Кажется, отношения России и Германии не были такими плохими уже очень давно. На днях глава Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер заявил, что, по его мнению, отношения между нашими странами сейчас достигли нового дна из-за случившегося с Навальным. Хорошо понятно, что масла в огонь подливают и события в Белоруссии – Владимир Путин уже пообещал использовать в этой стране резерв из полицейских сил в случае, если обстановка обострится. Такому развитию событий в Берлине тоже очень не рады. В результате всех этих событий, по словам Ишингера, доверие Германии к России окончательно исчерпано: «Это, к сожалению, конец, в том числе и для идеи стратегического партнёрства». Впрочем, хорошо понятно, что громкие политические заявления часто противоречат реальному положению вещей.
НЕСМОТРЯ на подобные резкие высказывания, американские эксперты уверены, что сейчас «Германия не станет занимать жёсткую позицию в отношении России». Как пишет специализирующееся на политической журналистике американское издание Politico, даже в тот момент, когда «Навальный лежит в коме в берлинской клинике «Шарите», Ангела Меркель устроила пресс-конференцию, в ходе которой рассказала о своей стратегии выстраивания отношений с Россией на следующие несколько лет: «Не думаю, что нам необходимо менять политику в отношении России. Мы рассматриваем эту стратегию как непрерывную линию». Понятно, что такой прагматичный подход к делу очень не радует Вашингтон. За океаном наверняка хотели бы снова столкнуть Москву и Берлин лбами – погрузить Европу в хаос. Англосаксам это удалось два раза в XX веке, что привело к десяткам миллионов жертв в СССР, да и на всём континенте.
Сейчас американцы настаивают на том, что первым делом в качестве ответа на политику Москвы немцы должны похоронить газопровод «Северный поток – 2». Однако Меркель продолжает этому всячески сопротивляться. Когда на днях её спросили о судьбе проекта, она заявила, что позиция Берлина в отношении газопровода не изменилась. Мол, это деловой проект, и ничего больше: «Строительство необходимо завершить».
Нужно отметить, что такая позиция вызывает возмущение не только в США, но и среди ближайших соседей ФРГ – Польши и стран Прибалтики. Они утверждают, что при делах с Россией невозможно отделить вопросы бизнеса и экономики от политических вопросов. Что ж, это не новая и хорошо известная позиция. Но когда дело касается собственных экономических интересов, риторика тех же прибалтов резко меняется.
К примеру, в ответ на угрозы Лукашенко отказаться от перевалки грузов через Клайпедский порт из-за санкций Литвы против его ближайшего окружения премьер-министр этой страны Саулюс Сквернялис мгновенно начал угрожать сам. Мол, «отказ Белоруссии от использования литовских портов навредит в первую очередь Минску». Дескать, политика политикой, а экономику трогать не смей. Ещё бы – белорусские грузы в Клайпедском порту составляют около 30%. Нетрудно догадаться, что перевод их в порты России серьёзно ударит по экономике Литвы. Спрашивается, чем эта ситуация в корне отличается от истории с «Северным потоком – 2»? Только тем, что при отказе от строительства газопровода пострадают экономики ФРГ и России, а при смене Белоруссией портов для перевалки грузов – экономика Литвы.
Словом, получается, что отделять политику от экономики вполне даже можно, когда дело касается собственных шкурных интересов. Не приходится сомневаться, что подобный расклад хорошо понимают и в Берлине, тем более исторический опыт Германии говорит о том, что с Россией лучше придерживаться стратегии, которую в годы холодной войны называли «восточной политикой». Тогда, как пишет Politico, «канцлер Вилли Брандт старался наладить взаимодействие с Советским Союзом посредством торговли и культурного обмена, и многие немцы считают, что именно эта стратегия приблизила окончание холодной войны и подготовила почву для воссоединения Германии».
По мнению американских дипломатов, несмотря на все события последних лет, стратегия Берлина не изменилась до сих пор. Конечно, судя по заявлениям немецких политиков, настроения в ФРГ по отношению к Кремлю сильно меняются. Но даже самые ярые немецкие противники Путина считают, что новые «вероятные санкции в отношении нашей страны не возымеют действия». Как заявил тот же Ишингер, «мы не враги России и россиян».
Любопытно, что сложившуюся политическую ситуацию американские эксперты уже называют «классическим русским тупиком». Дело в том, что ни один из описанных в этой статье раздражителей не является угрозой для существования США или Евросоюза. Поэтому и не стоит риска серьёзного разрыва.