Информационная политика в Нижегородской области требует обновления
№ () от 5 апреля 2022 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]
Что касается информации с фронтов спецоперации, то здесь на глазах растет профессионализм и эффективность. А вот информационное сопровождение новых внутриполитических и экономических реалий в условиях санкционной блокады пока идет по старым лекалам. Не исключение и нижегородская региональная информационная политика в новых, мобилизационных условиях.
Сегодня главный и основной источник информации в регионе – лично губернатор, оперативно перешедший из Instagram в Telegram и во «ВКонтакте». В последнем он открыл комментарии и стал получать реальную обратную связь от населения. Достаточно неприглядную, в отличие от прилизанных официальных пресс-релизов областного правительства и других официальных органов. В комментариях губернатор не боится вступать в диалог, отвечать на острые вопросы, оперативно реагировать на челобитные. Однако чиновничье начало в его постах все же берет свое. Многие ответы на острые вопросы подаются расплывчато, с переводом ответственности или на другие государственные органы, или на подчиненные, с раздачей последним соответствующих поручений. Не способствует откровенности диалога и доверию «птичий» чиновничье-технократический язык и стиль губернаторских сообщений. А сами они переслащены чрезмерным оптимизмом в уверенном преодолении всех небывалых трудностей. В то время как нынешняя международная, общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в стране вполне сопоставима с временами Великой Отечественной.
Можно, конечно, и здесь покивать на федеральные и региональные пиар-методички, в которых якобы губернаторам предписывается в первую очередь не допускать социального напряжения, успокаивать население в непростой социально-экономической ситуации. Поэтому они и рисуют благостные безоблачные картинки настоящего и ближайшего будущего. В то время как население ждет от них не благостных картинок, а жесткого антикризисного управленческого профессионализма в решении конкретных актуальных проблем. Таких, например, как обуздание роста цен на товары повседневного спроса или оперативная организация производства реального импортозамещения.
Меняются требования населения и к имиджу руководителя региона в экстремальных условиях. В качестве первого лица на территории народ хочет видеть теперь не «цифрового технократа», а харизматичного своего защитника с крепкой рукой по отношению и к подчиненным, и к внутренним врагам.
У местного начальства и придворных СМИ тишь да гладь
В чрезвычайных условиях главный источник официальной региональной информации должен быть один, без параллельных трактовок. Поэтому заместители губернатора и региональные министры резко сбавили свою активность в соцсетях. В своих постах они равняются на губернатора, осторожно заявляя, что всего в достатке и все будет хорошо. А чего не хватит, купим у других. Они уже в очереди стоят. Диалога в комментариях здесь практически не наблюдается, не говоря уже о дискуссиях по острым вопросам. Как бы чего лишнего не ляпнуть.
То же самое можно сказать и о страничках во «ВКонтакте» местных глав. В последнее время их активность в соцсетях значительно возросла, но по-прежнему отдает формализмом. В постах преобладают поздравления с различными праздниками, краткая информация о местных официальных мероприятиях, событиях культурной и спортивной жизни. Даже при открытых комментариях в основном идут монологи. Откровенного диалога с населением, участия в дискуссиях пока не наблюдается, за редким исключением. С другой стороны, местную власть тоже можно понять – в рамках своих полномочий решать острые вопросы регионального и федерального функционала она не в силах.
Тем не менее в качестве лучшего примера здесь можно привести главу Арзамаса Александра Щелокова. Он не боится острых вопросов, оперативно и откровенно отвечает на них, аргументированно дискутирует. Отсюда его лидерство и по числу подписчиков. Частично соответствуют новым реалиям странички мэра Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева и главы Дзержинска Ивана Носкова. У них в комментариях присутствуют жалобы и челобитные, однако откровенного диалога пока не получается. У Шалабаева даже ответы на заданные в комментариях вопросы отсутствуют.
Такая же картина наблюдается и на страничках местных администраций и районных газет. Там царит прежний досанкционный мирок, где официально все хорошо и замечательно. Правда, этот покой регулярно нарушают присланные сверху циркулярные релизы пресс-службы областного правительства, наполненные доверху уже региональным позитивом.
Эти же релизы составляют основу контента региональных придворных и законтрактованных СМИ. А других у нас практически нет. Судя по их содержанию, мы еще пребываем в прежней мирной жизни, где все колосится и поросится. А все пакости, которые нам чинят коллективный Запад и мелкие внутренние враги в обличье неуловимых спекулянтов и старушек-паникеров, создающих искусственный дефицит и ажиотаж, вполне преодолимы в ближайшее время. Федеральный центр всем поможет бюджетными деньгами, всех спасет. Как результат подобного лакирования действительности, нарастание кризиса доверия к сегодняшней журналистике, да и к самой власти тоже.
Значительно веселее идет жизнь в нижегородском политическом Telegram. Здесь продолжаются шутовские информационные войнушки провластных анонимных каналов с писателем Захаром Прилепиным, его верным оруженосцем депутатом Госдумы Дмитрием Кузнецовым и якобы примкнувшим к ним «либералом-пацифистом» Александром Пичугиным. В нынешней новой реальности эти внутриполитические игрушки ничего, кроме отвращения, у людей с мозгами не вызывают. Да еще и власть дискредитируют.
Неприкасаемых и незаменимых быть не должно
Сегодня новая региональная реальность требует новых тем и новых героев. Общество прежде всего ждет от региональной власти эффективных действий по обузданию роста цен на основные социальные продукты питания и товары повседневного спроса. Соответственно от СМИ люди ждут реальных примеров таких действий с конкретными результатами. Пока же мы наблюдаем на этом направлении убаюкивание, что всего в достатке, заклинания про налаживание новых логистических цепочек, поиск новых поставщиков и непримиримую борьбу с неуловимыми спекулянтами. В сухом остатке результатов этой «борьбы» мы имеем вот такую информацию из областной прокуратуры:
«С целью недопущения фактов совершения участниками рынка действий, направленных на завышение стоимости цен на товары первой необходимости, в том числе на сахар-песок, злоупотребления доминирующим положением, совершения денежных операций в валюте прокуратурой области объявлены предостережения руководителю АО “Сергачский сахарный завод”, которое является единственным производителем сахара в Нижегородской области, а также директорам крупных поставщиков продуктов питания на территории региона ООО “АС-Трейд”, ООО Компания “Колобок”, ООО “Сладкая жизнь”. Руководителям крупных ретейлеров прокурором г. Нижнего Новгорода объявлены предостережения о недопустимости фактов завышения цен на указанную продукцию, реализации некачественных продуктов питания».
Короче, лишь пожурили и погрозили пальчиком. Меж тем цены на сахар, соль и другие социальные товары повседневного спроса выросли в полтора-два раза вместо декларируемых федералами пяти процентов. Ни одной фамилии «врагов народа» так и не было названо. Естественно, что подобная «борьба» с внутренними «экономическими террористами» в условиях «военного времени» реального доверия общества к региональной власти и правоохранителям не прибавляет.
В новой реальности у каждого властного и управленческого косяка, новоявленной социальной проблемы, вызывающих внутриполитическую и социальную напряженность населения, должны быть конкретные фамилии, с указанием соответствующих времени мер ответственности. Неприкасаемых и незаменимых тут быть не должно.
Новая реальность – новые герои
Небывалая санкционная экономическая блокада страны выводит на первый план в информационной политике позитивные примеры реального импортозамещения. Пока на этом направлении превалируют шапкозакидательские заявления. В реалиях даже федеральный министр промышленности Денис Мантуров выглядел бледно на своем отчете, когда президент его конкретно спросил, какие же импортные позиции в стране полностью замещены. У нас же оперативно созданный региональный центр импорта и импортозамещения сначала констатировал 850 позиций, которые надо замещать, а через несколько дней – уже около 3000. Но нашего губернатора это не смутило. Часть можно производить в России, часть будем искать в странах-партнерах, бодро констатировал он в своем Telegram.
Действительно, в регионе есть немало предприятий, которые выпускают продукцию не хуже импортной. Региональный минпром, в частности, приводит в пример единственного производителя экологических флизелиновых обоев в России – предприятие «Лоймина» в Сокольском. Оно поставляет продукцию на экспорт, работает в три смены. Но есть нюансы. Во-первых, оно единственное, а во-вторых, вот если бы еще все оборудование этого предприятия было отечественным.
Есть подвижки в реальном импортозамещении у нижегородской оборонки. Я задал вопрос на эту тему главе Арзамаса Александру Щелокову на его страничке в соцсети. Приятно удивило, что он владеет обстановкой и оперативно ответил. В частности, по его словам, на Арзамасском машиностроительном заводе, выпускающем БТРы и знаменитые «Тигры», раньше на единицу продукции 96 критичных компонентов были иностранного производства, а сейчас – 5. Вот таких примеров замещения импортных комплектующих сегодня хотелось бы видеть в наших СМИ побольше.
Еще одна серьезная проблема региональных конкурентоспособных предприятий – обслуживание и ремонт многочисленного импортного оборудования. Выход из строя даже отдельных единиц при повальных санкциях может затормозить весь производственный процесс. Необходим тщательный анализ регионального потенциала кулибиных, способных наладить ремонт и сервис не хуже фирменного. Еще лет пять назад, во время журналистского визита на Выксунский металлургический завод, я задавал такой вопрос тамошним специалистам. Оказалось, что на предприятии уже действовало подобное подразделение, которое могло самостоятельно изготовить и заменить ряд импортных деталей. Сегодня подобного рода опыт как никогда востребован и заслуживает распространения.
Новая реальность рождает новых героев. Сегодня мы узнаем о них прежде всего из фронтовых сводок. Но такие незаметные герои появляются и в «тылу». Это и организаторы не бумажного, а реального импортозамещения, работники оборонной отрасли, рядовые сельхозпроизводители, находящиеся на переднем крае обеспечения продовольственной безопасности. Коллеги из правительственного информационного холдинга уже начали уделять им больше внимания. А, в частности, газета «Земля нижегородская» и не переставала этого делать.
Сила – в правде
Не стоит излишне увлекаться виртуальной реальностью и властям всех уровней. В новых мобилизационных реалиях снова актуально непосредственное взаимодействие власти, прежде всего губернатора, с населением. Как никогда, сегодня востребованы такие открытые встречи с жителями районов, глаза в глаза, откровенные, без затыкания ртов, с острыми наболевшими вопросами, которых, особенно в глубинке, остается немало. Очень важно, чтобы на таких встречах свободно присутствовало все активное население, а не только согнанный подконтрольный местным администрациям «партхозактив» с заранее подготовленными вопросами. Иначе таким собраниям будет снова грош цена, а власть потеряет остатки реального народного доверия. Сегодня опять наступают такие переломные времена, когда главная сила народа и страны – в правде, пусть горькой и неприглядной. Без нее, без реальной оценки обстановки, ее истинных причин, мы из очередной предательской ямы не выберемся.