Дипломатические усилия по нормализации отношений с Западом зашли в тупик. В конце прошлой недели российский МИД опубликовал пространный комментарий объёмом в газетную полосу о разночтениях и нестыковках по ситуации вокруг А. Навального. Мол, всё очень похоже на спектакль: «Действия Германии были настолько отлаженными, что это стало вызывать массу вопросов на предмет того, а не с очередной ли постановкой на тему мистического применения химического оружия мы имеем дело». Однако все приведённые доводы были проигнорированы в Берлине, а немецкие СМИ в очередной раз назвали такие заявления Москвы абсурдными. Ещё дальше зашли в Париже. Французская газета Le Monde просто опубликовала детали разговора Эммануэля Макрона и Владимира Путина, что вызвало дипломатический скандал.
«КАНАЛ Москва – Париж для диалога между Россией и Западом также закрывается, вслед за каналом Москва – Берлин. Дипломатия отходит на второй план», – написала по этому поводу другая французская газета Liberation. Дескать, в кремлёвские небылицы в Париже больше не верят. А ведь только год назад Макрон лично инициировал новый диалог с Россией, который, согласно версии Елисейского дворца, задумывался как стратегический. Но, как показало время, ни о чём подобном в Париже и не думали – серьёзная стратегия охватывает длительный период времени и не может сдуться за 12 месяцев. И уж тем более она не предполагает слив в прессу личного разговора между двумя президентами, о чём бы они ни говорили.
Впрочем, французский МИД быстро назвал публикацию конфиденциальных документов недопустимой. А Елисейский дворец заявил, что «никогда не раскрывает содержания разговоров между главами государств». Но, как говорится, кто ж теперь в это поверит. Тем более Макрон продолжил резко отчитывать Россию уже с трибуны ООН. По его словам, Кремль пересёк пресловутую красную линию, которую Запад чуть ли не каждый месяц рисует для нашей страны по всем возможным поводам.
Но даже этого Эммануэлю показалось мало. Сейчас он претендует на роль лидера всей Европы и начал вмешиваться в чувствительные для Москвы конфликты. На днях он в очень резкой форме заявил, что президент Белоруссии Александр Лукашенко должен уйти. И уже по этому поводу отчитал российского лидера: «Мне довелось поговорить с Путиным 14 сентября, когда он принимал Лукашенко в Сочи. Я сказал ему, что Россия должна сыграть свою роль, и эта роль может быть позитивной, если она добьётся от Лукашенко уважения к результатам выборов и освобождения политических заключённых. Прошло уже две недели, и мы до сих пор не сдвинулись с той точки». Более того, французы начали устанавливать официальные контакты с белорусской оппозицией в лице Светланы Тихановской, которая находится сейчас в Литве. Это уж и вовсе больше смахивает на подготовку к пока ещё холодной войне.
В результате получается, что России на Западе уже и не с кем поговорить. Дипломатия не то что отходит на второй план, а умирает. Если уже не дала дуба. Перелаиваться подобным образом можно и без специалистов из МИДа. Видимо, все эти события подвигли руководителя Россотрудничества Евгения Примакова (внука Евгения Максимовича Примакова) на комментарий об искусстве дипломатии. На своей странице в «Фейсбуке» он написал, что «чем дальше и больше слышен громкий лай, тем больше становится даже не искушения, а простого смысла именно в таком стиле ведения бесед. Или в отсутствии смысла в беседах как таковых».
И привёл отрывок из письма Ивана Грозного шведскому королю Юхану III, написанного аж в 1573 году, то есть 447 лет назад: «А что ты писал к нам лай и дальше хочешь лаем отвечать на наше письмо, так нам, великим государям, к тебе, кроме лая, и писать ничего не стоит, да и писать лай не подобает великим государям; мы же писали к тебе не лай, а правду, а иногда потому так пространно писали, что если тебе не разъяснить, то от тебя и ответа не получишь. А если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы – так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой – бесчестие, а лай тебе писать – и того хуже, а перелаиваться с тобой – горше того не бывает на этом свете. А если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты ни напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем».
Похоже, с тех пор в отношениях России и Европы ничего не изменилось. Если продолжить подобные исторические сравнения, то следует напомнить, что через 4 года после этого письма русская армия осадила Ревель (ныне Таллин) и двинулась к Риге и Витебску. Остаётся только надеяться, что сейчас до этого дело не дойдёт.