Нынешний Афганистан – достаточно серьёзная проблема для мировой общественности. У власти стоит запрещённая в РФ террористическая организация «Талибан».* Мира и покоя на территории страны нет. Гражданская война продолжается, несмотря на то, что сами талибы заявляют об обратном. Гуманитарная катастрофа давно стала частью этого государства. А ещё, Афганистан превратился в своего рода поле противостояния между США и Россией. Интересы и цели внешних акторов выглядят неоднозначно и даже противоречиво.
Эксперт Алексей Малашенко из ИМЭМО РАН им. Примакова порассуждал на тему Афганистана, и также отметил все возможные планы американских политиков по поводу этой страны. По словам господина Малашенко, в Вашингтоне вполне искренне хотят добиться стабильности в этом государстве. Ведь оттуда действительно исходит много угроз. Присутствие «Талибана» привело только к значительному ухудшению обстановки. Возникла серьёзная опасность распространения экстремистских направлений. А ещё «своего рода миротворческая политика США» призвана ограничить активность их соперников – прежде всего России и Китая.
С другой же стороны, по мнению эксперта, в афганской политике Вашингтона есть и противоположное направление. Он полагает, что Соединённые Штаты «отрабатывают» талибский Афганистан как угрозу для его северных соседей, а также для КНР. Здесь показательны проводимые с 2004 года американским командованием военные учения, совместные со странами Центральной Азии. В нынешнем году в них, помимо стран региона (кроме разве что Туркмении), участвуют Монголия и Пакистан. Целью учений является предупреждение внешней агрессии и борьба с террористическими организациями.
В прежние годы в Москве относились к таким учениям вполне нейтрально. Но в сегодняшней обстановке это кажется настоящим вызовом для России, особенно если в них принимают участие страны ОДКБ. Господин Малашенко отмечает и обстоятельства, что в рамках этих учений отдельно проводятся совместные «манёвры» американских и таджикских подразделений, для чего в Таджикистан была доставлена американская военная техника. Тем самым Вашингтон продемонстрировал понимание позиции Душанбе, в котором часто говорят о масштабной угрозе со стороны «Талибана».
В Москве же угрозу считают преувеличенной. «Тренировки» американцев и таджиков вызывают немалое раздражение в Кремле. Близкие к нему аналитики, как утверждает эксперт, даже рассуждают о том, что ответом на такое тесное сотрудничество могут стать ответные меры, в частности касающиеся таджикской миграции в РФ. И наконец, действия в Афганистане исламистов представляют определённые «неудобства» для Китая, где остаются проблемы с уйгурами-мусульманами. Это создаёт сложности для взаимодействия КНР с мусульманским миром, и Вашингтон такое положение дел устраивает.