27 марта 2013 г. в Пресс-центре газеты «Аргументы недели» состоялась пресс-конференция на тему: «Когда власти решат проблемы обманутых дольщиков жилья?».
В пресс-конференции приняли участие:
МЕЛЬНИКОВ Иван Иванович - первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ;
РАШКИН Валерий Федорович - депутат Госдумы, первый секретарь Московского горкома КПРФ;
КЛЫЧКОВ Андрей Евгеньевич - руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе;
МЕЛЬЧЕКОВ Виктор Викторович - координатор Совета движения «Дольщики России» по работе с Министерством обороны РФ;
БАРАНОВ Николай Николаевич - координатор Совета движения «Дольщики России» по программе «Молодой семье - доступное жилье».
* * *
Ситуация с надувательством граждан при долевом строительстве жилья долгое время имеет масштабы всероссийского обмана. Сегодня по разным оценкам пострадавших дольщиков насчитывается не менее 110 тысяч человек. Руководство страны регулярно о них вспоминает перед выборами и дает обещания решить проблемы: «Надо наладить работу так, чтобы практически полностью закрыть проблему обманутых дольщиков к середине будущего года» (В.Путин, 6.09.2011), «В этом году выполним эту задачу» (В.Басаргин, 15.03.2012). Между тем две трети российских регионов не смогут выполнить поручение президента решить проблему и в 2013 году.
Когда будут выполнены предвыборные обещания президента, а дольщики, наконец, получат жилье? Почему до сих пор не привлечен к ответственности ни один чиновник, допустивший к строительству жилья мошенников? Как решить проблемы обманутых дольщиков? На эти и другие вопросы ответят участники пресс-конференции.
АН: Ещё раз добрый день уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги! Сегодня у нас в гостях цвет КПРФ: первый заместитель председателя Государственной Думы - Мельников Иван Иванович; первый секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Государственной Думы - Рашкин Валерий Федорович; руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе – Клычков Андрей Евгеньевич; координатор Совета движения «Дольщики России» по работе с Минобороны – Мельчеков Виктор Викторович. И тема, которая нас сегодня собрала - это проблема обманутых дольщиков.
Мельников И.И.: Если можно, я начну. Добрый день, уважаемые коллеги. Я нашу пресс-конференцию хотел бы начать с небольшого отступления. Некоторые из вас, возможно, помнят, что уже в далёком 2005 году я возглавлял список КПРФ на выборах в Московскую городскую Думу и был полностью поглощён московской проблематикой. Несмотря на то, что уже много лет работаю в федеральном органе власти, в Государственной Думе - с тех пор проблемы Москвы я знаю достаточно хорошо. На что бы хотел обратить внимание: я бы условно разделил те проблемы, за которые мы критикуем власть (мы - я имею в виду оппозиция), на две части: первая часть – это плохо или неверно решаемые чиновниками проблемы объективного характера и вторая часть – не решаемые рукотворные проблемы. Какие, к примеру, проблемы можно отнести к объективным, которые плохо решаются: наверное, в первую очередь это транспортные пробки; экологические проблемы, наплыв в столицу криминальных личностей; ещё можно привести – сложность миграционных потоков. Даже к таким проблемам я бы отнёс ту уборку снега, который выпал в очередной раз неожиданно в конце марта. Вот это к первой части проблем я бы отнёс. Но то, что мы с вами собрались обсуждать сегодня - проблему обманутых дольщиков – это на самом деле уже из другой серии проблем. Это именно из разряда рукотворных проблем, которые порождены существом нынешнего курса. Я хочу напомнить некоторые факты, которые в целом обрисуют состояние дел по этой проблеме. Факт первый: в апреле 2011 года, выступая с отчётом правительства в Государственной Думе, Владимир Владимирович Путин дал обещание, что проблема обманутых дольщиков будет снята к концу следующего года, то есть к концу 2012 года. Факт второй: в феврале 2012 года на III съезде «Дольщиков России» было объявлено, что в 66 регионах из 83 насчитывается не менее 150 тыс. обманутых граждан, которые не могут вселиться в честно оплаченные квартиры. Факт третий: по данным экспертов, на 1-ое января 2013 года продолжают оставаться без жилья до 120 тыс. обманутых граждан. У меня есть справка: наиболее тяжёлая ситуация остаётся на сегодняшний день в Московской области – более 13 тыс. семей, в Санкт-Петербурге – 7700 семей, в Самарской области - более 7300 семей, в Москве – более 6000 семей, в Новосибирской области - 4355 семей. А также в этом списке, где наиболее плохая ситуация – это Краснодарский и Ставропольский края. Из упомянутых 66 регионов только в четырёх субъектах федерации считается, что это проблема более или менее решена. Я назову эти 4 субъекта – это Республика Алтай, Карелия, Костромская и Пензенская области. Из оставшихся 66, если отнять 4 – остаётся 62 региона. Из этих 62 только в 19 есть план того, как эту проблему решать, а в остальных 43 регионах, на самом деле, «воз и ныне там» и никто всерьёз не приступал к решению этой проблемы. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что на самом деле обманутые дольщики - это не просто проблема, которая топчет судьбы конкретных людей - это на самом деле символ нашего времени. Сегодняшняя капиталистическая власть, с одной стороны, делает жильё недоступным для большинства постсоветского поколения граждан, с другой стороны превращает в пустые разговоры их же слова о ценности собственности. На самом деле в коррупции и криминале тонут и вязнут попытки людей законно получить жильё, за которое они вложили свои собственные средства. Мы сегодня проводим пресс-конференцию на эту тему, я хочу сделать ещё одно объявление. Проблема, на наш взгляд, настолько серьёзная, что вместе с Комитетом по собственности в Государственной Думе по нашей инициативе (я имею в виду по инициативе фракции КПРФ), во вторник 2 апреля в 11 часов в Государственной Думе мы будем проводить парламентские слушания, которые будут посвящены детальному разбору этой проблемы. В том числе, чего не хватает в законодательной плоскости, для того чтобы решить этот вопрос. Вот с таким вступительным словом я бы хотел передать дальше слово лидеру московских коммунистов зампредседателю ЦК КПРФ Валерию Фёдоровичу Рашкину.
Рашкин В.Ф.: Спасибо большое! Уважаемые коллеги, я хотел бы остановиться на одном аспекте, который считаю очень важным в этой части, что касается обманутых дольщиков. Я прекрасно понимаю, что за всей этой бедой опять же стоят деньги - а это коррупция в сфере строительства и масса людей, которые попали в эту беду - это откаты, это мошенничество. С моей точки зрения, здесь далеко недостаточно работают государственные структуры, которые должны и обязаны выявлять, пресекать, и наказывать тех недобросовестных строителей, заказчиков, подрядчиков, и соответствующим образом возмещать через судебные иски либо последующие финансовые вливания, утерянные средства дольщиков. На мой взгляд, отсутствуют у Генеральной прокуратуры и Следственного комитета единый алгоритм расследования уголовных дел. Что имеется в виду: вот факты неисполнения компаниями своих обязательств в отношении соинвесторов, а чиновниками - своих должностных обязанностей по контролю за реализацией долевого строительства жилья, повлекшей причинение ущерба дольщикам. Следственный департамент при Министерстве внутренних дел, проводя расследование по мошенничеству при долевом строительстве, укрывает факты преступления должностных лиц ответственных за реализацию инвестиционных контрактов. Если посмотреть, органы Министерства внутренних дел, если и привлекают к ответственности (мы массу фактов имеем), то лишь косвенных соучастников преступлений в лице граждан, но не должностных лиц. Зачастую из материалов дел при проведении следственных мероприятий изымаются ключевые документы, после чего доказать состав преступления становится практически невозможно. Всё это подвешивается и уходит на определённое количество времени годами. Органы прокуратуры, осуществляя надзор за расследованиями уголовных дел в сфере именно долевого строительства, также не усматривают в действиях должностных лиц состава преступления. Я уже не говорю о «дырах» в законодательстве, которые имеются, и дают возможности недобросовестным организаторам долевого строительства. Но здесь ещё прибавляется и неоперативность, непорядочность и незаинтересованность структур, таких как МВД, органов прокуратуры и следствия, раскрытие данных преступлений. Я озвучу, буквально в последнее время только 3 случая, когда вопиющие факты - они прозвучали в средствах массовой информации, но не принимаются меры: расследование и наказание, с моей точки зрения, преступников. Вот факт колоссального мошенничества с жильём на прошлой неделе буквально. Полицейские задержали преступную группу из юристов и риэлторов во главе с бывшим военнослужащим, подозреваемым в хищении более 150 муниципальных квартир в Подмосковье. Но это не 2 м². По данным ведомства, группа действовала на протяжении трёх лет, в её состав входили работники юридических и риэлтерских контор, организацию и руководство осуществлял бывший военнослужащий Министерства обороны Российской Федерации. Я так думаю, один из друзей Сердюкова, который в «Оборонсервисе» и в нашей армии натворил столько, что ещё требует расследований и принятия соответствующих мер пресечения этих преступлений, на мой взгляд. Следующее: в начале марта полицейские задержали главу государственного унитарного предприятия подозреваемого в хищении 1.5 млрд. руб. из столичного бюджета. Деньги были выделены на решение проблемы именно обманутых дольщиков. Обманутые дольщики верят в то, что муниципалитет, бюджет города Москвы, в том числе, выделяет средства (ведь действительно выделяются средства), а здесь 1.5 млрд. руб. рукой, как крошки со стола смахнули и всё, а обманутые дольщики смотрите, ждите. Вопиющий факт коррупции вскрылся при строительстве в рамках государственной программы «Жилище» жилого дома ЖСК «Гамма» по адресу: Москва, Староватутинский проезд, дом 17, которое было организовано префектурой ЗАО. Представляете, какие лица и граждане этим занимаются совместно с правительством города Москвы. В итоге вместо дольщиков в этом построенном доме живут чиновники из управы, префектуры и сотрудники правоохранительных органов из СВАО. Хорошо устроились. Значит, дольщики ждите дальше. Привлечь чиновников к законной ответственности невозможно, по определению указанному в статусе чиновников и силовиков. А управление внутренних дел Северо-Восточного округа Москвы не возбуждает уголовного дела по факту рейдерского захвата, грубого, жёсткого захвата жилого дома и квартир с 2006 года. Как будто никому неизвестно. Да зайди в любую квартиру. Кто там живёт, посмотри, дольщик или это работники родные, близкие, родственники префекта и всех остальных. Безнаказанность порождает новые преступления – вот, я считаю, что является главной причиной не разрешения проблем обманутых дольщиков не только в Москве, но и по всей России. Скажу, что мы неоднократно этот вопрос поднимали на нашей фракции, поднимали в Следственном комитете, указывали на эти конкретные факты, говорили, как надо выйти на решение и главное, что выделяются средства из бюджета для того, чтобы достроить эти несчастные дома и чтобы дольщики получили, наконец-то, квартиры. Там же люди отдают зачастую последнее, идя в долевое строительство, продают квартиры, в которых они живут, уходят к родным и близким, живут на птичьих правах практически, чтобы их только не выгнали на улицу, а получают такие колоссальные нарушения, преступления, и не принятие мер. Считаю, что в этой части надо, конечно, наводить порядок и дисциплину, в первую очередь, в силовых структурах. Спасибо.
АН: Руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе Андрей Евгеньевич Клычков.
Клычков А.Е.: Спасибо. Добрый день, уважаемые друзья! Уже было сказано о проблеме, которая существует, и я констатирую, что, действительно, это процесс долгий. Многие из вас здесь присутствующих - мы знаем друг друга уже несколько лет в процессе обсуждений и в попытке решить эту проблему. Интересным фактом является то, чтопервый дольщик в России появился в 1996 году и с тех пор многие из дольщиков 1996 – 1998 , начала 2000-х годов, до сих пор не могут решить свою проблему. Благодаря тому, что и дольщики проявляют активность, сейчас мы имеем возможность совместно с депутатским корпусом подключать наши ресурсы. Безусловно, можно отнести прошлый год к началу процесса обращения внимания на проблему обманутых дольщиков. Другой вопрос, что сегодня постановка задач о необходимости проведения парламентских слушаний является результатом того, что заявлено желание решить проблему обманутых дольщиков и является лишь неким началом, которое не доведено до конца. И многие дольщики сегодня: и по Москве, и по другим регионам (Москва отнесена к одним из самых проблемных регионов), не видят дальнейших путей решения. Какие здесь есть подводные камни и причины: во-первых, это официальная статистика, она всегда хромала, к сожалению, в нашей стране. В последние годы вместо попытки представить реальную картину, ситуацию с обманутым дольщиком даже при принятии ряда региональных субъектов в закон в реестре обманутых дольщиков, в этот реестр попадают не все те люди, кто могут быть признанным обманутым дольщиком. Выявляются факты выборочной субъективной оценки к критериям дольщиков. Некоторых дольщиков таковыми считают при наличии таких же документов как есть и у остальных, которые не попадают. К примеру, факт наличия регистрации в квартире, например у родителей, у детей, является основанием по ряду случаев не включением в реестр обманутых дольщиков с формулировкой: якобы попыткой извлечения коммерческой прибыли, вложения денежных средств в строительство жилья. Но, мне кажется, Конституция Российской Федерации установила равенство всех перед законом и цель, даже если у кого была идея вложить деньги для того, чтобы улучшить жилищные условия, она не может быть основанием для исключения такого человека из категории обманутых дольщиков, если уж такую категорию вводили. Я хотел бы подтвердить, что по официальной статистике около 90 тыс. дольщиков (здесь, наверное, 87 – 90 тыс. можно сказать), потому что не в одном ведомстве, я уверен, вот сейчас как раз в Госдуме идёт заседание с Министерством регионального развития, Москомстройинвестом по попытке обсуждения исходных данных официальной власти. Но повторюсь, эти данные никоим образом не связаны с реальной жизнью. Второй момент – на сегодня до сих пор идёт процедура банкротства. Год назад при проведении съезда дольщиков одно из требований, которое было заявлено от общественности: приостановить процедуру банкротства. Потому что процедура банкротства застройщика, по сути, ставит крест на возможных перспективах дольщиков на их включение в реестр, решение их проблемы, в том числе и выделение бюджетных денежных средств. И плюс есть случаи, когда для того, чтобы уйти из категории проблемных объектов, застройщик переходит в разряд вечно строящихся. В течение года укладывают одно перекрытие и увеличивают просто сроки введения в эксплуатацию здания. В итоге, дольщики остаются на улице со своими проблемами, девальвацией тех средств, которые вложили, и, как обычно бывает, необходимостью, которая иногда даже поступает от исполнительной власти: доплаты в разы больше, которые были внесены на первоначальном этапе для получения жилья, которое тоже не гарантировано. В этой связи, безусловно, мне кажется, парламентские слушания, которые 2-го апреля пройдут, могут явиться для нас подведением итогов той работы, которую провела исполнительная власть, не выполнив указания президента и правительства, Министерства регионального развития, не выполнило обязательства по подведению общей итоговой статистики по дольщикам, но и плюс попытка создать правовые основания для урегулирования этой деятельности. К которым мы относим ту инициативу, которая была год назад внесена и в Государственную Думу, и в региональные парламенты в части упорядочивания по 214 закону тех процедур, которые могут не допустить проблему обманутых дольщиков, как первое явление на будущее. По этим предложениям, которые проходили с моим участием в Мосгордуме и фракция «Единая Россия» отказала нам в поддержке этой инициативы, в данном предложении содержатся следующие моменты: первое, что нельзя создавать возможность развития взаимоотношений между застройщиком и дольщиком как таковым, потому что этот процесс бесконтрольный и приводит к возможности увода денежных средств. К примеру, наверное, уже ставшей известной практика, когда застройщик, получая денежные средства, приобретает строительный материал в Аргентине и Бразилии, и пока они доплывают до России, они становятся золотыми, и к застройщику невозможно предъявить меру уголовной ответственности, у него умысла обмануть не было. Просто строительные материалы столь дорогие, что не позволяют построить дом. Перевести эти взаимоотношения в банковскую сферу, то есть вложение денег через банки и банк, являясь коммерческой структурой, имея службу безопасности, может контролировать процесс расхода денежных средств и ввод в эксплуатацию этого здания. Второй момент: мера ответственности чиновников. Валерий Фёдорович уже говорил, я не знаю ни одного чиновника, который понёс бы ответственность за подписание изначально нереализуемого инвестконтракта. Мы полтора года назад, специально направляя Следственный комитет, добивались создания рабочей группы при Следственном комитете для формирования нового порядка, расследуя именно должностные преступления, которого на сегодняшний момент не существует в Российской Федерации. Первые шаги были сделаны, но не до конца, и мы считаем, что парламентские слушания являются тем местом, где можно потребовать продолжения этой работы для создания алгоритма. И, безусловно, требуется добиться всё-таки приостановления процедуры банкротства по тем объектам, где есть. Я заканчиваю своё выступление, чтобы Виктору Викторовичу передать по Министерству обороны. Хочу сказать, что не стоит, наверное, говорить, что ничего не делается. Есть 4 субъекта Российской Федерации, где можно сказать, что проблема дольщиков в том или ином виде решена. Сейчас у меня тут информация с собой есть по Чувашии, по Дальнему Востоку, где, к сожалению, вместо решения проблемы обманутых дольщиков занимаются искажением фактов статистики и предоставления данных в официальные органы Министерства регионального развития. И самое последнее по Москве: очень много копий сломано, сколько же дольщиков в Москве. На апрель 2012 года – те цифры, которым я считаю возможным верить, нашей рабочей группой экспертами было установлено, что на апрель 2012 года было 5700 тыс. обманутых дольщиков. За этот период были сделаны шаги по решению проблем в крупном масштабе только лишь для 11 микрорайона Южного Тушино: предоставлены квартиры и Люберецкие поля. Но не стоит забывать, что сегодня Москва расширилась, и в новой Москве появилось новых 3 тыс. обманутых дольщиков. Таким образом, заявление руководителя Москомстройинвеста о том, что в Москве всего лишь 1100 дольщиков, безусловно, разбиваются в пух и прах по фактическим обстоятельствам. Опять здесь играет роль статистика, по которой Москва начинает делить дольщиков на ведомственных, московских, федеральных и, таким образом, картина, безусловно, приукрашивается. И если мы ставим своей задачей решение проблемы в федеральном масштабе, то нужно тогда этот вопрос поднимать и на московском уровне, и дольщики Министерства обороны и других федеральных ведомств, и, безусловно, Москвы. Только комплексный подход может решить, но Москва, к сожалению, в прошлом году выделила более 5 млрд. руб. на решение этой проблемы, на следующий год таких денежных средств не заложено. Будем надеяться, что наши парламентские слушания, и те конкретные рекомендации и замечания, помогут изменить ситуацию и вернуть к конкретному решению проблемы. Спасибо.
Мельчеков В.В.: Министерство обороны имеет дольщиков с достаточно длительной историей. С 1998 года первые дольщики в Министерстве обороны (Рублёвское шоссе, 18), появились. Дом на 120 квартир был отобран у дольщиков и сейчас эти дольщики до сих пор получить жильё не могут. Каким образом это всё делалось: это делалось всё в связке с московским правительством. И сейчас есть решение, что московское правительство как бы не участвовало, а Министерство обороны спихивает на них. Есть судебное решение, которое по существу дольщиков оставило без квартир. Деньги заплачены, квартир нет, следствие не проведено и это практически по всем местным по всем объектам Министерства обороны. Причём, совсем недавно был пример очень показательный и наглядный: Министерство обороны строило за счёт средств дольщиков элитный дом. Вы сами понимаете, элитный дом в Москве за счёт бюджета построить нельзя. Для этого надо собрать деньги и немалые – и там стоимость 1м² 150 тыс. руб. Вы можете представить, когда дом был построен, этот дом понравился Министерству обороны, и они решили его умыкнуть. Просто-напросто в суде проплатили, продавили, не знаю каким образом. Но вы сами понимаете, какие у нас сейчас суды. Это отдельная тема. Просто сходить один раз по проблемам дольщиков в Арбитражный суд и увидеть, как это происходит. А в данном случае было так, что полностью весь дом, порядка 7 млрд. руб. стоимостью, у дольщиков был изъят судом и после того, как люди обратились в суды другие, обратились в Общественную палату, на заседание которой вытащили небезызвестную сейчас Евгению Васильеву, может быть слышали о такой, и только после этого люди как-то смогли вернуть эти квартиры. Сейчас оформляют право собственности. Но это единственный объект, который удалось нормальным образом отбить. Практически ни один объект Министерство обороны не передаёт добровольно людям, оплатившим его строительство. Есть такие примеры: Никулино, 2; Рублёвка, 18 – сами понимаете; Янгеля, 41. Вот эти объекты отбивались буквально на митингах, на заседаниях в Государственной Думе. Тогда ещё был общественный центр «Доступное жильё» при Государственной Думе и экспертно-аналитический центр, были встречи и как-то отбивались. Сейчас, после того, как пришёл небезызвестный фигурант пока в качестве свидетеля и уголовных дел Сердюков, вот практически за 6 лет его правления в Министерстве обороны проблема обманутых дольщиков не только не решалась, а загонялась в такой тупик, что решить его практически невозможно. Потому что он, как бы не отвечает за это. У нас были случаи на нашем конкретном объекте, у меня есть документ за подписью Сердюкова, который дал указание признать наш объект не проблемным. А для этого надо было просто признать ничтожным инвестконтракт. С самого начала инвестконтракт хотели признать ничтожным, на каких основаниях? А то, что участники конкурса не работали в Министерстве обороны, они заведомо подложные документы предоставили в результате конкурса. В 2000 году была заложена мина, которую Сердюков удачно попытался использовать. Мы дружно пошли в суд, а там чистое гестапо: вы можете представить чёрные формы судебных приставов, то есть их было больше чем нас. Вы представляете, судья не давала даже рот открыть и пошевелиться, вздохнуть лишний раз: «Я вас выведу». Вы представляете, какой прессинг. И только благодаря тому, что мы завалили письмами и Верховный суд, арбитражные суд и апелляционные суды, каким-то образом мы смогли добиться, чтобы инвестконтракт был оставлен. Каким образом можно выйти из этой ситуации? Я считаю только одним. Сейчас пришёл новый министр обороны, одна надежда на то, что Шойгу всё-таки более порядочный и свои обязательства перед обманутыми дольщиками, которые он, будучи губернатором Московской области, заявил, он может также выполнять и в Министерстве обороны. Не так много в Министерстве обороны обманутых дольщиков по сравнению с тем объёмом жилья, который они должны построить для своих офицеров. В прошлом году у них была очередь на квартиры порядка 100 тыс. и порядка 1000 – 1500 тыс. обманутых дольщиков на объектах Министерства обороны. Можно было решить, но для этого нужна и политическая воля и желание исполнить поручение верховного главнокомандующего. А видимо этого не наблюдалось при Сердюкове. Может быть, с Шойгу всё-таки будет такое. Верховный главнокомандующий – вернёмся к этому. У нас был один верховный главнокомандующий, второй верховный главнокомандующий, сейчас уже третий. Лица то всё знакомые: он же и первый. А он может управлять вот этими своими подчинёнными или нет? А он должен отвечать за кадровую политику в части в этой? Должен. А почему не отвечает? Может парламент задать этот вопрос не по ранжиру, наверное. Но почему у нас первое лицо государства не может проконтролировать. Министр обороны это лицо, которое подчиняется и президенту напрямую и премьер-министру. И те и другие бытность в разных ипостасях давали поручение и не одно это поручение министром обороны и Министерством обороны не выполнено. Мало того сделано так, чтобы его и не было возможности выполнить. Почему у нас министр обороны, не выполняя поручения, остаётся на должности. Почему у нас человек, который даёт поручения (у него аппарат есть, который должен контролировать) и не контролирует выполнение этих поручений. И почему этот человек, который не контролирует и не добивается выполнений, по-прежнему руководит страной и по-прежнему даёт нам каждый год новые обещания. Ещё по Министерству обороны пару фраз и хотел бы дать некоторые пояснения по проблемам обманутых дольщиков. Почему она вообще в принципе существует. Допустим, проблема по Министерству обороны и она практически на всех объектах одинакова. Мы как бы между двух огней. Нас Министерство обороны не считает своими, потому что «Вы не нам деньги принесли», а местные власти не считают своими: «Вы к кому, вы с федералами. Мы к этой земле ничего не имеем». А земля это первоопределяющее. В данном случае, во всех практически случаях реализовывалась одна программа, которую ещё объявил Иванов. Программа: «земля Министерства обороны в обмен на жильё». Я помню, в 2005 году Иванов докладывал Государственной Думе о том, что 4000 квартир за счёт этой программы Министерство обороны построило. Они что эти квартиры у Министерства обороны лишние бы были, если бы они по-прежнему реализовывали эту программу? А всё гораздо сложнее. Нет по существу у Министерства обороны своей земли. Это земля федеральная, которую для того, чтобы передать под строительство, надо оформить, а средств у Министерства обороны для того, чтобы передать нет. И вот эта замкнутая цепочка в основном везде является ключевой. Застройщиком является Министерство обороны, землю оно не в состоянии переоформить, ни передать землю под строительство. А инвестор – это человек, которому Министерство обороны позволило собирать с нас деньги и потом Министерство обороны включает «овцу». «А вот мы тоже пострадавшие» - овца на заклание. «Мы пострадали от этого инвестора, мы хотели от него получить квартиры, передав ему землю и в то же время мы не получили квартир, хотя очень хотели». Да для того, чтобы очень хотели, те функции, которые Министерство обороны взяло на себя добровольно застройщик и инвесторы должны были выполнить. А они их не выполнили. Тут прямая ответственность федеральной власти за неисполнение инвестиционных контрактов. Но попробуйте эту ответственность, господа, переложить на Министерство обороны в наших судах. Теперь по поводу основных понятий, которые вообще фигурируют в проблемах обманутых дольщиков. Все говорят: «Застройщик кинул дольщика», «Строители плохо строят». Но давайте начнём с того, что строители строят ровно на те деньги, которые им дал генеральный подрядчик. Генеральный подрядчик приглашается застройщиком, но деньги ни застройщик, ни генеральный подрядчик не получают от дольщиков напрямую. Основное – это инвестиционные проекты. Приводится инвестиционная компания, которая заключает договор с застройщиком, с генеральным подрядчиком и собирает с нас деньги. Это финансовые механизмы бесконтрольного обворовывания граждан. Потому что ни одна структура из этих перечисленных не несёт ответственности за целевое использование средств граждан. Представьте, в банк вы принесли деньги, у вас сразу же открылся счёт. Списали, вам смс пришло куда списали, на что конкретно. А тут вы принесли деньги, хорошо если ещё в банк принесли деньги, а то просто по какой-нибудь квитанции застройщика или инвестора. И по этой квитанции потом выясняется, что он ещё и денег с вас не имел права брать. И никто не контролирует, ни банки. По существу мы с вами являемся заложниками. Мы не профессионалы пытаемся работать с профессиональными жуликами. И государство, и правительство, и законы нас не защищают. Разве может быть такое в наше время в современной высокоразвитой стране? Значит, у нас что-то не в порядке в консерватории. Может, в консерватории что-то стоит перенастроить. Давайте с этих позиций попробуем всё-таки построить наше выступление в Государственной Думе. Не от них зависит, как работают законы, а почему они в течение 10 лет практически ничего не совершенствуют, почему нет гарантии целевого использования? Сейчас говорят: «А вот мы будем страховать». Значит, стоимость жилья на стоимость страховки увеличится. Недавно было совещание в Московской городской Думе и на это совещание привели Международную инвестиционную компанию. Риэлторы будут сейчас определять рейтинг застройщиков. То есть за деньги застройщиков риэлторы будут им раздавать рейтинги. Это нормально? Они по существу ещё одну ловушку для нас готовят и по этим рейтингам, безответственным абсолютно, за деньги застройщиков нам будут рекомендовать: «Вот несите туда». А разве мы не несли в «Социнициативу» деньги, разве мы не несли деньги в Министерство обороны? Для строительства, для обеспечения их офицеров жильём. Ведь благородная цель. «Социнициатива» уже вышел, кстати, Карасёв и вся семья. «Социнициатива» - это отдельная тема. Если хотите, можем про неё поговорить.
Мельников И.И.: Спасибо. Я так понимаю, что в этом зале помимо журналистов есть представители обманутых дольщиков. Я хочу с очень конкретным предложением в ваш адрес высказаться. Мы вас очень приглашаем на парламентские слушания, которые будут 2 апреля у нас в Государственной Думе. Почему приглашаем: сегодня пресс-конференция, а на этих парламентских слушаниях будут представители всех фракций Государственной Думы, всех профильных комитетов Государственной Думы, будут представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерство обороны и других органов. Приглашены представители прокуратуры, судебных органов и так далее. Все заинтересованные стороны мы пригласили на эти парламентские слушания. И, конечно, мы бы очень хотели, чтобы вы о конкретных своих проблемах на этих слушаниях высказывались. Чтобы это был не просто разговор теоретический, общий, а чтобы о конкретных проблемах говорили. Но единственное, я к вам сразу обращаюсь с такой просьбой: желающих выступить будет много. В силу понятных проблем обманутые дольщики съедутся со всей страны – мы приглашаем со всей страны. Поэтому вы продумайте свое выступление таким образом, чтобы до 5 минут изложить суть своей проблемы, обращение и т.д. Чтобы все заинтересованные стороны вас услышали. Итогом парламентских слушаний (помимо того, что все заинтересованные стороны услышат о ваших конкретных проблемах, в целом о проблеме обманутых дольщиков), мы принимаем документ - рекомендации парламентских слушаний. В нём содержится и обращение к президенту страны, и к правительству страны, содержится обращение и к конкретным министерствам, Государственной Думе в целом, какие законодательные вопросы - они тоже существуют, которые необходимо утрясти и решить и т.д. И мы очень заинтересованы, чтобы вы помогли этот документ нам составить именно качественно, исходя из тех конкретных проблем, с которыми вы столкнулись.
Вопрос: Везде муссируется вопрос обманутых дольщиков по строительству жилья. Но нигде не упоминается, а это вопрос серьёзный, так как большой, об обманутых дольщиках на строительство гаражей, в частности народных гаражей. Колоссальное количество этих гаражей, обращались уже все и в Московскую Думу неоднократно, знаю все инстанции прошли, вплоть до министра Нургалиева. Почему-то нигде в выступлениях не говорится об обманутых так же и при строительстве жилья и гаражей.
Рашкин В.Ф.: Да. Во-первых, вы знаете, я должен Вам честно сказать, я с этим тезисом не согласен. Обманутые дольщики по строительству гаражей постоянно фигурируют во многих наших выступления и обращениях. И конкретно, если говорить об этих парламентских слушаниях, я так понимаю, что в документы этих парламентских слушаний в рекомендации эта проблема тоже будет включена.
Мнение как раз на тему неравенства правового статуса долевых инвесторов объектов жилого назначения и иных объектов, на конкретных примерах. В смысле я буду приводить конкретные примеры как дискриминацию. Я просто вам говорю, что этот вопрос на парламентских слушаниях будет освящаться.
Мельников И.И.: Я хотел бы немного добавить, уважаемые коллеги, ведь федеральное законодательство, как и законодательство субъекта, в этой части оно говорит о долевом строительстве. И вообще это уникальная наша страна, если посмотреть мировую практику, то долевое строительство в том аспекте и с таким законодательством практически нет ни в одной стране. Только у нас придумали, как в 1991 году развалили Советский Союз и начали придумки делать, как обмануть и в том числе по этой схеме. Поэтому предложение, которое мы выработаем на парламентских слушаниях – оно будет касаться всего аспекта. В принципе, мировая практика говорит о том, что если и есть строительство, то инвестор идёт со своими деньгами на рынок, строит объект (неважно жильё будет это, либо гаражи, либо иное строительство), а потом продаёт. То есть, он рискует своими вкладами, но потом на рынок вбрасывает это жильё, и получает соответствующую прибыль. А здесь другая схема, придуманная. То есть, мы обираем население, граждан долями никак не страхуя их риски и, более того, недобросовестные ещё службы, в том числе и государственные, начинают обирать их. Вот это и надо нам на парламентских слушаниях изменить в первой части законодательства. Обычные граждане – они не юристы, они не адвокаты, они никто, они пришли только со своими деньгами, с последними крохами. Цель парламентских слушаний - вот эти дыры заткнуть сначала, чтобы не появлялись новые обманутые дольщики при строительстве, а затем уже разобраться с количеством этих дольщиков сегодня, и выработать механизм компенсации, либо помощи этим дольщикам обманутым, как достроить эти объекты, чтобы они туда вселились либо с машиной, либо с жильём, с семьёй и закрыть эту тему у нас в государстве. Но мы натыкаемся, к сожалению, здесь на большое сопротивление этих жуликов и воров. И мы уже говорили, и законодательство пытались скорректировать, но натыкаемся на этих жуликов и воров (они не голосуют).
Мельчеков В.В.: На счёт уголовных дел и обращений в суд: как только возникает уголовное дело или люди уходят в суд, сразу же появляется прецедент, что этот объект просто не будет достроен. Это ещё одна ловушка, в которую нас толкают все органы власти. Если вам что-то не нравится, идите в суд и решением суда вас защитят. Это не правда, это враньё. Теперь на счёт механизмов компенсации обманутым дольщикам. Мне в рамках подготовки к парламентским слушаниям пришло письмо от дольщиков из Ульяновска. В письме очень чётко написано (дольщики поделены в Ульяновске на 2 категории: те, которые купили жильё 1-ый раз, и те, которые купили это же жильё второй и так до 8-го раза). И вот этим людям, по данным Единой России, уже всем помогли. А вот в письме говорят, что мало того, что не помогли, а ещё выделили из бюджета 370 млн. руб., в Ульяновске. Хватило этих денег ровно на 2/3 стоимости вложенных денег, за эти деньги уже сейчас с учётом инфляции стоимости жилья уже ничего не купить. Мало того, из 370 млн. руб. (по тем данным, которые в письме написаны), 114 млн. руб. просто кто-то украл. Вот таким образом нам могут помочь. Так вот надо помочь так, чтобы не только хватило на то, чтобы купить новое жильё, но и хватило на то, чтобы уменьшить те риски, и уменьшить те потери, которые дольщики (некоторые в течение 12 лет, я вот тут вижу женщина 13 лет, 15 лет, 8 лет) несли от действий этой партии и государства. Это государство создало такую систему, и оно должно компенсировать в полном объёме все убытки и все неустойки, которые положены по ими же принятому 214 закону. Так вот пусть они добьются, чтобы этот 214 закон выполнялся не только в строительстве жилья и в защите дольщиков, но и в статьях, которые обеспечивают компенсацию дольщикам с их потерь. Судебная практика по потерям и по неустойкам следующая: люди выходят с неустойкой, хотя по 214 закону неустойку должна платить строительная организация или инвестиционная компания добровольно. Люди заявление написали и те добровольно им должны заплатить. Представляете, в нашем самом гуманном законе так написано. Но этого не происходит и в таком случае на эту компанию можно подать в суд и все судебные издержки и убытки суд должен присудить. Практика такая: недавно, месяца 2 назад выплатили 15 тыс. за несколько лет борьбы и ожиданий (где-то в Уфе). Вот эта вот компенсация в нашей жизни. Жизнь положили, чтобы накопить денег на эту квартиру. Я 8 – 9 лет уже борюсь, можно ли назвать это жизнью? Да, это жизнь, но она другая. Я достоин более радостного проживания, а не борьбы за выживание в этой стране. И за это, в лучшем случае, я могу рассчитывать на 15 тыс., потому что наш гуманный суд будет защищать недобросовестного строителя, недобросовестного инвестора и недобросовестное государство.
АН: Кто ещё кроме КПРФ поддерживает эти слушания парламентские, какие силы? И, в конечном счёте, после этих обращений в прокуратуру, к президенту – что будет дальше? Если они не ответят на эти обращения, что дальше?
Мельников И.И.: Я начну отвечать, коллеги мои могут дополнить. Инициатором этих парламентских слушаний выступило два субъекта: политический субъект - это фракция КПРФ, второй субъект – Комитет по собственности. Комитет по собственности возглавляет представитель фракции КПРФ в Государственной Думе – Сергей Анатольевич Гаврилов. Поэтому можно сказать, что инициатива принадлежит в данном случае фракции КПРФ, но я вас уверяю, коллеги, мы далеки от того, чтобы монополизировать этот вопрос, замкнуть на КПРФ. Для нас главное решить этот вопрос – я абсолютно искренне это говорю. Поэтому мы приглашаем всех к решению этого вопроса. Всех, кто заинтересован внести свой вклад в решение этого вопроса, мы будем рады, довольны и т.д. Если честно говорить, наверное, коллеги, которые мыкаются уже по 8 – 10 и более лет, согласятся, что многолетняя борьба хоть маленький сдвиг, но дала. Хотя бы государство признало наличие этой проблемы на государственном уровне. Я приводил примеры высказываний президента и могу привести примеры высказываний премьера, некоторые решения, которые принимались. Ведь мы долгие годы проводили митинги, на некоторых из них я тоже присутствовал, принимал участие. Мы не могли добиться того, чтобы государство признало наличие этой проблемы. Но сейчас хоть признаёт. Это уже некий шаг к тому, чтобы начать конкретные шаги предпринимать для того, чтобы реально эту проблему решать. Но если ещё честнее сказать: для нашего государства это не такая уж и фантастическая проблема, чтобы её невозможно было решить. Не таких уж она требует фантастических средств, чтобы решить эту проблему.
Рашкин В.Ф.: На счёт средств и проблемы: общались с мэром Собяниным в Москве и поднимали этот вопрос. Один из основных вопросов: как решить проблему дольщиков? Ответ мэра однозначный: чтобы решить этот вопрос неважно, сколько лет он тянется 10 – 15 и т.д., мэрии надо 2 года. Но один вопрос он поставил нам законодателям, в том числе и депутатам Государственной Думы (и они готовы нас поддержать, мэрия в том числе): чтобы эти новые дольщики больше не плодились. То есть сделайте законодательство таким образом, чтобы мэрия, выделив бюджетные средства (Андрей Евгеньевич сказал, в прошлом году выделили), и закрыли бы эти проблемы с воровством, с откатами. Не год, так два. Я думаю, всё равно закрыли бы эту проблему. Посадили бы кое-кого, но закрыли бы. Но у него основной вопрос: «Вы сделайте так, чтобы новые дольщики и недобросовестные инвесторы – инициаторы этих авантюр, больше не появлялись». То есть отбить охоту, по рукам дать тем, кто пошёл эти авантюры и воровство делать на бедах дольщиков и второе, – законодательство чтобы не позволяло. И тогда мы закроем этот вопрос раз и навсегда. Я считаю, что, конечно, мэр здесь абсолютно прав, и мы сказали, что для этого мы, собственно, и будем проводить парламентские слушания.
Клычков А.Е.: Я можно буквально два слова добавлю по поводу сотрудничества с другими и политическими, и неполитическими силами. За те годы, которые мы занимались этим вопросом, сталкиваясь с проблемами, мы никогда не ставили задачу кого-то обвинить, что он что-то не делает или что-то делает не так. Хотя, откровенно говоря, оснований для таких высказываний предостаточно, в том числе, как у нас руководящая партия решает эти проблемы, имея все возможные рычаги. И президент, и премьер, и все министры до последнего времени были практически членами одной партии. Если у них самих нет возможности договориться между собой, тогда какие вопросы возникают, например, у федеральных структур. Но не в этом состоит наша задача парламентских слушаний, а наоборот постараться пригласить к этой дискуссии, к решению этой проблемы, все заинтересованные силы максимально. А уже смотреть результат этой деятельность – это уже должны дольщики и оценивать по закрытию проблемных объектов. Что касается Москвы, действительно, буквально 2 недели назад эта встреча состоялась с мэром. Есть пожелания, по крайней мере, в том или ином виде (не совсем оно 100% выглядит) – решить проблему дольщиков. Но, для объективности и откровенности стоит сказать, что в дольщики стали записываться и мошенники. Я говорю не про тех людей, кто десятки лет не получает квартиры и кого исключают оттуда при наличии второй недвижимости, а уже сейчас, сегодняшним днём (полгода назад), появляются договора, появляются новые люди, которые почему-то получают иногда первую очередь. Кто попадает вперёд всех тех, кто есть. Я думаю, что сегодня – это тот рубеж, который мы, перейдя, должны остановить наплыв мошеннических схем, уже воровство в этой части. Поясню немножко: парламентские слушания - это не просто форма общественного обсуждения, мы уже общественное обсуждение прошли. Мы прошли и митинги, мы проводили съезд дольщиков, и необходимо выходить на уровень, когда политические силы и органы государственной власти находятся за одним столом все: представители комитета, представители всех фракций, представители всех министерств и контрольных органов, в том числе и Следственный комитет, правоохранительная система, которая, по результатам этих слушаний обязательно получает рекомендации от высшего законодательного органа страны. Поэтому мы, я надеюсь, проведём эти слушания организовано. А та рабочая группа была проделана – она велика, она сейчас ещё в процессе доработки, и мы сможем выработать предложенный, по крайней мере, механизм, который и дальше будем реализовывать. Потому что последние события: Геннадий Андреевич Зюганов был у Путина, у Медведева. Как только приходит, появляется движение. Надеемся, что движение пойдёт не только от президента и от премьера, а по всем направлениям, потому что проблема не упирается в одну только точку.
Рашкин В.Ф.: Я ещё добавлю, у нас в апреле месяце предстоит в Государственной Думе отчёт правительству – обязательная процедура. Мы обязательно в очередной раз перед председателем правительства эту проблему поставим. По итогам этих парламентских слушаний, как раз через 2 недели после них будет отчёт правительству. Обязательно поставим, мы не скрываем. Мы уже сказали о том, есть у нас такая процедура, предварительно задаём вопросы правительству до их приглашения в Государственную Думу. Мы им уже заявили о том, что нас интересует такая проблема и такой вопрос.
Мельников И.И.: Конкретные вопросы, я думаю, для этого мы приглашаем чиновников из Минрегиона и будет возможность им впрямую задать вопрос в рамках системных поставленных вопросов, которые будут в основных докладах по проблемам Министерства обороны, ведомственные либо московские проблемы и др. Для того, чтобы они конкретно ответили. Сейчас было рабочее совещание, на котором общие черты обсуждались, и Министерство регионального развития будет готовиться к выступлению. И я думаю, что те проблемы, которые есть сейчас уже с существующими реестрами, добавлением этих реестров и уточнением – они тоже будут обсуждаться.
Мельчеков В.В.: Можно ещё, что бы понимали. Есть такой орган государственной власти Министерство регионального развития. У меня большие претензии к этому министерству по работе с обманутыми дольщиками. С самого начала, когда эта тема была заявлена (тогда ещё при Яковлеве и был Тыртышов руководителем первой рабочей группы), практически ничего не делалось в то время. Единственный, который хоть что-то начинал делать и делалось – это был Королевский. Но он просуществовал в этом ранге не более 8 месяцев, после чего он ушёл в отпуск и уже обратно не вернулся. Не надо обольщаться, что Министерство Регионального Развития с его ресурсами и возможностями вливания финансов для дольщиков и для обеспечения целевого использования этих финансов, в состоянии что либо решить. Надо создавать целое направление, давать ему определённые полномочия, вплоть до финансового контроля и всего прочего, только после этого нужно смотреть на это министерство серьёзно. В данном случае это не министерство для дольщиков, а министерство против нас.
АН: Позвольте поблагодарить вас за это благородное начинание, пожелать удачи 2 апреля, и все мы будем ждать хороших новостей, в том числе на сайте КПРФ, где «без купюр», надеюсь, будет опубликована вся эта процедура. Спасибо.