Аргументы Недели Иркутск → Политика № 37(781) 22–28 сентября 2021 г. 13+

Выборы депутатов в Госдуму РФ в Иркутской области прошли относительно спокойно

, 11:10

Выборы депутатов в Государственную думу РФ на территории Иркутской области прошли относительно спокойно. И пусть их результаты устроили не все политические силы, каких-либо неожиданностей по итогам кампании не произошло. Свои мандаты получили ровно те кандидаты, которым наблюдатели и предсказывали победу. Однако в тени большого процесса состоялись ещё и кампании рангом поменьше, в частности довыборы в Заксобрание и думу Иркутска. Они превратились как в источник сюрпризов, так и в головную боль для всех участников голосования.

Грязные довыборы

Сюрприз преподнесли итоги довыборов в региональное Законодательное Собрание по округу №2 (Октябрьский округ Иркутска). Считавшийся фаворитом на округе действующий депутат думы Иркутска Александр Квасов, выдвинутый от «Гражданской платформы», набрал 9663 голоса, но победа досталась выдвинутому от КПРФ Александру Качину, за которого проголосовалио 11 696 избирателей.

Оба кандидата запоминались не только листовками, расклеенными по всему округу, но и выпускаемыми в свою поддержку видеороликами. Представитель КПРФ в них отличился прилипчивым лозунгом «Лучше качать, чем квасить», обыгрывавшем фамилии кандидатов. А Александр Квасов в своих роликах сосредоточился на разоблачении якобы нечестных приёмов агитации коммунистов.

Александр Качин мог вовсе не добраться до финала кампании. В разгар её проведения 24 августа Иркутский областной суд принял решение отменить регистрацию кандидата. Основанием стала жалоба ещё одного участника гонки на довыборах в ЗС — выдвинутого партией «Справедливая Россия — За правду» Ивана Щербака — на формальное нарушение правил изготовления агитационных видеоматериалов: в титрах видеоролика господина Качина не было указано авторство использованной аудиокомпозиции — «Марсельезы». Пятый апелляционный суд в Новосибирске 6 сентября отменил решение Иркутского областного суда.

«Судебные процессы служили целью отвлечь меня от работы на предвыборной кампании, но результатом стало только увеличение моей узнаваемости. Этому же невольно поспособствовал и мой основной оппонент, штаб которого сосредоточился на моей дискредитации», — объясняет причину своей победы Александр Качин.

«Неожиданные результаты можно объяснить ещё и тем, что команда Александра Квасова была слишком уверена в своей победе и приложила для её достижения меньше усилий, чем следовало», — рассуждает иркутский политолог Алексей Петров.

Настоящей же головной болью для всех наблюдателей и официальных структур стали довыборы по округу №25 (микрорайон Синюшина Гора) в городскую думу Иркутска. Округ стал главным поставщиком криминальных новостей, связанных с выборами. Это и срезание баннеров, и избиение агитаторов, и распыление газового баллончика на входе на участок. И даже перестрелка.

Основными претендентами на мандат здесь стали поддержанный административным ресурсом и партией «Единая Россия» Евгений Цапаев и выдвинутый от партии «Родина» Евгений Шеломенцев, имеющий за спиной, по утверждениям злых языков, влиятельного родственника и бизнесмена — Алексея Красноштанова.

«Обрабатывать» округ оба кандидата принялись ещё с весны, заваливая жителей листовками, газетами со своими улыбчивыми лицами и множеством добрых дел, как то: установка лавочек и ремонт дворовых площадок. Подкреплено всё было, как водится, солидными баннерами, щедро обрамившими Синюшку. Страсти накалились ещё на выходе на финишную прямую, когда каждый из претендентов обзавёлся двумя, а то и тремя однофамильцами, также зарегистрированными в качестве кандидатов в округе. Ну а уж в ходе трёхдневного голосования весь Иркутск облетела новость: на Синюшке ведутся массовые подкупы и подвозы.

19 сентября корреспондент «АН» лично убедился в фактах, очень похожих на реальность таких нарушений. Компактно расположенные относительно друг друга в микрорайоне избирательные участки на подходах к ним были оккупированы крепкими молодыми людьми в спортивных костюмах, старательно направлявшими на УИКи тех, кого принято называть маргиналами.

«Мы так устали за эти три дня, явка нехарактерно высокая, косяком идут нетрезвые люди»; «Одному из учителей, работающему в школе в микрорайоне, ученик предлагал подзаработать, проголосовав за нужного кандидата, сулил 4 тыс. рублей, но учитель отказался, так как прописан в другом городе»; «Был случай, когда один кадр прямо на участке стал спрашивать про оплату» — это уже делятся наблюдениями словоохотливые председатели УИКов.

Любопытно, что оба главных кандидата в день голосования находились в пяти метрах друг от друга, на входе в школу №2, где работали сразу три избирательных участка. Евгений Шеломенцев вежливо и старательно здоровался со всеми встречными, а Евгений Цапаев просто улыбался людям. Последний при ответе на вопрос о возможных подвозах и подкупах, не моргнув глазом, заявил: «Это никакие не маргиналы, а жители нашего округа, они просто активные, идут исполнить свой гражданский долг». Его конкурент на подобные вопросы отвечать отказался, сославшись на запрет своей юрслужбы.

Ночь подсчёта голосов в округе принесла две новости. Единоросс Евгений Цапаев проиграл конкуренту, который обошёл его всего лишь на 131 голос. Вторая новость касалась драки и перестрелки между сторонниками кандидатов. В обстоятельствах происшествия до сих пор разбираются правоохранительные органы.

Госдума без сюрпризов

Председатель избирательной комиссии Иркутской области Илья Дмитриев, подводя итоги выборов, констатирует: жалоб, которые могли бы повлиять на ход голосования или исказить их результат, не было. В переводе на общечеловеческий язык это означает, что выборы признаны чистыми и честными, никакого криминала не обнаружено.

Конечно, обращения в облизбирком были — за три дня голосования их набралось более 40. Но все они касались незаконной агитации, жалобы по процедуре голосования и других вопросов второстепенной важности. На горячую линию областной комиссии за время голосования поступило 285 обращений. Большая их часть касалась вопросов голосования на дому, раздачи масок и других средств защиты на участках и так далее.

Представители движения «Голос», которое входит в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, соглашаются с официальной инстанцией: итоги выборов в Иркутской области в общем соответствуют Конституции, законам РФ и международным избирательным стандартам.

Возможно, из-за относительной чистоты процедуры каких-то сенсаций не произошло. Всего в Иркутской области на выборах депутатов Госдумы по федеральному округу проголосовало 688,6 тыс. избирателей (36,99%). Партию «Единая Россия» поддержало 35,53% избирателей; КПРФ — 27,81%; партию «Новые люди» — 9,81%; ЛДПР — 8,58%; партию «Справедливая Россия — За правду» — 6,67%. Остальные партии не преодолели пятипроцентного барьера. Примечательно, что «Единая Россия» по сравнению с выборами в 2016 году на 4% ухудшила свои показатели, а КПРФ напротив — нарастила примерно на столько же.

«Мы укрепили свой результат не только в Иркутской области, но и в целом по стране. В Якутии наша партия обошла «Единую Россию», в Магаданской области продемонстрировала двукратный рост», — заявляет первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко, возглавлявший на этих выборах территориальную группу, составленную из перечисленных регионов. По его мнению, результат группы позволяет коммунистам рассчитывать не на один, а на два мандата. Второе место в группе занимает первый секретарь Якутского рескома КПРФ Виктор Губарев.

Политолог Алексей Петров объясняет успехи КПРФ в Приангарье определённым запасом прочности коммунистов, сохранившимся ещё с тех времен, когда регион возглавлял Сергей Левченко: «Несмотря на то, что в регионе уже два года новый губернатор, оказалось, что коммунисты могут собрать вокруг себя достаточное количество сторонников, даже не проводя сильную и заметную кампанию, как это было сейчас».

В региональном отделении партии «Единая Россия» не считают, что растеряли своё преимущество по сравнению с прошлыми выборами в Госдуму, дав подрасти основным оппонентам. «Если мы будем смотреть не на проценты, а на количество голосов жителей области, то увидим, что разница голосов, отданных за нас в 2016-м и 2021 году, составляет около 7 тыс. Это немного, если учесть, какой пресс критики обрушился на партию, — рассуждает руководитель регионального исполнительного комитета реготделения партии Дмитрий Мясников. — И это говорит о том, что ядро наших сторонников в Иркутской области устойчиво. Люди трезво оценивают обстановку в стране, понимают мотивы принимаемых решений и голосуют за «Единую Россию».

Некоторое напряжение почти до самого последнего момента сохранялось в одномандатных избирательных округах. Да, в округах заранее были определены фавориты. И всё же почти каждому в процессе кампании наверняка пришлось понервничать. Например, в Братском округе №96 кандидат от «Единой России» Александр Якубовский оказался новичком для местных избирателей. Противостоял ему известный «на северах» депутат Заксобрания от КПРФ Андрей Андреев. А в Шелеховском округе №93 казавшийся безальтернативным кандидатом Сергей Тен получил сильного соперника в виде экс-мэра Иркутска Виктора Кондрашова. Последний отличился эпатажными роликами и билбордами, чем завоевал симпатии наиболее молодой аудитории, об этом свидетельствовали активные посты в соцсетях.

Всего в четырёх одномандатных округах было зарегистрировано 39 кандидатов от политических партий, конкуренция казалась серьёзной. Но всё же фавориты подтвердили свой статус и опытность в политической борьбе, заслуженно получив свои первые места и продемонстрировав значительный отрыв от конкурентов.

По округу №93 победу одержал Михаил Щапов (КПРФ), за него проголосовали 93 083 избирателя (50,77%); по округу №94 — Антон Красноштанов («Единая Россия»), которого поддержали 69 413 человек (41,35%); по округу №95 — Сергей Тен («Единая Россия») — 70 071 голос (40,56%). Исключением из общего правила стал лишь Александр Якубовский, набравший 45 515 голосов (31,29%); его конкурент Андрей Андреев отстал лишь на 7%.

«И это при том, что, по официальным отчётам, Якубовский потратил на свою кампанию максимально возможный лимит средств — 40 млн рублей, а Андреев лишь 1,1 млн», — сравнивает результаты двух кандидатов Сергей Левченко.

Впрочем, будем надеяться, что Александр Якубовский и дальше останется таким же щедрым, в первую очередь по отношению к жителям северного округа, которых трудно назвать избалованными.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram