Аргументы Недели → Политика № 11(201) от 25.03.2010

Чечня – не черная дыра!

, 16:35 , Обозреватель отдела Наука

О безработице, коррупции, клановости и ваххабизме корреспондент «АН» Александр Чуйков беседует с президентом Чеченской республики Рамзаном КАДЫРОВЫМ.

- Рамзан Ахматович, по данным Минрегионразвития, дотационность Чеченской республики составляет более 80%. Как вы собираетесь снижать столь высокий уровень финансовой зависимости от федерального центра?

- Да, мы дотационный регион. И не единственный. К сожалению, более 70 регионов России сидит на дотациях. И все они, кроме Чеченской Республики, мирно развивались. Но тем не менее в некоторых регионах дороги и сейчас в плохом состоянии, рабочих мест не хватает, молодежь покидает деревни, и, что особенно печально, проблемой стали алкоголизм и наркомания.

А теперь загляните, так сказать, в глаза нашей республике. Только по совести, по-человечески загляните! Мы 10 лет жили на войне. Под бомбами. Общеизвестно, что республику в тот период наводнили террористы из более чем 50 стран, которые представляли угрозу не только для чеченского народа, но и для целостности России. У нас от столицы республики остались только остовы домов. Видные российские политики еще 5-6 лет назад сравнивали Грозный со Сталинградом. Тысячи людей жили среди руин, натянув на окна и крыши брезент и клеенку. У нас, как в блокадном Ленинграде, зимой мебель жгли и выискивали среди разрушенных домов что-нибудь пригодное для топки. Всю мою боль вы всколыхнули...

- Извините.

- И вы простите за резкость: насколько этично судить о ЧР с общих позиций? Почему ничего не дрогнет в душе у тех, кто спрашивает о цифрах и процентах «снижения уровня финансовой зависимости от федерального центра»? Народ 10-15 лет подвергался насилию. Но мы выжили. Понимаете, выжили. И сегодня делаем все для того, чтобы жить не хуже, а в скором времени и лучше, чем многие регионы России. Мы строим дома, полностью восстановили систему ЖКХ, здравоохранения, образования, культуры, социальной сферы. И сделали мы это, между прочим, за последние три-четыре года.

- Существует распространенное мнение, что система освоения федеральных средств в ЧР крайне непрозрачна. Говорят, 70-90% выделяемых республике денег расходуется нецелевым образом.

- Меня всего передергивает, когда ради красного словца какой-нибудь демагог в тысячный раз повторяет, как попугай: «Чечня - черная дыра. Куда наши деньги уходят!» Пусть приедут и посмотрят: деньги ушли на возрождение республики.

- И все же хотелось бы конкретики о том, какие предпринимаются шаги для развития региона.

- Планы по развитию экономики мы озвучивали уже не раз. Главное в них - восстановление промышленного потенциала республики. Из этого тупика мы выбираемся трудно. Но в республике уже восстановлен сельскохозяйственный сектор, около 200 госхозов выдают продукцию. Налажен выпуск масла, молока, хлеба, сыров. Работают собственные птицефабрики - обеспечивают республику мясом птицы и яйцом. Мы даже в Москву делаем поставки. Восстанавливаем племенное животноводство: около 2 тысяч голов племенного крупного рогатого скота завезли в районы республики. Малый и средний бизнес развиваем. Есть свои заводы по производству кирпича, стройматериалов... Сферу услуг расширяем: от парикмахерских и ателье до химчисток и фитнес-центров.

- А нефть?

- Если доходы от добываемой в Чеченской Республике нефти полностью направить на нужды ее возрождения, вопрос о дотациях почти полностью был бы снят. Нас радует и тот факт, что принято решение о восстановлении - точнее, о новом строительстве - разрушенного грозненского нефтеперерабатывающего завода. Это даст рабочие места, отчисления в республиканский бюджет. Мы, между прочим, сегодня можем добывать до 2 миллионов тонн нефти.

Не надо сравнивать сегодняшнюю ситуацию с дудаевскими и масхадовскими временами! Это разные вещи. То были режимы, нацеленные на сепаратизм и откол от России. А мы до сих пор хороним наших ребят, которые гибнут в противостоянии с остатками бандитов ради сохранения целостности и единства России.

Клановость - не кавказская болезнь?

- Три года назад, когда вы вступали в должность президента, одной из важнейших своих задач называли борьбу с коррупцией. В этой области удалось добиться успехов?

- У нас есть планы, есть комитеты и подразделения, занимающиеся борьбой с коррупцией. Они делают свое дело. Ищут, находят, судят, сажают. При МВД ЧР создан отдел по борьбе с коррупцией, идет реализация плана по противодействию коррупции. За прошлый год, как мне доложили правоохранительные органы, выявлено 301 преступление коррупционного характера. 90% из них раскрыто. Конечно, как и везде, имеются случаи злоупотребления должностными полномочиями, получения и дачи взяток и т.д. Их немного, но это нас не успокаивает. Мы ставим задачу свести такие позорные явления до минимума, если полностью изжить их невозможно. Пока нигде в мире, к сожалению, не удалось достичь столь идеального результата.

- Борьба с клановостью в ЧР тоже идет успешно?

- О клановости говорят те, кто барахтается в плену идеологических клише. Они, не зная Кавказ и кавказцев, навешивают на этот регион России и граждан, проживающих здесь, ярлыки. Поверьте моему слову, Кавказ не больше страдает этой болезнью, чем другие регионы России.

- Недавно был снят запрет на импорт товаров напрямую в ЧР. Вскоре заработает международный аэропорт. Кстати, и при Дудаеве, и при Масхадове он тоже работал - и в республику из-за рубежа ввозились оружие, контрафакт...

- Только не надо сравнивать сегодняшнюю ситуацию с дудаевскими и масхадовскими временами! Это разные вещи. То были режимы, нацеленные на сепаратизм и откол от России. А мы до сих пор хороним наших ребят, которые гибнут в противостоянии с остатками бандитов ради сохранения целостности и единства России. Так что не надо нас оскорблять такими параллелями. О каком оружии и контрафакте идет речь? ЧР является составной частью России. В аэропорту будут нести службу пограничники, действовать таможенники. Они как в Москве, так и в Грозном будут выполнять одни и те же задачи.

Мы очень долго ждали возможности прямых перелетов в зарубежные страны. Многие наши предприниматели как раз из Турции и Арабских Эмиратов привозят товары в ЧР. Но они вынуждены летать туда через другие регионы. Это приводит к увеличению транспортных расходов, растет цена товара. В конечном счете, это сказывается на бюджете жителей нашего региона. То есть открытие международных линий позволит нам активизировать коммерческую деятельность. Вот наши цели. Нам не оружие нужно и не контрафакт. Нам экономику надо поднимать.

- Каков сейчас уровень безработицы в республике?

- В Чеченской Республике эта проблема стоит очень остро. О причинах вы знаете: мы только-только встаем на ноги после войны. Поэтому борьба с безработицей - это, если хотите, приоритетный чеченский проект.

Мы действуем по всем фронтам. В республике настоящий строительный бум. Новые школы, больницы, амбулатории, библиотеки, дворцы спорта, торгово-развлекательные комплексы, социальные учреждения - все это важно не только с точки зрения восстановления республики, но и как плацдарм для создания новых рабочих мест. Разработаны программы по развитию малого и среднего бизнеса: это как раз та сфера, которую легче всего двинуть вперед. У нас уйма строительных площадок, на которых работают наши строители. Мы и с подрядчиками, с инвесторами обговариваем этот момент: как можно больше привлекать на работы именно чеченских строителей. Тем более что строить чеченцы любят и умеют. Как я уже говорил, есть договоренности о строительстве в Грозном нефтеперерабатывающего завода.

- Говорят, развивается и автопром?

- Да. Реализация всей программы развития автопрома позволит создать в республике до 10 тысяч рабочих мест. На нашем сборочном заводе выпускают автомобили моделей Lada Kalina и Lada Priora, а также ВАЗ-21074. В этом году около 7 тысяч автомобилей соберут чеченские автомобилестроители. В перспективе эту цифру мы планируем довести до 20 тысяч.

- А что делается для молодежи?

- Для нее мы создаем условия для самореализации. Постоянно проводятся конкурсы социальных, коммерческих, инновационных проектов. И это конкурс не ради конкурса: сотни молодых людей получили гранты на реализацию своих проектов. Как видите, мы не останавливаемся, мы движемся. Нас ситуация подталкивает: если позволим себе хотя бы день передышки, это отбросит нас назад на десяток шагов. У нас же все с нуля, с пустыря создается. Это нигде и никогда не делалось быстро. Но у нас получается. Видимо, Бог помогает нам - воздает за все страдания, которые перенес наш народ.

Дополнительный аргумент

- Известно, что к вам приезжал владелец Черкизовского рынка и отеля в Турции Тельман Исмаилов. Раскройте секрет: над какими проектами он будет работать?

- Тельман Исмаилов вместе с сыном Сарханом был у меня в гостях. Еще раньше он принял предложение о спонсировании футбольного клуба «Терек». Поэтому вполне логично, что я предложил его сыну Сархану стать вице-президентом грозненского ФК. А поскольку мы заинтересованы в инвестициях в чеченскую экономику, ознакомили Тельмана Исмаилова с многочисленными инвестиционными проектами, разработанными в ЧР. К некоторым из них он проявил интерес. После изучения их рабочими группами, я думаю, Тельман Исмаилов определится, куда направить инвестиции.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram