Основная задача России - создать механизм личного взаимодействия президентов. США же хотят иметь возможность оперативно решать некоторые свои проблемы. Не за горами новый виток конфликтов в Афганистане накануне президентских выборов. Кроме того, никуда не делись проблемы с Ираном. Переизбранный Ахмадинежад держит курс на стремительное сближение с ШОС, что очень не нравится Америке. К тому же Северная Корея под покровительством КНР активно стучится в клуб ядерных держав.
Российско-американскую повестку дня осложнили состоявшиеся в мае учения НАТО на территории Грузии. До их проведения наши официальные лица неоднократно предупреждали: учения с участием американских военнослужащих могут стать поводом для провокаций со стороны руководства Грузии. Более того, де-факто это поддержка страны-агрессора. Американская администрация имела возможность отказаться от учений. Но не сделала этого. И все же в конце мая появилось совместное обращение США и Европейского союза к политическим силам Грузии. Их призвали прекратить противостояние и начать переговоры.
Грузинская тема вряд ли станет предметом рассмотрения Дм. Медведева и Б. Обамы. Если, конечно, Саакашвили не поспособствует - российские спецслужбы ожидают накануне встречи провокации со стороны Грузии.
В этом случае Дм. Медведев планирует привлечь внимание американского президента к проблемам прав человека в Тбилиси.
Очередной сюрприз преподнесла Украина, предложив провести совместные учения с Россией, Грузией и другими странами. Их рабочее название - «Добрые намерения - 2009». При этом о финансовой стороне предложения украинцы ничего не говорят. Российской стороной эта идея рассматривается как медиаманевр. И закончится он, полагают аналитики, сразу после 6-7 июля. Российские военные считают, что за этой инициативой украинского руководства стоит Госдеп США. Информационная двухходовка очевидна - Украина показывает свои добрые намерения и положительный вектор развития отношений между Украиной, Грузией и Россией. А напрашивающийся отказ нашего руководства от участия в этом мероприятии будет истолкован как проявление «агрессивной сущности» Москвы.
Российско-американские отношения могут пострадать и из-за различия в подходах к событиям в Средней Азии. До сих пор американцы философски относились к перспективе потерять пункт базирования в киргизском Манасе. Но летом 2009 г. ситуация может измениться. Президентские выборы в Афганистане, вероятно, приведут к вспышке конфликта. Если американцы не хотят утратить тут влияние, им придется усилить сотрудничество с Россией по этому вопросу.
Почву для общения президентов РФ и США подготовил МИД РФ в ходе рабочего визита министра иностранных дел С. Лаврова в Соединенные Штаты. Его переговоры были посвящены преимущественно вопросам СНВ, борьбе с терроризмом, политике в отношении Ирана. А также ситуации в Афганистане и урегулированию палестино-израильского конфликта.
Оказалось, что по всем названным вопросам Россия и США вполне способны выработать единую позицию.
Обсуждение технических моментов нового Договора по СНВ столкнется, скорее всего, с серьезным противодействием. И не только со стороны российских военных, которые уже высказались по данному поводу. Но и со стороны Пентагона.
Идея американцев использовать российские РЛС вместо размещения ПРО в Чехии и Польше вызвала удивление в Кремле. РЛС под Армавиром (РФ) и в Габале (Азербайджан) действительно пригодны для разведки. Их использование финансово гораздо более оправданно, чем размещение новых элементов. Но это предлагал еще Путин, когда был президентом России. Предложение американцы отвергли. Что же изменилось? В Кремле считают это медийным маневром. Важно показать, что Обама летит с миром. А потом этот вопрос можно легко снять с повестки дня.
От встречи президентов не ждут особенных прорывов в СНВ или ПРО. Главный вопрос - удастся ли Медведеву и Обаме выстроить личные отношения? В свое время именно личный контакт Ельцина и Клинтона многое решал в политике обеих стран. У Путина не получилось подружиться с Бушем-младшим. В итоге и отношения между нашими странами в целом оказались очень далеки от идеальных.
В преддверии встречи президентов РФ и США поступают тревожные сигналы. И в РФ, и в США развивается противодействие устремлению Б.Обамы реально «перезагрузить» российско-американские отношения. Инициатива принадлежит в основном военным обеих стран.
Например, заявление руководства НАТО о возможном размещении элементов американской ПРО на территории РФ, в общем, аналогичны заявлениям нашего начальника Генштаба. Это обычно делается с целью «проверить глубину обороны противника».
Министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что якобы русским «пришлось признать нашу правоту» в отношении «актуальности иранской ракетной угрозы». Первый замминистра Минобороны РФ Александр Колмаков опроверг заявление Гейтса. И подчеркнул: мнение Москвы в отношении развертывания элементов ПРО осталось неизменным.
В целом ожидается, что встреча Медведева и Обамы станет импульсом к углублению сотрудничества. Или будет первым признаком разочарования.