Очередная цветная революция в Киргизии активизировала в Белоруссии разговоры о возможности подобного развития событий и в Минске. Несмотря на постоянные уверения российских и белорусских пропагандистов в том, что протесты там затухают, они не прекращаются вот уже больше двух месяцев. На подобные предположения был вынужден реагировать сам президент Александр Лукашенко. Он не увидел ничего общего в событиях в Киргизии и Белоруссии: «Должен заметить, что это абсолютно непрофессиональное сравнение, и нам не следует проводить здесь параллели». Мол, в Бишкеке нет жёсткой вертикали власти, а в Белоруссии – есть. Это, конечно, так. Однако в последнее время появились признаки того, что белорусская власть тоже может дрогнуть.
СРАЗУ после киргизских событий Лукашенко совершенно неожиданно появился в 1-м СИЗО КГБ Белоруссии и встретился там с арестованными оппозиционерами, среди которых был и банкир Виктор Бабарико. Причём встреча продолжалась четыре с половиной часа, и в её ходе президент заявил, что «конституцию на улице не напишешь». Не очень понятно, считает ли он, что новую конституцию можно написать в тюрьме, но многие эксперты восприняли такой шаг Лукашенко как слабость и готовность к компромиссу. Мол, находясь под международным давлением, он наверняка предложил политзэкам какую-то сделку. Теперь будущее зависит от того, была ли она принята или отвергнута. Пошли даже разговоры о том, что звонка Лукашенко ждала Светлана Тихановская, но так и не дождалась. Вместо президента ей позвонил арестованный муж.
Эта поразительная и во многом уникальная встреча в СИЗО не осталась без внимания в России и на Западе. Тем более после неё на свободу вышли два белорусских узника. В нашей стране она заслужила множество едких комментариев. Даже сам Дмитрий Кисилёв в своей итоговой еженедельной программе на Втором канале российского ТВ удовлетворённо заявил, что Лукашенко, по-видимому, меняется. Согласно другой версии, пойти на подобные уступки его подвигла задержка российского кредита в миллиард долларов. Деньги были недавно обещаны Владимиром Путиным, но до сих пор якобы не перечислены.
В Германии прореагировали на встречу в СИЗО более жёстко. Немецкий журнал Der Spiegel назвал всё случившееся «Шоу Лукашенко за решёткой». Мол, он просто хочет «подорвать позицию Тихановской как важного лидера демократического движения. Поэтому решил сделать ставку на Бабарико, которого планируется вернуть в политическую игру». Дело в том, что, по некоторым данным, имя Бабарико упоминалось и на недавних переговорах Лукашенко и Путина в Сочи. Дескать, белорусский банкир более приемлем для Кремля, чем Тихановская, а на неё, в свою очередь, делает ставку ЕС.
Похоже, Лукашенко хочет направить сигнал Москве, что готов на российский план урегулирования кризиса. Понятно, что подобный расклад Берлину очень не нравится. Как пишет Der Spiegel, поэтому «Тихановская и другие оппозиционеры считают, что Лукашенко просто пытается выиграть время и с помощью имитации диалога ослабить протест. Лукашенко лишь хочет расколоть белорусов».