Профилактическое усиление
В этих законопроектах обозначены основные принципы и подходы к политике противодействия коррупции. В их числе - дополнительные ограничения на трудоустройство после выхода с госслужбы, которые являются очень важной профилактической нормой. При этом особое внимание в законопроекте уделено вопросам урегулирования конфликта интересов. Для многих наших служащих это понятие - новое. Пока они совершенно спокойно оценивают, к примеру, то, что их родственники - учредители разных фирм участвуют в различных коммерческих конкурсах, организованных этими же чиновниками...
Законопроект вводит не только понятие «коррупция», но и дает определение коррупционным правонарушениям. Под это определение подпадают: дача взятки, ее получение, коммерческий подкуп и злоупотребление служебным положением. При том что соответствующие статьи предусмотрены действующим УК.
О конфискации
То, что конфискация является одним из элементов общего уголовного преследования коррупционеров, - очевидно. Эта норма должна быть усовершенствована в нашем законодательстве. Потому что на практике она не работает. Говоря о том, как эта мера существует в других странах, хочу отметить, что в Греции конфискация - вид уголовной ответственности, в Испании - может носить характер дополнительного наказания, против чего выступают многие наши правозащитники. То есть для всего мира это - нормальная действенная норма наказания коррупционера. Я считаю, что сейчас при обсуждении законопроектов антикоррупционного пакета эту норму нужно очень четко прописать.
Антикоррупционные постулаты
Антикоррупционная политика - это не только поимка конкретного чиновника, но и целый комплекс профилактических мер.
Анализируя опыт многих стран, эксперты пришли к определенным выводам. Они выражены рядом основных условий для снижения уровня коррупции у нас в стране:
1. Наличие политической воли. Сегодня она в нашей стране заявлена предельно четко, прежде всего поручениями президента и подписанием им национального плана.
2. Действенные и эффективные законы.
3. Наличие стратегии противодействия коррупции. В российском варианте мы сегодня имеем национальный план противодействия коррупции.
4. Одно из важнейших условий снижения уровня коррупции состоит также в координации деятельности органов власти, которые этим занимаются.
5. Поддержка общества, без которого все законы останутся пустым звуком.
6. Понимание всеми участниками процесса, что коррупцию за один день не победить. Для того чтобы снизить уровень коррупции в такой великой стране, как Россия, с нашей управленческой системой, потребуется не один год.
Мы прошли эпоху правового нигилизма, царившего в 90-е годы. Тогда в сознании людей была уверенность в том, что законы можно не исполнять. Но изменение сознания потребует больших усилий. Ведь почти 30% взрослого населения страны в течение года принимали участие в коррупционных действиях. В том числе невольно (через оплату учителям, врачам...). Еще большая опасность состоит в том, что 30% российских граждан одобряет деятельность тех, кто берет взятки, а 54% - одобряет деятельность тех, кто дает взятки. Вот фактическая иллюстрация нашего сознания.
Всемирная актуальность и политическая решимость
Иллюзий нет: коррупцию не победили ни в одной стране мира. В том числе и в скандинавских. Мы, допустим, вводим ограничения на трудоустройство после работы на госслужбе в коммерческих структурах, которые ранее находились в зоне ответственности служащего. А в скандинавских странах, напротив, - такие ограничения отсутствуют. На одном из заседаний группы ГРЕКО (группа стран против коррупции) им это поставили на вид: мол, как это вы поощряете коррупционные связи между бизнесом и властью? А в Италии премьер С. Берлускони и вовсе упразднил должность спецпрокурора по мафии... И это - в демократической стране, которая входит в ЕС и в «Большую восьмерку». США здесь тоже не исключение. Только нельзя нам пенять на других. Это - угроза для нас, для каждого человека.
Но политические решения приняты. Партия и фракция несомненно проведут те решения, которые подготовлены президентом.