Введёт ли Россия войска в Белоруссию?
№ () от 18 августа 2020 [«Аргументы Недели », Виктор Крестьянинов ]
Ситуация в Белоруссии обостряется, ставки повышаются. Дело дошло до того, что во время выступления перед рабочими Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ) президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил буквально следующее: «Пока вы меня не убьёте, других выборов не будет». Глядя на всё происходящее, западные СМИ уже начали обсуждать возможность введения российских вооружённых сил в эту страну. Дескать, возможен новый крымский вариант. Как пишет французская газета Liberation, некий американский «Институт по изучению войны» (ISW) уже предупредил о том, что «российская гибридная интервенция в Белоруссию, скорее всего, неизбежна».
БОЛЕЕ того, через несколько часов после этого заявления американские эксперты уточнили, что, по их неподтверждённым данным, «российские войска уже концентрируются на границе с Белоруссией». Понятно, что это может быть обычный антироссийский фейк, какими в последние годы переполнена западная пресса. Но Кремль молчит и никак не реагирует на подобные выпады. Всё это даёт возможность той же Liberation заявить, что уже виден «призрак прямого российского вмешательства на стороне Александра Лукашенко». Призрак новой гибридной войны, проводимой в Белоруссии зелёными человечками в военной форме без знаков различия, как это уже было после украинского майдана 2014 года в Крыму и на Донбассе.
Впрочем, такого прогноза событий придерживаются далеко не все западные эксперты. Влиятельный американский журнал Foreign Policy («Внешняя политика») опубликовал обширную статью, в которой попытался объяснить своим читателям «Почему Белоруссия – это не Украина». Мол, «кадры хроники, на которых видно, как протестующие возводят баррикады и отбиваются от нападения вооружённых бойцов из отряда милиции особого назначения, вызывают в памяти восстание, произошедшее на Украине». Однако, по мнению издания, различия между этими событиями намного перевешивают сходство. Поэтому нельзя смотреть на Незалежную «как на потенциальную дорожную карту того, как могут разворачиваться события в Белоруссии».
Прежде всего потому, что Белоруссия сейчас не имеет таких значительных разделительных линий в области языка, религии или этнической принадлежности, как Украина. Мол, белорусы всегда были единой нацией. С этим, конечно, согласятся далеко не все специалисты, но действительно нужно признать, что разделение страны на Запад и Восток в Незалежной намного сильнее. Следовательно, у Москвы нет какой-то острой необходимости вводить войска для защиты пророссийского населения от злобных националистов.
Журнал предполагает, что Москва будет использовать другие возможности для оказания влияния на Белоруссию: «Это может быть прекращение поставок энергоносителей, проведение кибератак или использование русскоязычных средств массовой информации в тех районах, где русский язык всё ещё используется большинством населения». Правда, при этом американские эксперты не уточняют, кому Россия, по их мнению, прекратит поставлять нефть и газ – Лукашенко или новым властям Белоруссии, которые придут на смену «бессмертному» Батьке.
Не особо верит в возможный ввод российских войск в Белоруссию и американское информационное агентство Bloomberg. Оно утверждает, что «некоторые представители российской элиты уже призвали к военному вмешательству в духе ситуации на Украине в 2014 году». Но опрошенные агентством эксперты утверждают, что это было бы колоссальной глупостью. Мол, Путин «не хочет оказывать военную помощь Лукашенко, потому что это станет причиной роста антироссийских настроений в Белоруссии и окажется слишком рискованным шагом». И Москва, скорее всего, выберет другой вариант – даст зелёный свет на свержение Лукашенко его же службами безопасности.
Ещё одно американское издание The National Interest тоже уверено, что Путин не пойдёт на ввод войск в Белоруссию. По его мнению, Лукашенко в 2020 году «находится в таком же положении, в котором находился ливийский лидер Муаммар Каддафи в 2011 году». Когда он поссорился западными странами, Москва не сделала ничего, чтобы его спасти. Впрочем, эта аналогия совсем не похожа. Во-первых, в 2011 г. президентом России был Дм. Медведев, а не Путин, а во-вторых, значение Ливии и Белоруссии для России просто несравнимо. Последняя является членом Союзного государства и ОДКБ.
Впрочем, The National Interest приводит и более точную аналогию: «Лукашенко стоит обратить внимание на политическую судьбу бывшего лидера Армении Сержа Саргсяна». Он тоже был уверен в том, что Москва считает его незаменимым звеном в управлении Арменией, но его место результате событий 2018 года занял Никол Пашинян. Кремль в итоге согласился с этим, и мир не рухнул.