Аргументы Недели Прессцентр

Древние обычаи празднования Пасхи. Уникальные находки фольклористов

12 апреля 2012, [«Пресс-центр АН»]

12 апреля 2012 г.  в   Пресс-центре газеты «Аргументы недели»  состоиялась пресс-конференция тему:  «Древние обычаи празднования Пасхи.  Уникальные находки фольклористов».

В пресс-конференции приняли участие:

ПОСОХА Ирина Евгеньевна заместитель генерального директора по издательской и информационной работе Государственного республиканского центра русского фольклора Министерства культуры РФ;

ЗАЙЦЕВА Елена Александровна   -   кандидат искусствоведения, заведующая отделом музыкального и хореографического фольклора;

АЛЕКСЕЕВСКИЙ Михаил Дмитриевич -   кандидат филологических наук, заведующий отделом современного фольклора;

ИППОЛИТОВА Александра Борисовна   -   кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник;

АМОСОВА Светлана Николаевна - ведущий научный сотрудникфольклорно-этнографического отдела.

ПРОСИНА Светлана Владимировна - ведущий научный сотрудникотдела современного фольклора.

ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович - преподаватель Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член Союза писателей России, доктор исторических наук.

 *   *   *

На пресс-конференции впервые представлены материалы фольклорных экспедиций Государственного республиканского центра русского фольклора в Костромскую, Владимирскую, Тверскую области; рассказано о современных обычаях празднования Воскресения Христова среди молодёжи, методах украшения жилья и раскрашивания яиц.

АН: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшняя наша встреча посвящена предстоящей встрече Светлой Пасхи. Вступительное слово предоставляется Ирине Евгеньевне.

Посоха И.Е.: Я бы хотела представить вашему вниманию книги, которые выпускаются в Государственном республиканском центре русского фольклора, в рамках программы «Регионы России». Центр русского фольклора регулярно выезжает в экспедиции, с конца 90-х годов, в экспедиции в центральные области России и записывают материалы, выпускает региональные сборники, которые посвящены традиционной культуре определённого региона. Началось всё с Владимирской области и задумка была такая, что мы будем презентовать традиционную культуру по районам. Соответственно началось всё с Судогодского района Владимирской области, такой небольшой сборничек получился. Потом эти сборники разрослись вот в такие вот большие собрания. Продолжилось это Гроховецким краем, Муромским, затем немножечко программа подсократилась и теперь мы выпускаем эти сборники по областям. И ближайший наш проект – это традиционная культура Орловщины. Вышли 2 тома этого собрания, предполагается 3-й том этого собрания. Надо сказать, есть некоторые нюансы в работе нашего центра потому, что сборники Владимирской области мы готовили своими силами, наши специалисты выезжали, проводили экспедиции, делали записи фольклорных текстов. А сборник традиционной культуры Орловщины мы готовили, руководствуясь немного другой концепцией. Мы решили привлечь местные силы потому, что на местах достаточно много людей, которые занимаются вопросами традиционной культуры, фольклора. И мы решили привлечь к работе региональных специалистов, чтобы они имели возможность показать свою работу, потому что у них есть огромный опыт собирательской деятельности в течение многих лет. И вот последний сборник – «Традиционная культура Орловщины», готовился силами Орловского государственного университета, Орловского института искусства и культуры, Дома народного творчества, то есть специалистами самого города Орла. Наш центр взял на себя издательские заботы и координирующие проблемы. Почему, собственно, мы начинаем с наших региональных проектов? Поскольку мы ездим в экспедиции, соответственно мы записываем материалы, рассказы людей о праздновании разных праздников, в том числе и Пасхи. Так что в этих сборниках представлены и пасхальные обряды, и обычаи - то, что предшествовало Пасхе во время Великого поста, что было за Пасхой, поскольку пасхальный цикл он не ограничивается только празднованием самого праздника, то есть он начинается задолго до Пасхи и заканчивается после Пасхи. Вот, собственно говоря, я хотела представить эти проекты.

Амосова С.Н.: Если говорить о Пасхе, то Ирина Евгеньевна уже сказала, что Пасха - важный, ключевой момент весеннего цикла, весенней обрядности календарной. И, конечно, Пасха - это не только один день. Мы можем говорить о целом цикле, таком важном в русском календаре, народном календаре. Если говорить о пасхальном цикле, то можно выделить, пожалуй, две важные недели: неделя страстная – это последняя неделя Великого Поста и неделя Светлая - неделя после Пасхи. И Пасха в этом смысле является кульминацией вот этого большого цикла, т.е. он с одной стороны завершает важный календарный период Великого Поста, с другой стороны, начинает новый период. Это такой вот переход от одного важного периода к другому. Если говорить о Страстной неделе, которая, собственно, идёт сейчас, то можно выделить несколько ключевых дней – это среда, четверг и пятница, я не говорю о самом воскресенье, о самой Пасхе. Огромное количество разнообразных примет, писаний, обрядов, связано со Страстной неделей. Наверное, Елена Александровна более подробно остановится как раз на этих вещах. Если говорить о Светлой неделе, то эта неделя имеет совершенно другую символику, совершенно другие признаки с ним связанные и в этом смысле Пасха является таким переломным моментом в календаре этих других совершенно разных периодов.    

Ипполитова А.Б.: Еще нужно сказать, что, понятно, что Пасха - канонический церковный праздник - отличается от народного празднования Пасхи. В народном сознании этот праздник переосмыслялся по-своему. Во-первых, важнейшим требованием для человека в этот период было бодрствование во время пасхальной ночи. Был известен запрет спать в пасхальную ночь, считалось, что с тем, кто проспит пасхальную службу, что-нибудь случится в году. Вообще считается для народных верований, что год начинается весной, когда вся растительность оживает. И, соответственно, с пасхальным периодом связано такое прогнозирование будущего года. Пасха воспринимается, в том числе, как праздник, который определяет жизнь человека и семьи на грядущий год. Еще следует отметить, что обрядовые символы, например, яйцо или верба, которые характерны для этого праздника, они используются в различных народных обрядах. Вот, например, про пасхальное яйцо известна нам довольно старинная запись 18 века, что пасхальное яйцо нужно, когда человек идет собирать особенную траву – Прострел. Её просто так нельзя сорвать, нужно положить на её место пасхальное яйцо. Также были очень распространены в народе разнообразные игры с пасхальными яйцами. В частности во Владимирской области неоднократно фиксировали рассказы о том, как яйца катали по желобку, расставлялись яйца, одно из яиц катится по желобку и должно выбить одно из других яиц, соответственно, тот, чьё яйцо выбивало яйцо из ряда – забирал себе это яйцо. Это была, конечно, не азартная игра, но многие пытались набрать побольше яиц, и люди всегда рассказывали об этом с большим удовольствием.

Что касается вербы, то она тоже использовалась в самых разнообразных обрядах. На Вербное воскресение её ставили в красный угол. И, в общем-то, сейчас, когда мы приезжаем в деревни, мы обычно ездим в июне в экспедиции, то, заходя в дом, всегда видишь эти вербные веточки в красном углу, они стоят целый год там. Из широко распространенных у русских, в частности во Владимирской губернии обрядов – это битьё вербной веткой на Вербное воскресение. Обычно этим дети занимались. Считалось, если побить такой веточкой, то будет всё хорошо в будущем году. Кроме того, верба использовалась в обряде первого выгона скота, это очень важный обряд, когда после зимнего стойлового содержания скотина первый раз выпускается на зеленое пастбище. И верба играла очень важную роль в этом обряде, потому что считалось, что первый раз нужно выгонять скотину, используя именно эти вербные веточки, которые использовались в обрядах Вербного воскресения. После того, как скотину выгоняли на пастбище этой веточкой, с ней проводились разные процедуры. В некоторых деревнях рассказывали, что её нужно воткнуть на поле, тогда со скотиной весь год всё будет хорошо. Некоторые люди рассказывают, что нужно её бросить в реку, в некоторых случаях оставить просто дома в красном углу. Ещё один такой чтившийся во Владимирской области обряд – это зажигание на Пасху костров. Собирали кучу хвороста и жгли пасхальные костры. Вот, собственно, вот эти интересные вещи делались на Пасху.

Зайцева Е.А.: Я хочу продолжить идею, которую начала развивать Александра Борисовна, что  предпасхальный и пасхальный периоды  были очень важны для конкретного человека и для семьи. И  хотелось бы рассказать об обрядах Чистого четверга. Во-первых, большая часть этих обрядов связана с ревизией домашнего хозяйства, а, во-вторых, с какими-то важнейшими жизненными функциями. В частности, девушки хотели выйти замуж, хотели, чтобы все были здоровы и среди таких важных обрядов, связанных в частности с разжиганием огня, был такой: под плодоносящим деревом, это принципиально, разжигался костёр и молодые девушки должны были через него прыгать, причём нагие, и потом непременно расчесывать волосы и смазывать их маслом. Считалось, что это очень хорошее средство для того, чтобы в текущем году выйти замуж. Потом следующий важный обряд - это поход в лес за можжевельником. Приносили можжевельник, сначала его раскуривали и этим вот дымом обкуривали помещение с целью очистительной, с целью обережной, хотя все мы знаем, что большое количество фитонцидов, которое содержится в можжевельнике, способствует просто очищению воздуха. Но, тем не менее, этот ритуал совершался со всей важностью. Иногда можжевеловыми ветками просто выметали дом. Достаточно устойчивым обрядом, который сохранился до сих пор и в Костромской области делают своего рода сувенир из этого продукта - это приготовление четверговой соли. Как процесс этот происходил? Когда протапливалась печь, в тряпочку клали обыкновенную поваренную соль, во Владимирской области в Гороховецком районе в деревне Черничинки добавляли иногда мякиши черного хлеба, это закладывали в печку. Печь протапливалась и превращалось это в некий комочек. И вот данный кристалл, его обычно делили на мелкие части и тому, кто либо уходил в поход, либо уезжал, клали в карманы с целью оберега. И так же использовали как лекарство или для того, чтобы врачевать скотину, или для того, чтобы лечить детей. В Костроме это продается как сувенир, причём там всё это описано, объясняется важность этого. Но мне было особенно интересно столкнуться с этим не только в Костромской области, хотя изначально я читала об этом у Забылина, а во Владимирской области в Гороховецком районе. Теперь очень важный обряд субботы Страстной недели. Он связан с музыкальным искусством и, выражаясь современным языком, мы бы сказали, что проходил кастинг звонарей. Это единственный день в году, когда каждый человек, обоего пола, и дети, имели право подняться на колокольню и попробовать свои силы для того, чтобы позвонить в колокола. В изданиях нашего центра, в частности в журнале народного творчества, неоднократно появлялись статьи на эту тему, в частности я могу предложить вам свою статью, которая написана вместе с Надеждой Витнавитской «О колоколах и колокольных звонах Александровского района Владимирской области», куда неоднократно совершались экспедиции с центра. Здесь рассказывается не только о жанрах колокольного звона, здесь рассказывается интереснейшая история об обретенных колоколах. Так, например, один колокол несколько десятилетий находился под порогом дома и когда люди решили перестраивать свой дом, обнаружили колокол - это деревня Дичково Александровского района Владимирской области, затем колоколу был возвращен язык, до этого колокол молчал и колокол стал созывать людей, в том числе и на Пасху, в церкви села Дичково. И ещё исследуя эти традиции, мы обнаружили инструмент, который забыт в современной среде - это инструмент «било». Долго считалось, что этот инструмент вышел из употребления, однако в экспедициях в Александровском районе был найден этот инструмент, который представляет собой деревянную, достаточно длинную палку с рукояткой и по ней колотушкой стучит священник, когда созывает людей на службу, и обходит территорию монастыря, останавливаясь перед конкретным храмом, перекладывая колотушку в другую руку, осеняя себя крестным знамением и идёт дальше. То есть в субботу на Страстной неделе, вот эти музыкальные инструменты, эти колокольные традиции приобретали совершенно особенный размах.  И известно, что звонари, кода они осваивали хорошо колокольню, а колокольня предполагала несколько ярусов звука, несколько уровней - это низкий колокол, группа колоколов средней высоты, высокие колокола, и не только исполняли перезвон, но очень часто вплетали мелодию русских народных песен. Мне довелось общаться со звонарём Спасо-Ефимовского монастыря города Суздаль, это Юрий Юрьевич Юрьев, и он конкретно показывал на восстановленной им колокольне, как это делается. В данном случае и русские народные песни, и ритмы хороводов, плясовые ритмы, они вплетались в этот предпасхальный колокольный звон.

Если же говорить о народных традициях, связанных с периодом, который начинался со Светлого Христова Воскресения, то здесь выделяются волочёбные или как их иногда называют – волочебные песни. Волочебники, как известно - это были такие ватаги парней, мужчин, которые обходили дворы. А известно, что обход дворов с благопожелательными целями совершался в народном календаре очень много раз в году и на Каляду, и во время Великого Поста, на средокрестие и под Вербное воскресение. Это могли быть дети, мужчины. Но вот вечером пасхального воскресенья это была ватага, которая могла взять гармошку, балалайку и обходила все дворы с песней и, соответственно, требовала за это вознаграждения в виде яиц, кулича, пасхи и так далее. Я вам сейчас хочу напеть такую песню, волочобную, песня такая: «Та-ла-лым, та-ла-лым, по яиченьку, Христос воскрес сына Божья-а, сына Божья-а. Ты дома, не дома, хозяюшка, Христос воскрес сына Божья-а, сына Божья-а. Он не кажется, не личается, Христос воскрес сына Божья-а, сына Божья-а. Он сидит за столом подпершись костылем, Христос воскрес сына Божья-а, сына Божья-а. Кто не даст пирога, мы корову за рога, Христос воскрес сына Божья-а, сына Божья-а. Кто не даст пару яиц, мы прогоним всех птиц, Христос воскрес сына Божья-а, сына Божья-а». Ну тут не сложно усмотреть и отметить, что вот эти вот угрозы отсутствия щедрости хозяев, они очень похожи на традиционные калядки. И вот эта традиция говорит о том, что эти песни гораздо древнее, чем присоединенные к ним православные традиции. То есть это исконные песни, которые дошли до нас с периода, когда Русь ещё не была крещена и так или иначе они приспособились к традициям новым и существуют до сих пор. Ещё одна любопытная традиция, связанная с музыкальными жанрами уже великой недели, это рейльные песни, известно что рейли, или качели, на них разрешалось кататься уже в весеннее время, чего очень ждали дети и молодежь. И такие вот высокие качели ставили в деревнях, куда приходили парни и девки и, естественно, им нужен был повод, и в данном случае календарно это совпадало с началом нового периода, когда многое разрешено. А по содержанию это были такие шуточные песни, в частности такие песни были записаны в селе Сенном Брянской области: «Ли-ли-ё, ля-ли-ё, как на горке, на горушке, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, да горят огоньюшки, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, там ребята комарей жарют, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, дёгтем поливают, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, песком посыпают, ля-ли-ё.», ну и вторая половина за девушек – «Ля-ли-ё, ля-ли-ё, как на горке, на горушке, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, да горят огонюшки, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, там девчата парасей жарют, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, мёдом поливают, ля-ли-ё. Ля-ли-ё, ля-ли-ё, сахаром посыпают, ля-ли-ё.». Ну и, наконец, завершая разговор о музыкальных жанрах, следует, конечно, прокомментировать исполнение тропаря Пасхи – «Христос воскресни из мертвых…», мы знаем все текст этого тропаря, но в народной среде данный жанр приобретает черты календарной песни, и её поют не так как в храме, а ахановое пение предполагает особенное положение нёба, особенные звукоизвлечения. В народной среде его поют как календарную песню, зычно, громко, иногда до конца не понимая, не воспроизводя детально всю фонетику необходимую в православии, изменяют это под своё какое-то диалектное речение и кроме того, добавляют в свои голоса более свободные приемы. И таким образом тропарь Пасхи абсолютно органично из духовной традиции вошёл в традицию календарного пения.                                         

Просина  С.В.: Я расскажу как смогу кратко, если, что спросите потом, по поводу, пожалуй, самого важного предмета, который фигурирует на протяжении всей пасхальной недели - это пасхальные яйца. Вот яйца, которые наиболее известны у славян. Конечно, преимущественно самые частотные по своему бытованию - это так называемые крашенки. Они выкрашены в один цвет или к яйцу привязывается ниточкой какой-нибудь листик и в луковой шелухе это всё окрашивается. Вот эти яйца участвовали абсолютно во всех манипуляциях. Во всех обрядах, люди обменивались ими, эти яйца были сделаны специально для еды, ими разговлялись, их приносили друг другу с целью, чтобы съесть.

Дальше - драпанка, тоже яйца для еды, но они уже украшенные, т.е. когда яйцо опускается в однотонную краску, желательно тёмную, для этого надо взять жёлтенькое яйцо, и потом острым предметом, иголкой или булавочкой, рисунок процарапывается сверху. Крапанка - это самое первое и наиболее простое по рисунку, но уже сложное по технологии. Это когда яйцо купается поочерёдно в нескольких красках. Например, беленькие пятнышки я закрыла воском, белое яйцо опускаю в розовый. Потом розовый закрываю воском, опускаю в зелёный, зелёный закрываю воском, опускаю в голубой. И так столько, сколько мне нужно цветов.

Ну и самые сложные яйца, которые бытовали в южно русских губерниях, это на Украине и у западных славян - это писанка. Такие яйца невозможно было исполнить с помощью простейших инструментов, каких-нибудь палочек, иголочек, веточек и т.д. Для этого служил специальный инструмент, который назывался кистка, могли также использовать куриную косточку, например, вилкообразную, но это редко. Здесь уже нужен был инструмент - это расщеплённая палочка, в которую вставлялся конус медный, который заполнялся растопленным воском и этим воском прорисовывался необходимый рисунок. И точно также он поочерёдно заполнялся разной краской.

Травлёнка, это очень сложная технология. Мастерица-писанкарка должна обладать изрядной долей мастерства. Это нужно взять утиное или гусиное яйцо, потому что у них твёрже скорлупа, заполнить этот орнамент, тот, который ты хочешь, чтобы он был объёмным его нужно заполнить воском, максимально толсто и опустить в таком виде яйцо в уксус. Тогда яйцо вытравливается и получается объёмный рисунок. Ну и, не для кого не секрет, что орнаменты, которые наносились на пистки, носили разный характер. Сорококлеки - это напоминание о Великом посте. Здесь сорок клиньев, которые говорят о том, что сорок дней у поста, ну и треугольник – это троица. Они были абсолютно разные по цвету.

Яйцо, которое даётся на любовь, т.е. это был подарок влюблённых. Девушки дарили своим молодым людям. Грабильки. Есть такие яйца, которые были своеобразными символами сельскохозяйственных работ, в том числе дождя и надвигающихся сезонов полевых и т.д. Дубок. Вот эти яйца дарили молодым мужчинам и мальчикам. Исконечник. Это такое яйцо благопожелательное, чтобы ничего не кончалось доброе и хорошее, чтобы жизнь вечно продолжалась, чтобы солнце вечно всходило. Эти варианты бесконечниками называются.

Солнышко. Ну они тут разные всякие. Это всё символика солнечная, символика плодородия.

Церковь. Это такие обережные. Вот ими обменивались, в частности, на Пасху. Следует сказать, что если крашенки можно было есть, то писанки никогда не ели. Это было пустое яйцо, как правило, либо оно могло быть целым, но его никогда не ели. Это был такой подарок, дорогой. Писанками обменивались только люди, которые признавались в своей близости, своё родство. Я к тебе хорошо отношусь, ты мой родственник, ты мой родной – я тебе подаю. Если я не хочу, чтобы ты входил в мои родные люди, я тебе не подарю писанку. То есть это было такое разграничение.

К вопросу об играх с яйцами. Есть фотография, на которой солдаты катают яйца, вместо желобка доска приспособлена, вот так это выглядело. Ну и вот, собственно, те инструменты, которые нужны: кистка писчик, ёмкость с пчелиным воском, свечка обязательно нужна. Ещё интересно то, что до сих пор в терминологии мастериц присутствует писанки и вообще яичко крашеное рассматривается как живое существо. Не зря мастерица говорит, что те салфеточки, о которые она вытирает, вынимая яйцо из краски, они до сих пор называются пелёнки. Когда яйцо достают, оно всё покрыто воском, потом его подносят к свечке, воск тает, его протирают – краски проступают, яичко рождается. Они даже между собой говорят, что всё сделала правильно, а родить не родила, почему? Очень близко поднесла, оно у меня подкоптилось, пригорело. Т.е. есть такие интересные вещи, которые до сих пор говорят между собой те, которые занимаются росписью. Вот сама кистка. Это уже всем нам известные современные пасхальные яйца, которые есть сейчас. Бисерные яйца, эта традиция существовала давно, вот именно таких деревянных яиц, бисерных. Ими просто обменивались. Вышитые яйца, я такое вижу в первый раз, если честно. Мне даже хочется попробовать, я не знаю, как это сделано. Я, наверное, попробую.    

Зайцева Е.А.: В Словакии большая коллекция таких яиц.

Просина С.В.: Я такие не пробовала делать, честно могу сказать. Эти яйца покупались на ярмарках, существовали мастера, которые специально их расписывали. И как раз в пасхальную неделю это всё продавалось. Но они уже не несут такого смысла, как писанка, которую писали для конкретного человека. Известны случаи, что ими и лечились, могли положить крашеное освещенное яйцо на божницу и в случае пожара оббежать дом, нам об этом тоже рассказывали во Владимирской области. Дом-то сгорит, конечно, но дальше огонь никуда не перекинется, по крайней мере, деревня не сгорит.

Алексеевский М.Д.: Как вы уже поняли по прозвучавшим докладам, Государственный республиканский центр русского фольклора очень активно занимается изучением традиционной культуры, едет в экспедиции и собирает оставшиеся воспоминания о традициях, многие из которых уже ушли из живого бытования. Но одновременно с этим центр русского фольклора старается заниматься не только прошлым, которое, к сожалению, мы постоянно теряем, но и будущим, новыми традициями и фольклором современности, который, зачастую, кажется, может быть, необычным и до недавнего времени не становился предметом изучения. Но, тем не менее, нельзя считать, что традиции исключительно умирают. Какие-то новые традиции появляются. И возглавляемый мной отдел современного фольклора как раз занимается этой проблематикой, в том числе, мы пристально занимаемся вопросом новых традиций, связанных с Интернетом. И в этом смысле, конечно, очень интересно посмотреть какие формы, новые формы обрядового поведения, связанные с Пасхой. Какие сюжеты Интернет- фольклора и формы Интернет-фольклора появляются в Рунете? И надо сказать, что ничто не вечно под Луной. В этом смысле, когда мы говорим о чём-то новом, речь не идёт о чём-то радикальном. Как правило, это новые формы чего-то старого. Вы видите здесь презентация дореволюционной пасхальной открытки, традиция обмена этими открытками, вручение их в качестве подарков, была очень распространена до революции. Разумеется, в советское время ни о каких пасхальных открытках не приходилось и думать. В лучшем случае, можно было делать какие-то подпольные открытки и то, это представляло определённую опасность. Но в постсоветское время, когда прежние запреты были сняты, традиция пасхальных открыток возродилась. Однако, по стилистике, по содержанию они начали довольно здорово меняться, по сравнению с тем, что мы видим. Здесь мы видим, что основной сюжет – яйцо и цыплёнок, как связанный с яйцом и рождение новой жизни.

А вот Интернет-открытки, которыми активно обмениваются пользователи сети. И мы видим, что сильно меняется не только стилистика, но и содержание. Место цыплят начинают занимать зайчики и кролики, это, безусловно, влияние западной культуры, влияние крайне распространённого в Европе пасхального кролика. Таким образом, мы видим, что форма открытки сохраняется, но образы начинают меняться, в данном случае под влиянием западной культуры. К чему можно относиться по-разному. Разумеется, это не означает, что мы полностью отменили, цыплята тоже появляются, яйца тоже часто появляются. Но кроликов, которых совсем не было на дореволюционных открытках, они на этих Интернет-открытках появляются. Но это, как все видели, новая традиция - новогодние колпаки Санта Клауса, в которых в метро люди ходят и т.д. Это позаимствовано у запада, конечно, на Руси никогда таких колпаков не было. Таким образом, это новая старая традиция.

И крайне интересная тема, помимо открыток, в Интернете начинают использовать специальные картинки, которые, фактически полуфольклорного происхождения, т.е. это не художник-дизайнер рисовал, а просто инициативный пользователь, зачастую в очень примитивном графическом редакторе рисует картинки, а они потом обходят весь Интернет. Они теряют всякое авторство и, в частности, одним из главных способов распространения таких картинок становятся социальные сети. Т.е. для того, чтобы поздравить всех своих компьютерных виртуальных друзей с праздником, люди размещают вот такие картинки в самой разной стилистике. И это становится новой формой поздравления. То есть сама тенденция поздравить близкого человека с Пасхой, она универсальна, но появляется новая форма.

И, конечно, тоже яркое явление, которое мы сейчас фиксируем, в том числе оно невероятно популярно в деревнях, это пасхальные смс-ки, и вообще поздравительные смс-ки. Мы собрали небольшую коллекцию - это такие наивные, анонимные стихи. Очень похоже как на день рождения родственники пишут бабушке поздравление стихотворное. Иногда они действительно очень наивные, иногда бывают даже настоящие произведения искусства. Важно, что они бытуют именно как фольклор, они бытуют анонимно, коллективно, передаются, человек получив такую смс, передает её другу. Разумеется, это не устное бытование фольклора, но это очень похожий механизм. Существуют даже специальные смс для поздравления бабушки, жены и т.д. По нашим деревенским материалам получается, что там эта традиция, в городе она менее популярна, а вот многие наши информанты, они с удовольствием показывают – а вот мне внучка прислала такую смс с праздником; - а мне такую.

Вот такое необычное явление, это в Интернете распространяется специальная коллекция пасхальных тостов, она в стихотворной форме, тоже может быть такая немного наивная, но, тем не менее, тост тоже правомерно рассматривать как фольклорный жанр, вспомним грузинские тосты, песни, частушки. И вот появляется такая необычная форма. Что касается узоров на яйцах, то тут начинаются некоторые инновации. Т.е. помимо традиционных узоров, о которых вы слышали от предыдущего выступающего, появляются оригинальные узоры. Здесь вы видите пасхальные яйца, раскрашенные под персонажи популярной компьютерной игры, «Рассерженные птички». Здесь птички, которые в этой игре действуют.

И, конечно, любопытное явление - это Интернет-юмор, появление специальных картинок юмористического характера. В данном случае вот эти картинки, предметом иронии становится западное общество потребления, вот мы видим как бы попытки глобальной корпорации Макдоналдс проводить какие-то тематические недели, например, итальянские недели в Макдоналдс, пасхальные недели в Макдоналдс. Одинаковые яйца с клеймом Макдоналдс и огромные гамбургеры. И вот герои рекламной компании М&M’s, которых расписали под пасхальные яйца – «Запомни, Красный, в Россию на Пасху мы больше ни ногой!»

И отдельный жанр Интернет-фольклора, который очень популярен в последний год, это демотиватор. Это когда на чёрном фоне вписывается картинка и какая-то надпись. Нельзя сказать, что это уж очень смешная картинка. Ну вот это в какой-то африканской вариации на тему пасхи, только вместо яиц какие-то огромные фрукты, видимо их тоже бьют, красят. А вот довольно остроумный вариант, это пасха для бедных, если нет возможности покрасить яйца, можно хотя бы написать на них фломастером: «красное», «зелёное», «синие», «белое». Тем не менее, параллельно этим ироническим демотиваторам существуют серьёзные демотиваторы, которые несут не шуточный, а в полнее серьёзный характер и направлены на критику слишком сильного увлечения внешними атрибутами праздника – яйцами и т.д. Вот надпись: «Наша Пасха, Иисус, распятый за наши грехи, а ты думал Пасха это крашеные яйца и повод пить водку?» Таким образом, пользователи сети рефлексируют по поводу этого праздника и ирония, как правило, достаточно добродушная сочетается с достаточно серьёзными высказываниями, нравоучительными на актуальные проблемы. И вот показательное появление новой поговорки, которая активно распространяется по социальным сетям: «Ходить в церковь один раз в год на Пасху - это примерно также, как мыться в душе на день рождения». Т.е. опять же в качестве некоторой критики традиции. Люди, называющие себя православными, приходят один раз в год в церковь, именно на пасху и не всегда правильно там себя ведут.

Ну и, собственно, завершая, могу сказать, что наличие в Интернете такого огромного количества текстов и картинок и т.д., связанных с Пасхой, показывает, что, действительно, этот праздник имеет огромное значение для жителей современной России, в том числе и для молодых. И, хотя действительно увлечение внешними атрибутами Пасхи, в частности яйца, поздравления и т.д. оно не затмевает того, что действительно важно, если сравнивать отношение к праздникам в советское время, где Пасха была, в общем, на вторых ролях после 7  ноября и 1   мая. Когда проводились опросы сразу после падения Советского Союза, то Пасха занимала достаточно низкие позиции, когда просили указать главные праздники. Сейчас она становится всё более значимой, и эта традиция будет развиваться, и будут появляться какие-то новые формы. При этом есть и преемственность, есть инновации, есть заимствования.

Володихин Д.М.: Во-первых, я хотел бы поблагодарить уважаемых фольклористов, слушать вас было чрезвычайно интересно, поучительно. Я хотел бы искренне поблагодарить, без иронии, большое спасибо. Я хотел бы затронуть разделение пасхальных традиций на несколько слоёв. Первое - это всё-таки церковные обычаи, церковная форма празднования Воскресения Христова. Всё-таки это ядро  традиции. Затем идет то, что относится к народному православию. Затем то, что подходит языческим обычаям. Ну и последнее - это Интернет-байки. Пусть Михаил Дмитриевич не обижается, но это не Интернет-фольклор, а Интернет-байки. Я потом вернусь к этой теме и покажу разницу. Что касается церковной традиции, то Воскресение Христово празднуется на Руси с первой половины 10 века, самое позднее 40-х годов 10 века, т.е. праздновалось ещё за полстолетия до крещения всей Руси, а раньше, в дружине княжеской и на уровне существования храмов на Руси. Можно говорить как твёрдо установленный факт, что Пасхальный богослужебный цикл звучал на Руси самое позднее в 40-х годах 10 века. И очень многие вещи касающиеся Пасхи, кажущиеся традициями народными, есть традиции церковные. Что касается исконных традиций, то это традиции богослужебные, особые песнопения, особые молитвы, особые возгласы, замечательные пасхальные песнопения – «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», которые с радостью произносят во время богослужения и с радостью повторяют прихожане. Конечно же, к традициям, связанным со Страстной неделей, со Светлой Седмицей относится то, что на протяжении всей Светлой Седмицы растворены царские врата. Конечно же, полная обязательность для верующего человека в пасхальную ночь сходить на службу. И, конечно же, серьёзнейшее наставление верующему об особой жизни на протяжении поста, о духовном очищении и физических запретах. В связи с этим, собственно, Пост, Воскресение Христово, Светлая Седмица заканчиваются Воскресением, Красной горкой, в которую заключалось подавляющее большинство свадеб, чуть ли не за всю первую половину года. Поэтому, скажем так, среди биографий крупных политических деятелей древней Руси, да и в последствии купцов Российской империи мы так часто встречаем дни рождения, выпадающие на зимний месяц. Свадьбу сыграть на Красную горку, на пост венчаний нет.

Шли дискуссии относительно того, в какой степени серьёзно стоит относиться к рекомендациям ограничиться от брачного соития во время Великого поста. Эта вещь дискуссионная, очень сложная, во всяком случае, венчание в Великий пост не ставили. И после того, как завершается Великий пост, Страстная неделя, Светлая Седмица, следующее воскресение – как раз самый день, и вот - целый венок свадеб по все Руси. Один из самых красивых, радостных дней. Конечно же, всё не связано с церковными традициями, некоторые вещи, вроде кулича и пасхи, в смысле еды, которую во многих местах называют не пасха, а паска, крашеных яиц, многими воспринимается как какой-то народный обычай. И обычай есть на Воскресение Христово крашеные яйца и освещение сыра, творога во время пасхального цикла и связь кулича с церковным хлебом - это всё вещи, которые встречаются в церковных документах раннего Средневековья. Это всё то, что не было изобретено славянами, а было заимствовано из церковной культуры Византии южных славян. Вот, собственно, эта самая церковная традиция, это основное ядро, она существует уже более тысячелетия, она пережила даже советское время. Ну а мы то, что к ней примыкаем, так сказать, народное православие. Это случай когда этические нормы христианства и какие-то служебные моменты, богослужение менялось, оно не было незыблемым. Но менялась Византия и последовали некоторые изменения на Руси. Так вот когда народная мысль по-своему осмысливает все эти церковные устои и христианскую этику появляются вещи с христианством вполне совместимые. Например, обычай в Чистый четверг не только причаститься хорошо и правильно. Я вспоминаю, что вот грядёт воспоминание о страстях Христовых, о его страданиях, о его распятии, ну это следующее. А вот Чистый четверг - душевно приготовиться к тому, чтобы пережить это страдание вместе с Христом. Народ и думает, почему бы телесно не очиститься, искупнуться до рассвета, помыться. В общем, в осуждении церкви это не встречается, и противоречить православию никак не хочет.

Конечно же, пасхальные празднования связаны с очень широкой традицией и древней традицией благотворительности. На Воскресение Христово все нищие церковные были сыты, получали свои крашеные яйца, свои куличи, получали деньги, одежду, получали полотенца, и, кроме того, обычай очень красивый - выкупали из тюрьмы должников. В общем-то, что ж тут плохого, поведение вполне христианское. Вот то, что находится за пределами народного христианства, обычаи, которые установились у славян еще до прихода христианской культуры. Некоторые из них были уцерковлены, некоторые не могут быть уцерковлены, поскольку это язычество. Эти традиции связаны св

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram