракетоносителя «Протон». Но в нарушение и данного распоряжения, и действующего законодательства (без издания каких-либо дополнительных распорядительных документов Правительства России) к образованию данного СП была привлечена РКК «Энергия» как изготовитель разгонных блоков для «Протона».
В 1993 г. машиностроительный завод им. Хруничева (позднее преобразованный в ГКНПЦ, НПО РКК «Энергия», ставшее после акционирования ОАО РКК «Энергия») и «Локхид Инк» заключили Договор. Он предусматривал создание совместного российско-американского предприятия. В соответствии с этим документом в штате Делавэр (США) была учреждена корпорация в форме акционерного общества «Локхид-Хруничев-Энергия Интернешнл, Инк» (ЛХЭ). «Локхид» получил 51% акций, «Хруничев» – 32%, «Энергия» – 17%.
Для создания противовеса контрольному пакету акций «Локхида» в СП стороны в Договоре о создании СП определили следующее. После учреждения ЛХЭ «Хруничев» и «Энергия» на основе российского законодательства «учредят, зарегистрируют и (будут) поддерживать в действующем состоянии» акционерное общество «Протей». В нем «Локхиду» выделялось уже только 49% акций, а российским участникам – контрольный пакет 51%. Этим же Договором предусматривалось, что «Хруничев» и «Энергия» передадут АО «Протей» полномочия на сбыт РН «Протон» услуг по запускам и сопутствующих услуг. Управление деятельностью этого общества должно было находиться в руках российских участников. Понятно, что в таких условиях «Протей» должен был играть ключевую роль в маркетинге РН «Протон». Вместе с тем по неизвестным причинам российская сторона с молчаливого согласия «Локхида» (которому было выгодно блокировать создание АО «Протей») вновь нарушила распоряжение Правительства № 2349р. А также подписанный сторонами Договор о создании ЛХЭ. И не учредила АО «Протей».
Такие противоправные действия российской стороны стали формальной основой возникновения односторонних преимуществ для «Локхида». Причем как в области управления совместным предприятием, так и в области получения дивидендов от его деятельности. К тому же они не послужили предметом пристального внимания и разбирательства в контролирующих и правоохранительных органах.
Также остался без должного внимания и правовой оценки тот факт, что в 1995 г. в штате Делавэр (а не в России!) без согласия Правительства РФ и в нарушение норм Договора о создании ЛХЗ было зарегистрировано акционерное общество «Интернешнл Лонч Сервисиз, Инк» (далее – ИЛС, Международные пусковые услуги). Учредителями его выступили «Локхид-Мартин корп» (получившая свое название после слияния «Локхид Инк» с «Мартин Мариэта») и зарегистрированное в США СП ЛХЭ. Каждый участник получил по 50% акций ИЛС. В результате, имея 51% акций ЛХЭ и 50% акций ИЛС, американцы приобрели полный контроль над этим предприятием и коммерческим использованием РН «Протон». При этом коммерческое использование данного ракетоносителя было передано «Хруничевым» вновь созданным иностранным фирмам (ЛХЭ и ИЛС) в нарушение российского законодательства, без соответствующего решения правительства.
В Совет директоров ИЛС до 2007 г. не входил ни один российский представитель. Проведение маркетинговых операций на международном рынке космических услуг, а также все решения по коммерческим пускам РН «Протон» оказались в руках ИЛС. Российская сторона влияния на это не имела.
Через 5 лет после создания ИЛС распоряжением Правительства РФ от 06.01.2000 г. №34-р ему было передано право «на заключение контрактов на коммерческие запуски иностранных космических аппаратов» с использованием создаваемого ракетного комплекса «Ангара».
Сделка
В сентябре 2006 г. корпорация «Локхид-Мартин» заявила о намерении выйти из совместных российско-американских предприятий. И о продаже всего принадлежащего ей пакета акций (51% акций в ЛХЭ и 50% акций в ИЛС). Что послужило причиной такого решения? По версии экспертов, рост стоимости РН «Протон» на 15% (в связи с введением в схему взаимоотношений между ИЛС и ГКНПЦ посредника – ФГУП «Ценки») и снижение по этой причине доходности участия «Локхид-Мартин» в ИЛС.
Выходя из ЛХЭ и ИЛС, компания «Локхид-Мартин» возвратила себе права на маркетинг своих РН «Атлас», осуществлявшегося ИЛС. В результате «Локхид-Мартин» стал серьезным конкурентом «Хруничева» (РН «Протон» и «Атлас» по полезной коммерческой нагрузке взаимозаменяемы).
Акции ЛХЭ и ИЛС были проданы фирме «Спейс Транспорт, Инк» (СТИ). Она специально создавалась для выкупа у «Локхид-Мартин» его акций. Об этом прямо указывалось в пресс-релизе ИЛС от 12 октября 2006 года. В дальнейшем, как сообщали российские СМИ, эти акции планировал выкупить у СТИ Хруничев.
Юридически для того, чтобы сделка по продаже акций ЛХЭ стала законной, необходимо было письменное обращение «Локхид-Мартин» к двум другим соучредителям совместного предприятия – «Хруничеву» и «Энергии» – с просьбой дать согласие на продажу своих акций фирме СТИ. «Энергия», по имеющимся сведениям, такого согласия не давала, и к ней за согласием никто не обращался. Давал ли согласие на сделку «Хруничев», неизвестно. Без получения согласия обоих соучредителей сделка в принципе является нелегитимной. И на основании Общего закона о корпорациях штата Делавэр может быть оспорена в арбитражном порядке.
Для участия же ГКНПЦ им. Хруничева в совместном с фирмой СТИ предприятии требовалось специальное разрешение Правительства РФ. Или, во всяком случае, внесение соответствующих изменений в упомянутое Распоряжение Правительства РФ от 16 декабря 1992 г. № 2349. Ничего из перечисленного сделано не было.
В пресс-релизах от 11 и 12 октября 2006 г. ИЛС огласила намерение продолжить свою деятельность по маркетингу РН «Протон» и «ожидаемой РН «Ангара».
Единственным учредителем Space Transport, Inc выступил Марио Лемме. Он консультант ИЛС с момента ее образования и в последние три с лишним года до купли-продажи акций ЛХЭ и ИЛС – член Совета директоров «Интернешнл Лонч Сервисез, Инк».
С точки зрения правомерности сделки это обстоятельство могло иметь также определенные юридические последствия. С учетом положения Лемме как члена Совета директоров ИЛС купля-продажа акций ЛХЭ и ИЛС относится к числу сделок с заинтересованностью. И на этой основе данная сделка могла быть оспорена в арбитраже.
Примечательно, что выплата фирмой-покупателем (СТИ) денег за приобретенные у «Локхид-Мартин» акции ЛХЭ и ИЛС была отсрочена. Уставной капитал СТИ небольшой. Сам Лемме также не настолько богат, чтобы оплатить сделку из личных средств. По всей вероятности, он не платил за акции до последующей их спекулятивной перепродажи новому собственнику – ГКНПЦ им. Хруничева. В результате несложных манипуляций ИЛС была присоединена к ЛХЭ и 9 ноября 2006 г. ЛХЭ была вторично зарегистрирована в штате Делавер уже под новым названием – ILS International Launch Services Inc. Акционерами последней остались только два российских предприятия – ГКНПЦ им. Хруничева и РКК «Энергия». Понятно, что эта новая компания уже не является совместным российско-американским предприятием, т.к. в нем участвуют только российские предприятия.
Есть основания полагать, что проведенная фирмой Ernst&Young LLP по заказу одного из участников сделки официальная оценка стоимости компании ИЛС (которая, согласно заключению, составила 410 млн. долл.), является завышенной. Как и цена, которую был готов заплатить (и заплатил 250 млн. долл.) за акции Центр им. Хруничева. Независимые эксперты оценили приобретаемый ГКНПЦ им. Хруничева актив в 63 млн. долл. и выражали сомнение в целесообразности сделки. Организаторы трансакций, по-видимому, знали, что идут на заведомые нарушения. Именно этим, по всей вероятности, объясняется уклонение «Локхид-Мартин» от продажи принадлежащих ей акций ЛХЭ и ИЛС непосредственно Центру им. Хруничева. Выявление подноготной сделки, если бы в ней непосредственно фигурировала «Локхид-Мартин», могло негативно сказаться на репутации этой известной американской компании.
Исследование ежеквартальных и годовых отчетов, которые компания «Локхид-Мартин» публикует во исполнение американских законов, дает основание полагать, что Центр им. Хруничева выкупил пакет акций ИЛС и ЛХЭ у «Спейс транспорт Инк» за цену, значительно превышающую реальную стоимость акций.
Из финансового отчета корпорации «Локхид-Мартин» за 2008 год видно, что она после выплаты налогов получила от продажи акций ЛХЭ и ИЛС 109 млн. долл. (с учетом налогов 143,1 млн. долл.)
Из изложенного выше становится очевидным следующее. Выход «Локхид-Мартин» из состава ЛХЭ и ИЛС был спланирован и реализован таким образом, чтобы путем последующего завышения цены акций через офшорную фирму «Спейс транспорт, Инк» получить за счет России максимальную финансовую выгоду.
Полученные СТИ от продажи акций финансовые средства (за вычетом денег, переведенных на счета «Локхид-Мартин» в уплату за купленные акции) были, по всей видимости, поделены между лицами, имеющими отношение к организации сделки. Кроме того, официально существенное вознаграждение после оформления купли-продажи акций ИЛС получили президент ИЛС Ф. МакКенна – 3,219 млн. долл., вице-президент Т. Чуди – 2,070 млн. долл. и вице-президент (финансы) Ф. Слэк – 2,065 млн. долларов.
Позднее все эти люди по квоте ГКНПЦ им. Хруничева были введены в состав Совета директоров вновь зарегистрированной «ИЛС Интернешнл Лонч Сервисез, Инк».
В целом приходится констатировать: с приобретением контрольного пакета акций «ИЛС Интернешнл Лонч Сервисез, Инк» для ГКНПЦ им. Хруничева мало что изменилось. Разве что Центр стал обладать 83% акций класса «А» и платить налоги от деятельности новой фирмы в американскую казну. Относительно же маркетинговой деятельности ИЛС – она полностью контролируется и направляется американцами.
Среди сотрудников новой ИЛС нет ни одного российского представителя. Даже в Совете директоров ГКНПЦ им. Хруничева не имеет большинства голосов. В нем поровну (по три человека) представлены американский менеджмент и руководство Центра.
Все изложенное выше вызывает законный вопрос: когда же будет наведен порядок в космической отрасли и прекратится разворовывание государственных средств?