Аргументы Недели → Расследования № 29(219) от 29.07.2010

Космические офшоры, или Как уводят миллиарды

, 18:58

Ровно два месяца назад («АН» №20, 27 мая 2010 г.) мы писали о разного рода «нестыковках» в развитии космического сектора отечественной промышленности. Сегодня газета возвращается к этой теме: вынуждают обстоятельства. Внимание, которое правительство уделяет отечественному космосу в последние годы, не может не радовать граждан, привыкших, что в этой области мы всегда были впереди планеты всей. Только что премьер побывал на РКК «Энергия». Он проинформировал о принятом решении выделить более 20 млрд. рублей на строительство отечественного космодрома «Восточный». А также об увеличении бюджета Роскосмоса до 100 млрд. в текущем году.

Однако, как стало известно, государство не только дает деньги космической промышленности, но и проверяет их использование. В июне 2010 г. на имя генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки поступил депутатский запрос о выводе и последующем присвоении через подставные фирмы государственных средств Роскосмосом и ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева».

В сентябре 2006 г. крупнейшая американская ракетно-космическая корпорация «Локхид Мартин» оценила мировой рынок пусковых услуг, новые условия сотрудничества, предложенные российской стороной (Роскосмос). И решила выйти из совместного предприятия ILS (участники ILS: «Локхид Мартин» – 51%, Центр Хруничева – 32%, РКК «Энергия» – 17%).

Целью создания в 1995 г. данного совместного предприятия являлось долгосрочное продвижение на мировой рынок отечественных ракетоносителей «Протон», а в последующем «Ангара» производства Центра Хруничева. Американская сторона осуществляла маркетинг и обеспечивала заказчиков.

Этот альянс был выгоден России, поскольку замыкал на него в качестве партнера деятельность одной из ведущих ракетостроительных корпораций мира.

В октябре 2006 г. «Локхид Мартин», заранее поставив в известность партнеров по совместному предприятию, продает свою долю в ILS компании Space Transport Inc.Зарегистрирована она на Британских Виргинских островах. Ее возглавляет гражданин Германии Марио Лемме. Он же – единственный собственник. Российская сторона в ILS не препятствует такому развитию событий.

Наоборот, именно с этого момента у Центра Хруничева проявляется интерес к акциям ILS, и в 2008 г. он покупает у Виргинского офшора 51% акций компании ILS.

Тем самым ФГУП «Центр им. Хруничева» и Роскосмос предоставили американцам возможность выскочить из-под долгосрочных обязательств по продвижению на мировом рынке российских ракетоносителей, стать их конкурентами, да еще и денег им заплатили.

Компания ILS после такой покупки стала на 100% принадлежать российской стороне. Но осталась зарегистрированной в США и полностью подпадает под ее юрисдикцию. В том числе по оплате налогов. По заверениям Роскосмоса, на ILS (а точнее, на все наши «Протоны») приходится до 40% мирового рынка пусковых услуг. Следовательно, и налоги с этого многомиллиардного бизнеса оплачиваются в США.

Для реализации данной сделки Центр Хруничева с одобрения Роскосмоса берет кредит в размере около 300 млн. долл. США в одном из госбанков. И в 2008 г. покупает 51% акций ILS у офшора с Виргинских островов. Интересно, что было обеспечением данного кредита? Если имущество ФГУПа, то кто согласовал и одобрил такой залог?

Но кредит надо отдавать! В 2009 г. Центр Хруничева получает господдержку в размере 8 млрд. рублей и направляет ее на погашение банковского кредита, который брался на покупку акций ILS.

Откуда такая денежная благодать? Все просто.

В кризисном 2009 г. Правительство РФ разработало мероприятия по финансовой поддержке системообразующих предприятий страны, пострадавших от кризисных явлений. Предполагалось компенсировать возникшие убытки предприятий, вызванные именно кризисом. То есть падение курса доллара, отсутствие возможности привлечь кредит на нормальных условиях, выплата заработной платы, поддержка смежников в регионах и т.д. Центр Хруничева при содействии Роскосмоса получил в уставной капитал 8 млрд. рублей. При этом он выбрал более 50% квоты всей отрасли, которая была установлена Минфином в 15–17 млрд. рублей. Все помнят визит премьера В.В. Путина в Центр Хруничева и публичное, общенародное вручение им подписанного распоряжения Правительства РФ о выделении 8 млрд. рублей. По имеющейся информации, Центр Хруничева в течение нескольких часов перевел данную сумму в качестве погашения своего займа на покупку акций ILS.

Почем же были акции ILS?

Существовало несколько оценок стоимости пакета «Локхид Мартин» в ILS:

 Источник в российской космической промышленности – примерно 150 млн. долл.

 Оценка Ernst&Young LLP – 205 млн. долл.

 ИГ «Русские фонды», «РОЭЛ Консалтинг» – 63,7 млн. долл.

Насколько нам известно, целевое использование средств государственной поддержки должно предварительно согласовываться с отраслевым ведомством, коллегиальными органами управления. И фиксироваться в виде реестра платежей, который согласуется с перечисленными структурами, и тщательно ими контролироваться. Если средства государственной поддержки в результате послужили лишь отложенным источником средств для покупки акций ILS (а не пошли на конкретные платежи внутри страны для ликвидации последствий кризиса на самом Центре Хруничева и предприятиях его кооперации), то Правительство РФ было введено в заблуждение. Поскольку этими деньгами оплатили сделку с офшором.

В ILS 17% принадлежало на момент сделки РКК «Энергия». Крупнейшая ракетостроительная корпорация находится внутри бизнеса, знает все в деталях и не проявляет никакого интереса к покупке данного актива. Если все так доходно и затраченные на покупку пакета акций деньги с лихвой возвращаются, как это рассчитали в Центре Хруничева и Роскосмосе, то почему столь неглупые руководители и собственники РКК «Энергия» не купили ни одного процента? Почему РКК «Энергия» не боролась за паритет 50/50? Почему Роскосмос всю финансовую нагрузку по сделке взвалил на Центр Хруничева, а не перераспределил между ним и РКК «Энергия»? Может быть, оттого, что Центр Хруничева – это на 100% подчиненное ФГУП, а РКК «Энергия» – это ОАО (доля государства лишь 38%) и там собственники предпочитают считать деньги и анализировать риски.

По имеющейся информации, до «Локхид Мартин» дошло лишь 150 млн. долл. США из почти 300 млн., заплаченных офшору.

Вывод напрашивается сам собой – фактически деньгами государственной поддержки была оплачена сомнительная сделка с офшорной компанией без обеспечения контроля их расходования на нужды
отечественной промышленности
.

Полагаем, что разбирательство только начинается. И через некоторое время мы с вами получим ответы на поставленные вопросы.

 «Аргументы неделi» будут пристально следить за развитием событий.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram