Публичным результатом встречи в подмосковном пансионате «Лесные дали» стало обещание В. Путина индексировать пенсии на 19%. Не менее важным стало обещание увеличить фонд оплаты труда бюджетным организациям на 30%.
Но еще месяц назад лидер партии относился к ней совсем по-другому. Он попросту проигнорировал важнейшую партийную конференцию единороссов, уехав с визитом во Францию. А мог бы эту конференцию и отодвинуть по срокам: значит, не считал для себя важным.
Прозрение наступило уже 4 июня, когда он встретился с руководством ЕР. Новая встреча – в конце июня – с участием уже нескольких сотен партийцев окончательно показала, что В. Путин резко изменил свое мнение о роли партии. Наблюдатели не исключают, что г-на Путина могли посетить опасения, что при его безразличии к ЕР влияние в ней могло перейти и к Д. Медведеву.
Поэтому премьер и не оставил сомнений в том, что партийные вожжи отпускать не намерен.
В «Далях» он вновь повторил, что ЕР должна стать «связующим звеном между гражданами и властными структурами». Говорил он и о кадрах и кадровом резерве. По мнению экспертов, все это означает, что премьер намерен и дальше двигаться в направлении партийного монополизма в политике. Не менее важно и установление кадрового контроля и насыщения единороссами всех властных структур.
Наблюдатели отметили и такой любопытный штрих. На официальном сайте Правительства России фамилия премьера в большинстве случаев пишется с отчеством – В.В. Путин. Так во времена СССР и КПСС писались имена руководителей партии и государства. При этом на официальном сайте Президента России инициалы президента пишутся без отчества – просто Д. Медведев. Получилось все по старой аппаратно-политической традиции России: полностью, с отчеством, писалось только имя генсека.
Все это говорит о том, что роль В. Путина в политической жизни страны все больше становится похожей на роль вождя. В этом, кстати, большинство населения не видит ничего плохого. Но для поддержания такого имиджа ему все больше придется опираться на партию. При этом – делиться своими властными полномочиями.
Но при таком раскладе появляется реальная опасность попасть в серьезную зависимость от партии. Этот процесс советский опыт трактует однозначно: при определенных условиях, когда партийная номенклатура почувствует свою силу, она может сместить любого вождя, даже самого сильного. Примеров тому много – от Ленина до Хрущева и Горбачева.
Правда, существует один надежный способ избежать проблем, связанных с руководством такого многоголового политического монстра, как ЕР. Ее лидеру и одновременно премьеру надо довести партию и страну до следующих президентских выборов. И вновь сменить статус морального лидера на статус официального. Согласитесь – возможности госаппарата немного больше возможностей партийных структур. Опыт того, как скрутить в бараний рог любую партию, у нас имеется.
P.S. В то время как В. Путин встречался с функционерами партии власти, президент принимал в своем кабинете лидеров оппозиции. Сначала – КПРФ, а затем – СР и ЛДПР.