Насколько все это серьезно и насколько Нижнему Новгороду – бывшей «третьей столице», «столице реформ» и административному центру Приволжского федерального округа – действительно предстоит перейти в подчинение Казани?
Что прозвучало
По словам Алексея Кудрина, в будущем «судьбу, в том числе и России, будут решать крупные агломерации, которые примерно будут соответствовать какому-то международному уровню или влиянию на мировую повестку». По оценке председателя Счетной палаты РФ, «таким может быть регион, который объединяет 8–9–12 миллионов [человек]. Это уже может быть центром международного уровня с соответствующим качеством жизни. Там уже синергия работает больше». «Поэтому подумайте над тем, что вообще Поволжская агломерация имеет значение и в интересах Татарстана», – сказал Кудрин. Он добавил, что из-за «удачного расположения крупных городов по водному пути» Татарстан «получит не только рынок для себя, [но и] центр обмена и обновления трудовых ресурсов».
«Внутри этой большой агломерации вы – более сильный центр. Вы будете центром притяжения. Вы подумайте над этим, – уговаривал Кудрин Минниханова, – В России сейчас Москва – единственный центр, который может соответствовать такому мировому уровню. Даже Петербург с пятью миллионами слабовато дотягивает».
Главу Республики Татарстан предложение заинтересовало. Он пообещал создать рабочую группу и включить в консорциум Нижний Новгород, Самару, «особенно Башкирию», Ульяновск, который «рядом», Чувашию и Удмуртию «по периметру».
«Правильно, абсолютно верно. Татарстан выиграет», – прокомментировал решение Кудрин.
«Это Россия выиграет», – проявил политкорректность Рустам Минниханов.
Где прозвучало
Мероприятие, на котором экс-премьер и нынешний председатель Счетной палаты России озвучили свое предложение, было организовано кабмином Республики Татарстан и было заявлено как стратегическая сессия «Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций Республики Татарстан». Агломераций… Сейчас информационные технологии позволяют организовать работу «на удаленке», а экономические реалии заставляют жителей из городов спутников ездить на работу в областной центр, втягивая в орбиту экономической и социальной жизни мегаполисов жителей прилегающих к ним территорий.
И в Татарстане, учитывая современные тренды, решили обсудить, как будут развиваться агломерация Большой Казани (собственно Казань с пригородами, такими как, например Высокая Гора или Васильево и Красный Яр, а также городами Зеленодольск и Волжск), агломерация Набережных Челнов (в которую помимо собственно Набережных Челнов войдут Елабуга, Нижнекамск, Красный Ключ и Менделеевск) и еще только потенциальная агломерация Альметьевск – Лениногорск – Бугульма. В Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года выделены три агломерации – Казанская, Камская и Альметьевская. В них проживает 3 млн человек, или 77% населения Татарстана, доля агломераций в ВРП республики превышает 80% (2143,1 млрд рублей, или 82,8% ВРП).
У нас в Нижнем Новгороде тоже вовсю идет проектирование развития Нижегородской агломерации, включающей помимо Нижнего Новгорода Дзержинск, Бор, Балахну и Кстово. Причем приоритет отдается созданию единой транспортной системы (без чего объединение в реальности не состоится) и синхронизации планов развития (тут первую скрипку играет, естественно, региональное правительство).
В общем, непонятно с какой целью созванном региональном мероприятии прозвучало предложение о надрегиональной структуре (не совпадающей причем с представительством президента в Приволжском федеральном округе).
Мнения экспертов
Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, один из ведущих российских экспертов в области социально-экономического развития регионов, порыв Алексея Кудрина не оценила. По ее словам, объединения регионов в агломерацию быть не может.
«Субъект федерации – это структура, прописанная в Конституции. Как можно объединить регионы в агломерацию – я не понимаю. Агломерация – это урбанизированное пространство с плотными связями. Поэтому не надо путать субъекты и агломерации – это разные пространственные конструкции», – сказала Зубаревич.
«Агломерация – это другое: это плотные сгустки городов, связанные плотно между собой трудовыми и бизнес-связями. Агломерация Казани существует – Зеленодольск. Уже даже Набережные Челны и Нижнекамск очень трудно считать частью агломерации – далековато будет, – пояснила эксперт. – Ну мало ли кто что сказал, – резюмировала Наталья Зубаревич, – сделать это невозможно. Таких агломераций не бывает. Они так не развиваются».
«Неясно, на каких принципах это должно осуществляться. У нас очень мало внутренних взаимосвязей между регионами – я имею в виду транспортную систему, социально-экономическую, культурную сферы и так далее, – говорит башкирский эксперт, экс-глава региональной Торгово-промышленной палаты Рустем Шайахметов. – К примеру, между Уфой и Казанью, можно сказать, нет прямого железнодорожного сообщения: ехать существующим путем – через Ульяновск – нужно около суток».
Важнейший системообразующий признак агломерации – единое экономическое пространство, что подразумевает развитую сеть транспортных коммуникаций. Все известные в мире примеры больших пространственных агломераций обладают высокой транспортной связностью, которой и близко нет между столицами поволжских регионов.
Организационные проблемы и политические последствия
Что касается возможности подчинения регионов некоему надрегиональному центру в Казани, то эксперты сразу же спрогнозировали негативные моменты такого развития событий.
Если говорить о проекте Кудрина в аспекте укрупнения регионов, то «никто, к примеру, не будет объединять Башкортостан с Татарстаном или Татарстан с Чувашией из-за риска возникновения национальных противоречий», – считает Рустем Шайахметов и добавляет, что «из стратегических соображений не будет допущено и объединения Башкортостана с Оренбургской областью – чтобы не возникло тем самым общей границы нашей республики (Башкортостана) с Казахстаном».
Оппозиционный башкирский политолог Андрей Потылицын подчеркивает, что административное объединение регионов Поволжья может, в свою очередь, повлечь за собой колоссальные политические риски: «Нельзя игнорировать десятилетиями и веками складывавшиеся особенности развития существующих регионов, в том числе национальных республик. Допустим, центр новой агломерации будет в русском регионе – к примеру, в Нижнем Новгороде: есть риск, что ущемленными себя почувствуют элиты и население национальных республик. Если центр будет в Татарстане, это вызовет недоумения, глухое ворчание в Башкортостане – и наоборот. Это же мина замедленного действия – или граната, брошенная на пасеку. Что по этому поводу думает господин Кудрин, я просто не представляю. В нынешней реальности это нереализуемый проект».
Губернатор Ульяновской области Алексей Русских отметил, что не приветствует возможность присоединения региона к соседним субъектам: «Ульяновская область самодостаточная и уникальная. Относительно присоединения вопрос рано или поздно возникнет, общая тенденция – укрупнение. Но решение принимают на уровне президента и смотрят на эффективность региональных команд».
«В политическом плане проигрывает элита тех субъектов, которые поглощаются. В экономическом плане во многих субъектах и сейчас нет нормальной инфраструктуры для оперативной связи с муниципалитетами. Для реализации идеи главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина нужны огромные средства. Возможно, в Татарстане и Ленинградской области что-то и получится. Но не сейчас. Сейчас в России понадобятся средства для укрепления обороны страны и проведения популярной социальной политики», – прокомментировала идею Кудрина профессор оренбургского института Московской государственной юридической академии, доктор политических наук Галина Шешукова.
Сеть вместо иерархии «центр – периферия»
Если говорить не о российских политических раскладах, а о мировых тенденциях в развитии мегаполисов, то тема выбора пути своего развития для крупных городов становится все более актуальной. Мегаполисам приходится искать свою роль и конкурировать с другими мегаполисами, часто даже не только своего государства, но и близлежащих стран. И в этой конкуренции крупные города используют ресурсы окружающих территорий. Чем крупнее агломерация, тем больше стягивается в центр ресурсов, тем больше шансов на успех.
Такие отношения (центр – периферия) – наиболее простые и достаточно распространенные, но не единственно возможные. Если экономика Франции строилась вокруг Большого Парижа (или экономика Мексики – вокруг Большого Мехико), то в Германии невозможно выделить единый центр, самую главную агломерацию. Имея на треть большее население, чем Франция, Германия представляет собой сеть из средних и не очень больших городов, которые развиваются не вокруг одного центра, а как сложная система взаимодополняющих узлов.
Поволжью в его нынешнем состоянии перспективнее выбрать в качестве модели для развития немецкую модель множества взаимодополняющих центров, а не модель «центр – периферия» по образу и подобию Москвы, перераспределяющей финансовые потоки между регионами. И вдвойне неправильно было бы на роль перераспределяющего центра выбрать Казань.
Вполне работоспособной показал себя механизм реализации в регионах нацпроектов. Может быть, его стоит доработать и инициировать межрегиональные проекты, которые могут даже не совпадать с федеральными округами (если, например, развитие потребует в каком-то вопросе объединения усилий Нижегородской и Владимирской областей или Оренбургской и Челябинской).