За последний год в ряде аналитических материалов говорилось о скором уходе главы Росатома С. Кириенко. Строились предположения, что и сама госкорпорация «Росатом» исчезнет и возродится Министерство атомной промышленности. Этого будто бы добивается всесильный вице-премьер, государственник И. Сечин.
Как ни странно – это может быть новым витком «перезагрузки» отношений с Соединенными Штатами Америки. На этот раз не политических, а чисто конкретно ядерных. Быть может, широкой публике почти неизвестно, но между нашими странами все же достигнуто соглашение, открывающее возможность ввоза на территорию России ядерных отходов из США. А также отходов от американских ядерных реакторов из других стран.
Напомним, что с 2001 г. в Россию уже завозится ядерный мусор из Европы. Контейнеры с этим добром приходят морем в Санкт-Петербург и растворяются на бескрайних просторах страны в железнодорожных контейнерах. На этот раз все глобальнее, хотя двухсторонняя договоренность носит простое название «Соглашение 123». По номеру статьи Закона США об атомной энергии. Она оговаривает возможность сотрудничества с «нациями, группами наций или региональными оборонными организациями». Соглашение, подписанное г-ном Кириенко еще в мае 2008 года, милостиво разрешает Москве обмениваться с США некими загадочными ядерными технологиями. Включая переработку отходов. Естественно, за деньги. В объемах до 10 млрд. долларов. Скорее всего, до этих денег и не хотят допускать Кириенко. Он второй раз за 10 лет сделал свое «черное дело» и опять может уйти.
После того как Конгресс США ратифицировал Соглашение, оно вступило в силу 11 января этого года. По одному из его положений, на территорию России будут вывозиться не столько новые ядерные технологии, сколько радиоактивные отходы. Только в России закон разрешает делать такую гадость. По мнению экспертов, именно это и является закулисной базой для тесной дружбы между финансово-промышленными группировками, связанными с российским и американским руководствами.
«Соглашение 123» рассчитано на 30 лет и миллиарды долларов. Готовилось оно еще при администрации Буша-младшего. Но из-за военного принуждения к миру Грузии было отложено. Правда, не надолго. Эксперты говорят, что важнейшими спонсорами избирательной кампании г-на Обамы был как раз американский бизнес, работающий на вывозе, переработке и захоронении радиоактивных отходов. Про Грузию в Вашингтоне быстро забыли.
Официально ядерный мусор будет ввозиться в Россию только для переработки. Но, по мнению экологических организаций, – все же для захоронения. Так что в Кремле, как видно, эту «операцию» рассматривают не только как удачный бизнес, но и как сильный рычаг воздействия на администрацию США через их ядерных мусорщиков, имеющих большое влияние на политику Белого дома. По мнению аналитиков, даже Договор СНВ‑3 в какой-то степени является лишь «фасадом» «Соглашения о мирном атоме». Администрация Б. Обамы даже оказала некоторую уступчивость Кремлю в вопросах ядерного разоружения. Но в США и с этим неожиданно согласились.
«Это стало особенно актуальным после того, как провалился проект создания национального могильника отработанного ядерного топлива (ОЯТ) Yukka Mountain в Неваде. И никто не знает, что делать с отходами как в США, так и на АЭС в других странах, работающих на американском ядерном топливе. Выход у них только один – Восток». Так заявил в интервью «Голосу Америки» Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис-Россия.
Нам известно, что от этой ядерной заразы отказались не только жители американского штата Невада. Президент Монголии недавно подтвердил, что отверг аналогичное предложение США. Неужели только наши руководители так страстно любят Американское Бабло? Или не думают и дальше жить в стране? А может, нам действительно не хватает инновационных ядерных технологий?
Спросим, как всегда, ученых.