Недавно в «Аргументах недели» было опубликовано интервью с Андреем КАРАУЛОВЫМ. Он – автор знаменитой телепередачи «Момент истины», которой в этом году исполнится 25 лет. Материал вызвал такой интерес, что главный редактор «АН» Андрей Угланов решил продолжить разговор.
«Дарвинизм» и «невзоровщина»
– Андрей, у нас получилась интересная беседа. В том числе о публикации сомнительных текстов на сайте радиостанции «Эхо Москвы».
– Не только на сайте, но и в эфире. На примере патриарха Кирилла журналист Невзоров пытается доказать – с указкой в руке – теорию Дарвина: этот человек, патриарх Кирилл, точно произошёл от обезьяны.
– Политика этой редакции не предполагает какого-либо редактирования чужих блогов.
– Патриарху не привыкать! Каждую среду у Невзорова на «Эхе» что-то подобное. Вышла ваша газета. Сначала на сайте «Эха Москвы», потом у Ходорковского (или наоборот, не помню) появилась – внимание! – якобы моя переписка с Путиным. «20 писем к другу». Я пишу, Путин отвечает. В свободном доступе, по электронке – от нечего делать. У нас с ним много свободного времени! Теперь представь: я отправляю по электронной почте письмо Путину, а попадает оно – прямиком к Ходорковскому. И в «Эхо Москвы». Сейчас мы ищем автора всей этой хрени, больше, правда, похожей на провокацию. Малый забыл свой адрес. Одна его физиономия только чего стоит! Переписка с ним моих сотрудников – на официальном сайте «Момента истины». Вот не помнит он, где живёт, и всё тут! И работает сейчас над темой «Караулов-2». А адрес необходим, чтобы подать исковое заявление в суд. Мы его обязательно найдём.
На «Эхе Москвы» все тоже играют в молчанку. Хорошо, хотя бы повесили наш официальный ответ. Скандала не получилось, но теперь я очень хочу, чтобы был скандал, и с нетерпением жду суда. Забавно всё-таки: ты говоришь Ходорковскому, Невзорову, Венедиктову и этому «расследователю» – я не писал «Тихий Дон»!
Нет, кричат, это вы, вы! Мы точно знаем!
До чего докатились эти люди? Впрочем, после ролика о теории Дарвина чему удивляться?
Я позвонил в Союз журналистов России. Ребята, говорю, Невзорова слышали? «Обычно я делаю это на их православном Боге.., но сегодня буду говорить о Гундяеве…» – когда идут такие тексты, каждую неделю, по средам, сделайте хоть какое-то заявление. Если бы это были Коран и Пророк, что сделали бы мусульмане с «Эхом Москвы»?
Ответ. Как же мы пропустили? Вмешиваться не будем – у нас свобода слова.
Но автора фальшивки мы доведём до суда.
Кстати, его адвокатами, похоже, будут адвокаты Ходорковского.
Вот что любопытно. За день до всей этой истории с «письмами» в Приморье вышла статья в сетевом издании «АмурПресс». Заголовок – «Резник начал информационную войну». Мне позвонил и рассказал сам Борис Резник.
Теория дровяного заговора
– Борис Львович, знаменитый журналист, экс-депутат Госдумы, где всегда отстаивал честную позицию, за что и был изгнан с депутатского олимпа. Представлял в Думе как раз те дальневосточные места.
– Легендарный человек, который выиграл сотню судов и ни одного не проиграл. Весной прошлого года в его руки попали очень интересные материалы. В результате Резник не предполагал, а доказывал, кто конечный бенефициар поставки дров в российские военные части в Приморье. Из года в год, как подтверждают документы, находящиеся у легендарного советско-российского журналиста Бориса Львовича Резника, в лесной Хабаровский край втридорога – на миллиард рублей в год – идут дрова с Кавказа. Представляешь, где Кавказ и где Восточный военный округ?
– 8 тысяч километров.
– 8 тысяч. Конечный бенефициар поставки дров в российскую армию – бывший чеченский полевой командир Ахмед Закаев. И эта схема, налаженная ещё в годы первой чеченской войны, действует, представь, до сих пор. Повторяю: объём – миллиард рублей по году. Резник – человек дотошный. У него в руках – все необходимые документы, полученные, как я предполагаю, у бывших сотрудников военной контрразведки.
Закаев по-прежнему кормится от российского военного бюджета, отсюда его бронированный мерседес в Лондоне, куча охранников и т.д.
– Который сегодня в Лондоне проживает.
– И имеет огромные деньги. Сбежавший в Лондон военный преступник. Правая или левая рука Басаева, потом Масхадова. Бывший их министр. И вот статейка, которая появилась в Приморье, утверждает, что Борис перестал быть депутатом Государственной думы, когда стал заниматься этой темой, как только материалы попали к нему в руки.
Когда убивают депутата Государственной думы, это государственные похороны, это шум, это особый контроль. А когда человека в 78 лет сбивает машина, бывшего депутата, это не особый контроль. Другого уровня расследование. Теперь слушай внимательно. Газета с радостью сообщает, что Резник перестал быть депутатом, как только начал заниматься дровами. Добавлю – а Караулов потерял эфир на Пятом телеканале, когда и «Момент истины» стал заниматься дровами – с сентября прошлого года.
Это, мол, звенья одной цепи. Я не допускаю мысль, что в Министерстве обороны есть какие-то люди, которые сделали всё, чтобы Резник замолчал. Но Резник и не думает молчать.
Я предполагаю, что для кого-то в Министерстве обороны, возможно, тех генералов, которые ведут тыл, главное сейчас, чтобы обо всех этих статьях и документах не узнали бы министр обороны и Верховный главнокомандующий. По этому вопросу я был у генерала армии Николая Панкова, был у Андрея Ильницкого, мы действительно получили странный невнятный ответ от заместителя министра обороны по поводу этих дров.
Резник не остановился сегодня, у него в руках – новые факты и конкретные адреса фирм.
– Все с Кавказа?
– С Кавказа в Хабаровский край.
Канал истины
– Может, в Приморье все деревья китайцы с корейцами вырубили?
– Пока ещё, слава богу, не все. Ещё раз: я не хочу верить, что в эту историю вмешался министр. Бесконечно уважаю этого человека. Хотя некоторые совпадения – налицо.
Теперь вот Ходорковский открыто говорит, что он не желает, чтобы «Момент истины» вернулся в эфир. Спасибо, Михаил Борисович! Я почему-то и не сомневался. До того, как мы разместили на сайте документальный фильм «Ходорковский. Труп(б)ы», Ходорковский писал мне открытые письма. Формально не мне, а журналисту Марианне Максимовской, которая рассказала в эфире РЕН ТВ об этой картине, но на самом деле «послания из зоны» были адресованы мне. Поразительно, но то, как он оправдывался и какие аргументы привёл, меня поразило. Тогда мы сделали вторую серию «Ходорковский. Труп(б)ы», ведь за ним и Невзлиным более 70 убийств. На это Ходорковский уже ничего не сказал. И вот теперь, спустя несколько лет, эта статейка о якобы особых отношениях с Путиным.
За это время многие люди – люди с весом – предложили мне сделать свой собственный телеканал. Некую альтернативу каналу «Дождь», потому что «Дождь» – канал тенденциозный. Сделать независимый ни от кого. Вообще ни от кого.
Когда «Момент истины» выгнали с «ТВ Центра», я научился делать те фильмы, которые делаю и сегодня. Тогда появились «Трупы Ходорковского» и много чего ещё. Каждая пауза давала моим ребятам и мне возможность найти что-то в себе. И вот ко мне пришли люди и сказали…
– Давай делать телевизионный канал!
– Да. У меня когда-то на Российском телевидении была передача «Русский мир» о выдающихся людях XX века. Архив уникален. Там все: Чингиз Айтматов (1000 часов разговоров), Борис Раушенбах, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Галина Сергеевна Уланова, Майя Михайловна Плисецкая – все. Я подумал – попросить Владимира Фортова вести передачу о науке. Тебя – любое ток-шоу. Сегодня контент очень простой – садятся умные люди и говорят. Юра Поляков, писатель. Тот же «Момент истины». Я не дал пока согласия. У меня нет решения, но большинство моих друзей, в том числе бизнесмены, советуют мне сделать это.
Чтобы честно говорить, что Ходорковский убийца или стадион «Зенит» строили воры. Что Минобороны заказывает и оплачивает дрова у конечного бенефициара Ахмеда Закаева и, возможно, за это Резника убьют. Пусть Путин узнает, что Ахмед Закаев действительно кормится от поставки дров в российскую армию на народные деньги.
Невозможно в эпоху Интернета отнять эфир у человека. Это ни у меня нет эфира, это у них нет моего эфира. Вот и всё. За это время я сделал фильм о Святейшем, которым очень горжусь. Я сделал очень большую работу об осетинском народе. Я сделал фильм о Навальном, как ты знаешь. Я сделал фильм о Дагестане. Заканчиваю работу о Собянине, о Москве.
Я – лужковский человек, но говорю, что Собянин сделал много. У него меньше времени. Он всегда говорит торопливо, коротко. Человек-машина. Человек-результат. Он наплевал на пиар, на всё на свете, он идёт вперёд.
ФБР крышует Навального?
– Ради того стоит вернуться в эфир.
– А я никуда и не уходил. Кто мне мешает сделать сегодня 2-ю серию о Навальном? О том, как с Навальным разворачиваются события. Ты задумайся. Алишер Усманов – условно – «два раза плюнул» через Интернет в его сторону. Имеет полное на это право. На следующий день после второго плевка, как я предполагаю, у него начались колоссальные проблемы с ФБР США. У Усманова, он же по всему миру работает. Такое вот совпадение. Начались колоссальные проблемы с ФБР Соединённых Штатов. Я в шутку говорю, что закончится всё тем, что его яхта в 140 метров прикатится в Сочинский порт вместе с самолётом. Ты смеёшься, а я не предполагал, что ФБР и Навальный таким образом связаны.
– Быть может, и на тебя донесли куда-то?
– Глупо чему-то удивляться. Покойный руководитель КГБ СССР Леонид Шебаршин говорил, что только в 1937 году было зарегистрировано 4 миллиона доносов. Всё списано на Сталина, а ведь писали – друг на друга. Сегодня в городе Владимире арестована вице-губернатор, правая рука губернатора. По доносу, кто-то сигнализировал, что «она как вице-губернатор способствовала тому, чтобы какая-то компания на каком-то конкурсе выиграла. В благодарность за это ей принесли, уже после торгов, миллион рублей».
Взятка – это когда у тебя вымогают деньги за решение какого-то вопроса. Ты идёшь в соответствующие органы, пишешь заявление, помечаются деньги. Скрытая техника фиксирует момент передачи этих денег от тебя как потерпевшего, потому что ты терпишь, ты платишь миллион рублей. Тебя забирают, меня забирают, потому что я брал взятку. Теперь представь ситуацию. Иван Иванович и Иван Петрович. Иван Иванович говорит Ивану Петровичу: «Иван Петрович, конкурс выиграл?» – «Выиграл». – «Тебе эта баба помогала?» – «Помогала». – «Отнеси ей миллион рублей, а я войду следом в момент передачи миллиона и скажу всем, что это взятка». Сижу я в кабинете, ты сидишь.
– Да.
– Входит Иван Петрович, несёт коробку: «А это вам, дорогой Угланов». Откуда ты знаешь, что в коробке. «Спасибо, что помогал». Пока ты думал, а что я помогал, за что, где, чего, входит Иван Иванович: «Так, там миллион рублей. Товарищи понятые, сюда. Это взятка».
– Что, с ней так и было?
– Именно так. Она сидит дома под домашним арестом. У неё онкологическое заболевание. Я позвонил её дочери и сказал: «Наташа, мы сделаем всё». Я знаю, кто это сделал. Орлова два года боролась, и никто ей не помогал, с некими Филипповыми. Отец и сын Филипповы. Это весь газ не только Владимирской области. Чтобы возбудить уголовные дела, потребовался не один год. Филипповы в тюрьме, а дело их живёт. Дело заместителя Орловой – это расплата.
– Андрей, у всех персонажей, которые тебя не любят, сегодня есть возможность выступить на том же «Дожде». Таким, как Борис Резник, пойти некуда. Так что телеканал нужен, и чем раньше это произойдёт, тем лучше. Желающих помочь будет много. «Аргументы недели» сообщат об этом первыми.
Чтобы продолжить чтение, оформите подписку
Годовая подписка на газету за 490 руб.- или -
Купить этот номер за 25 руб.*Подпишитесь на газету и получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес