Аргументы Недели Иркутск → Политика № 4 (850) от 1.02.23 13+

В думе Иркутска наблюдается обострение отношений между депутатскими группами

, 08:17

В думе Иркутска наблюдается обострение отношений между депутатскими группами

Весной 2020 года в Иркутске затих многолетний конфликт, сторонами которого были городская администрация и различные группы депутатов думы областного центра. С избранием мэром Руслана Болотова отношения и между ветвями власти, и внутри муниципального парламента были переведены в формат доброжелательного, эффективного сотрудничества. От этого, надо полагать, выиграли в первую очередь иркутяне, ведь решение актуальных вопросов городского развития последние два с лишним года ведется в рациональном, продуктивном режиме. Увы, нашлись люди, которые пытаются нарушить этот баланс. Кому это может быть выгодно, а главное — для чего?

Своеобразное обострение отношений между депутатскими группами в думе Иркутска явственно наблюдается последние несколько месяцев. Выражается оно в том, что отдельные народные избранники при обсуждении различных вопросов на комитетах и комиссиях, депутатских слушаниях и непосредственно заседаниях думы опять ведут себя в стиле «а баба Яга против». Каверзные при первом впечатлении (а если вникнуть, то нелепые) вопросы, выдвижение популистских инициатив, наплевательское отношение к этике и регламенту. До драк или прямых оскорблений, к счастью (или пока?) не доходит, но и без этого подобное «шапито» привлекает к себе все больше внимания.

Нечто подобное, и даже в более неприглядном виде, в думе происходило несколько лет назад — при прежнем градоначальнике. Когда в 2020 году власть сменилась, междоусобные конфликты прекратились, началось продуктивное сотрудничество между депутатским корпусом, мэрией и региональным правительством. Это как неоспоримое достижение отметили и сами власти предержащие, и политологи. Более того, за это время в регионе, как и в его столице, остроту и накал заметно снизило даже традиционное политическое противостояние единороссов и представителей КПРФ. Последние и вовсе сдали некогда крепкие позиции, умудрившись потерять в думе когда-то вторую по численности фракцию.

Правда, сегодня в городском парламенте «мутят воду» вовсе не представители бывшей коммунистической фракции, жаждущие реванша. Оппозиционная группировка обозначена следующими именами и фамилиями: Дмитрий Красноштанов, Евгений Шеломенцев, Леонид Усов, Светлана Кузнецова и Дмитрий Ващук. При ближайшем рассмотрении заметно, что все они связаны (в настоящем или прошлом) родственными или сугубо рабочими отношениями с членами семьи Красноштановых.

Возникает закономерный вопрос — к чему такая активность? Неужели, чтобы эффективнее работать в интересах своих избирателей? Но выбранный ранее способ продуктивно действовать на благо горожан связан с объединением усилий, а не разладом. Отчеты администрации Иркутска за последние годы — наглядный тому показатель. В таком случае кажется оправданным предположение, что подобное поведение преследует следующие цели: погромче заявить о себе, запомниться людям, а затем сохранить свое положение. Выборы нового созыва депутатов городской думы всего через полтора года, в течение оставшегося срока избиратели наверняка будут пристально оценивать своих представителей.

Острые языки политнаблюдателей, а также авторов региональных Телеграм-каналов идут еще дальше в своих рассуждениях о возможной подоплеке событий и их предполагаемом развитии. Мол, семья Красноштановых, имеет куда больше амбиций, чем наличие пяти депутатов в городском парламенте, одного — в региональном и еще одного в Госдуме. Так, кресло одного из новых избранников заксобрания «сватают» Татьяне Красноштановой — дочери главы политического семейства. Фантазийные очертания кампании по выборам депутатов думы Иркутска в 2024 году носят еще более смелые штрихи. Застолбить за представителями «семьи» все округа в Ленинском районе (а это девять мандатов), закрепить успех на округе №25, где в 2021 году по итогам довольно грязных довыборов победил Евгений Шеломенцев. Вдобавок к этому — профинансировать выборы надежных кандидатов еще на паре округов. Результат — условная «красноштановская фракция» в думе осенью 2024 года получит не пять, а минимум треть от всех мандатов. А всего лишь через полгода после этого в Иркутске должны состояться очередные выборы мэра, избирать которого, согласно действующим законам, будут именно депутаты. Так, имея в «кармане» треть депутатов, за шесть месяцев можно разными способами перетянуть на свою сторону еще столько же, а значит, оказывать влияние на результат выборов градоначальника.

Кому-то такой расклад, обсуждаемый «за кулисами», может показаться бредом сумасшедшего. Но, как известно, политические игры, гонки и войны зачастую завязаны как раз на экономических интересах. Об этом нет-нет да и напоминают некоторые события на городском уровне.

Возьмем, к примеру, самый скандальный сейчас долгострой в Иркутске — школу на улице Багратиона. Ее подрядчиком, затянувшим по разным причинам сроки сдачи, является близкая к семье Красноштановых ООО «СПМК-7», получившая на стройку весомый аванс в 408 млн рублей. Примечательно, что весной 2021 года, когда разыгрывался тендер на строительство этой школы, первым замом мэра был Антон Красноштанов (в настоящее время депутат Госдумы). Совпадение?

Сейчас администрация города, как и депутаты думы, сомневаются в реалистичности выполнения обязательств, взятых на себя подрядчиком. Мэрия, чтобы избежать рисков дальнейшего затягивания постройки объекта, готова к расторжению контракта и поискам более ответственной компании. Областная прокуратура уже возбудила административное дело в отношении гендиректора СПМК-7 за неисполнение контрактных обязательств. Параллельно городские и областные власти предпринимают усилия для того, чтобы можно было вернуть региональное и федеральное финансирование на стройку, которое было автоматически отозвано из-за того, что школа оказалась несданной в срок. В худшем сценарии Иркутск из своего бюджета должен изыскивать нелишний миллиард рублей на выполнение обязательств.

Уже не кажется странным, что параллельно с этой неприятной историей разыгрывается еще одна. В конце января стало известно, что региональный Следственный комитет начал доследственную проверку в отношении акционерного общества «УКС города Иркутска» по факту приватизации земельного участка под стадионом «Пионер». Гендиректор компании, депутат думы Александр Сафронов в комментарии региональному порталу «ИрСити» предположил, что «поводом послужило обращение группы граждан и депутата Государственной думы Антона Красноштанова», а две темы могут быть связаны. «Наверное, отвлекает от истории со школой на Багратиона. Я же по ним «бил», выступал [на заседаниях думы]», — прокомментировал Сафронов агентству.

С похожими методами столкнулся и мэр Саянска Олег Боровский. Осенью прошлого года он разместил в соцсетях фотографии некачественно проведенных работ по благоустройству вокруг школы, за сдачу которых отвечала компания, близкая к Красноштановым. В интервью журналистам мэр также рассказал, что подрядчик затягивал как сроки строительства самой школы, так и недобросовестно провел благоустройство. Уже в январе мэр Саянска выступил с новым сенсационным признанием: Компания СПМК-7, подала иск на администрацию в суд с тем, чтобы вернуть 7 млн рублей. Эти средства строительная фирма ранее в качестве благотворительности передала на развитие образования в городе Саянске.

«Они строили у нас школу за 580 млн, плюс сделали еще дополнительные сметы на 60 млн — почти 640 млн они получили за эту школу. В процессе стройки они заключили договор благотворительности на 7 млн — как уважаемая фирма, деньги у них есть — на развитие образования в городе Саянске. А теперь, в иске, мотивируют тем, что мы потратили не на те цели. Хотя мы все до рубля подтвердили, вложили средства на строительство этой школы», — комментирует Олег Боровский. По его словам, компанию сейчас ждет встречный иск, связанный с невыполнением гарантийных обязательств.

Позволит ли предполагаемое усиление во власти избегать господам Красноштановым таких публичных конфликтов вокруг своего имени, поможет ли это в бизнесе? Делается ли вообще такая ставка или это только домыслы соскучившихся по «политическим боям без правил» граждан? Ответы на эти вопросы, как водится, покажет время. Опыт же напоминает: свежая политическая история в Иркутске и области уже знавала «персонажей», стремящихся всеми силами преумножить свое влияние, причем самыми неоднозначными методами. Как результат — эти персоны в результате сталкивались с одним и тем же финалом — оставались у разбитого корыта.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram