Между Китаем и Южной Кореей возник крупный скандал, который рискует повлечь за собой серьёзную напряжённость. Конечно, до полномасштабного конфликта дело не дойдёт, но дипломатическая ссора – тоже не лучший вариант.
«Накал страстей» длится достаточно давно, уже более года. 8 июня этого года произошёл инцидент, который привёл к всплеску недовольства и взаимных обвинений. В тот день посол КНР Син Хаймин в Сеуле встретился с лидером южнокорейской оппозиционной партии «Тобуро». По согласию с китайской стороной, представители партии всю встречу транслировали в прямом эфире по Youtube. В течение 15 минут китайский посол зачитывал на корейском свою речь. И вот одна из его фраз сильно зацепила правительство официального Сеула.
«Поскольку США оказывают полномасштабное давление на Китай, некоторые люди, кажется, делают ставку на то, что Штаты одержат верх, и КНР потерпит поражение», - говорил дипломат. Далее он заявил, что те, кто так поступает, вскоре пожалеют о своём решении. Как-никак, недвусмысленный намёк на правительство Южной Кореи, которое активно сотрудничает с Вашингтоном. А ещё, посол признал, что китайско-южнокорейские отношения сейчас не в лучшем состоянии, и ответственность опять же несёт Сеул.
Син Хаймина на следующий же день вызвали в корейский МИД. Там замминистра иностранных дел заявил о недопустимости «провокационных действий», публичной критики Сеула, а также использования неприемлемой терминологии. По мнению замминистра, это прямой намёк на вмешательство во внутренние дела другой страны. В аналогичной мере высказались и другие высшие представители южнокорейской власти. Они даже не исключают возможность объявления посла КНР персоной нон грата.
В Поднебесной не удивились такому повороту событий. Китайские власти вызвали в ответ посла Южной Кореи на беседу в МИД. Дипломату выразили протест и озабоченность необоснованной реакцией Сеула на встречу китайского посла с лидером оппозиции и его последующих заявлений. Южнокорейскому послу заявили, что в интересах взаимопонимания и сотрудничества китайский дипломат Син Хаймин должен контактировать и обмениваться мнениями со всеми кругами общества Республики Корея, в том числе и с оппозиционерами.
Проще говоря, в Пекине действия своего посла поддержали. Но южнокорейский лидер разозлился, и позже заявил о сомнениях насчёт «наличия у дипломата КНР взаимного уважения к принимающей стороне». Глава государства окрестил слова Сина «неуместным поведением и замечаниями, которые заставляют южнокорейскую общественность чувствовать дискомфорт». В оппозиционной партии страны, в свою очередь, раскритиковали правительство президента Ёля, отмечая, что оно допустило ухудшение отношений с Пекином и Москвой.
Политологи отмечают, что в настоящий момент эмоциональная перепалка зашла слишком далеко и всем необходимо «остыть». По словам экспертов, Южная Корея и КНР никуда не денутся друг друга. Эти страны просто «обречены» быть соседями, посему не стоит доводить дело до напряжённости. Хотя, ситуация действительно непростая. Южная Корея давно демонстрирует всем свою приверженность союзу с Вашингтоном и присоединяется ко многим антикитайским инициативам. Не раз уже в Сеуле звучали заявления и по поводу Тайваня, вызывая жуткое раздражение Пекина.