Аргументы Недели → Политика № 3(697) 29 января – 4 февраля 2020 13+

Двое лысых и три блондинки брошены на прорыв

, 18:55

Когда бывший премьер Медведев развеялся как дым, оказалось, что новые министры почти сплошь из контрольно-ревизионных органов. Отгадать загадки, почему В. Путин берёт на вооружение инструментарий Ивана Грозного, жестокую опричнину, почему в новом правительстве все члены, кроме Мишустина и Силуанова, волосатые, а не лысые, почему все женщины-министры блондинки, что само по себе наводит на размышление. Наконец, зачем новый вице-премьер по экономике Андрей Белоусов накануне прихода в правительство серьёзно интересовался тем, как функционировала сталинская экономика. Приоткрыть занавес над византийскими тайнами Кремля главному редактору «АН» Андрею УГЛАНОВУ поможет экономист и политолог Михаил ДЕЛЯГИН.

– МИХАИЛ, почему Путин объявил о составе нового кабинета в день смерти Владимира Ильича Ленина – 21 января? Что за символика такая?

– Думаю, он не думал об этой символике, он просто спешил. Но, поскольку наша бюрократия не способна сделать что бы то ни было быстро, то немножко затянули относительно сроков. Я ожидал, что в пятницу вечером всех уже одобрят, но ошибся, одобрили только Мишустина. Дальше он своих двух замов привёл в вице-премьеры, дальше Москва с Казанью тоже впихнули своих людей в правительство. После этого «бюрократический борщ» пришёл в движение, и некоторые «пампушки» вылезли наверх.

– Я бы не хотел, чтобы наш разговор выглядел чересчур серьёзно. Всё, что мы видим, это сплошное развлечение. Новое правительство получилось лохматое, в нём всего два лысых: сам Мишустин и министр финансов Силуанов, все остальные лохматые. Ты и про день смерти Ленина обтекаемо сказал, но в этом видишь какой-то смысл? Может, у лохматых мозги лучше, а лысые, кроме самых великих, как Мишустин, уходят в прошлое?

– Думаю, не только по этому признаку, хотя все смотрели мультфильм «Простоквашино», и президент тоже наверняка смотрел, помните, один из критериев качества? «Лохматость повысилась!» Вот и у правительства повысилась лохматость строго по мультику «Каникулы в Простоквашино», может, теперь его так будут оценивать.

– Дальше серьёзный вопрос – тандем Белоусов и Мишустин, он о чём говорит? Что скоро в России будет запрещено хождение налички. Мечта любого налоговика – перевести всё население на электронные деньги, на карточки. Кстати, они об этом говорили уже не раз, чтобы ни одна мышь никуда не пробежала. Ты думаешь, когда это случится?

– Только не в ближайшие 5 лет. Дело в том, что карточкой выгодно рассчитываться с относительно приличных сумм.

– Выгодно кому?

– Держателям карточек – банкам.

– Я говорю не про держателей, а про правительство, которому нужно контролировать все твои расходы. Если у тебя в кармане лежит «капуста» так называемая, ты можешь кому-то дать и в конверте…

– Если бы правительство действительно хотело контролировать расходы по-настоящему, у нас в стране не было бы «чёрных олигархов». Они все были бы легальные.

– Что такое «чёрный олигарх»?

– Это который нелегальный, неофициальный. Крупная наркоторговля – раз, в легальной сфере это крупные рынки – два. Дмитрий Медведев у нас декриминализировал контрабанду – три. У нас с 2009 года контрабанда – это административное нарушение, как переход улицы на красный свет. И когда мы читаем любую светскую хронику, мы читаем про людей, которые имеют неучтёнку. Полковник МВД Захарченко имел сейфовую квартиру с несколькими тоннами денег. И это его личные деньги были?

– А чьи?

– Чьи-то, каких-то либо государственных, либо частных, криминальных общаков – в данном случае неважно. То есть государство может хотеть сколько угодно, но государство, поскольку оно рыночное, капиталистическое, буржуазное, против крупной буржуазии является феноменом, который «никто и звать его никак». Предположим, государству не хочется, чтобы воровали, ему хочется ракеты в космос запускать. Но если крупной буржуазии хочется воровать, то ракеты в космос летать не будут, зато будут летать частные «джеты» куда-нибудь на Багамы. Поэтому государство может сколько угодно хотеть навести порядок, но там, где этот порядок будет противоречить интересам крупной бюрократии и крупной организованной преступности, его не будет. А кто у нас выпускает карточки? Крупные банки. Им нужно, чтобы на вашей карточке был расчёт в сотни тысяч рублей. Если у вас на карточке расчёты в сотни рублей, эта карточка –бессмысленный кусок пластика для банка, упущенная прибыль.

– Вернёмся к вице-премьеру Андрею Белоусову. Это, наверное, самое любопытное, что произошло. Он сначала в правительстве работал, потом долго был «серым кардиналом» в экономике, «на отстое» у президента – советником. Он автор нацпроектов вместе с Кудриным, щемил олигархов, хотел отжать у них сверхприбыли – примерно полтриллиона рублей на нацпроекты. Они всё время против него пыхтели. И вдруг из «серого кардинала» превращается в белого. Мало того, говорят, что очень интересуется тем, как работала сталинская экономика, когда не было банков, иностранных займов, не было вообще ничего, а строили ракеты, самую крупную в мире армию. Что это такое?

 

– ПРИМЕРНО год назад была мода интересоваться сталинской экономикой, как она работала. Довольно многих людей вызывали в разные кабинеты, из моего окружения в том числе, расспрашивали, им было очень интересно. Люди наверху просто не понимали, что нынешний спекулятивный сектор – это обременение для экономики, а не двигатель.

Андрей Рэмович – это уникальный макроэкономист. Я знаю в нашей стране двух таких – он и Андрей Николаевич Клепач. Андрей Николаевич из «государства» ушёл, а Андрей Рэмович остался. Это человек, который умеет считать, который понимает, что такое структура экономики и на что она влияет. Андрей Рэмович Белоусов прекрасный специалист, прекрасно знает, что такое либерализм, насколько он разрушителен, но он, желая сохраниться в системе, в эту систему вписался близко к идеалу.

Это человек, который исходит из возможного. Сейчас новая ситуация. Владимир Владимирович Путин делает новую политическую систему, я бы сказал – новую демократию, поскольку западная не работает, нужно чего-то самим делать. Новое правительство нужно для того, чтобы обеспечить этот переходный период. Потому что любой человек, который командовал хотя бы десятью людьми, понимает, что при изменении системы обязательно будут вещи непредсказуемые, обязательно будут косяки, согласно второму закону Мёрфи, а если какую-то неприятность не можете себе вообразить, то она тоже случится. Для этого нужно правительство, которое бы работало более эффективно, без разброда и шатания, которые были раньше, но при этом ничего не меняло кардинально в социально-экономической сфере. К тому же пока Набиуллина во главе Банка России, развитие невозможно. Либерально-социальная политика продолжится.

– А почему Мишустин так любит блондинок? У него в правительстве три женщины и все три блондинки: Голикова, Абрамченко и Любимова. Все анекдоты про блондинок в России весьма специфические, об их умственных способностях. Почему он пренебрёг этой опасностью?

– Во-первых, думаю, любит всё-таки не он, формирование правительства в реальности осуществляет президент. Что касается нынешнего состава правительства, я не знаю госпожу из Росреестра, хотя это ведомство всегда у меня вызывает лёгкий ужас. А вот госпожа Голикова – одна из самых умных людей в Российском государстве.

– Что ты имеешь в виду, в каком смысле умных? Продвинуть какие-то лекарства на лучшие места в аптеках, сделать реформу здравоохранения, когда врачи принимают пациентов по 13 минут и должны писать докладные о приёме без медсестёр? В этом её ум или в чём?

– Её ум в том, чтобы обеспечивать сокращение финансов везде, где можно, а также везде, где нельзя.

– Но это можно не умом назвать, а психическим отклонением, навязчивой идеей.

– Одно другому не мешает. Ты говорил о блондинках не в плане того, есть у них советь или нет, а про их интеллектуальные способности. Я и отвечаю, что одна из этих блондинок очень умная. Эффективность этого правительства при ней только вырастет, потому что это будет эффективность по сдиранию шкур.

– Почему он тогда выгнал Скворцову? Она же выполняла всё, что было сделано руками Голиковой, не более того.

– Правильно. Если некое изделие использовано, несите следующее, грубо говоря. Вы же не можете бесконечно пользоваться одним «изделием №2», оно приходит в негодность. Скворцова работала демпфером, она принимала на себя справедливое негодование людей, вызванное политикой либерального клана.

– Многие новые министры – выходцы из контрольно-надзорных органов.

– Это функция. Всё зависит от неё. Если ваше правительство создаётся для того, чтобы развивать, вы даёте, грубо говоря, строителей, инженеров и финансовых директоров. А если оно создаётся для того, чтобы оставить всё как есть, но затянуть все гайки до предела и нагреть воду до точки кипения, тогда вы назначаете контролёров.

– Получается новая опричнина, ведь у Ивана Грозного опричники были контролёрами. Кто не так посмотрел, кто не так на коня сел.

– Иван Грозный решал опричниной важную социально-инженерную задачу – обуздание и подчинение бояр. Обуздание и подчинение тогдашней элиты, которой принадлежали знания, умения, связи, которой реально принадлежала власть. Эта задача в нашей стране решена в 2004 году. Сейчас стоит задача – не подчинение кого-то, пусть всё идёт, как идёт. Но правительство не выполнило национальные проекты. Кстати, какое отношение эти национальные проекты имеют к реальной жизни? Согласитесь – не бывает чего-то нового, чтобы это не привело к росту бюджетных расходов. Если не привело, значит, это старое, в другой обёртке.

– Так, может, как раз надзорники, новые опричники и будут следить, как выполняются национальные проекты, кто ворует не по чину?

– Все должны воровать строго по чину. Только какое это имеет отношение к модернизации? Никакого.

– Не согласен. Бывший инквизитор РАН Котюков, приехавший в Москву в обозе Хлопонина из глубин Сибири, куда-то исчез. А ты говоришь, не будет прогресса, но его же Путин убрал и назначил человека из учёных.

– Ректора Государственного тюменского университета. Я никогда не сталкивался с этим университетом, может быть, там всё в порядке и с наукой, и с высшим образованием. Но мавр сделал своё дело, мавр может уходить. Котюков уничтожил науку, называю вещи своими именами.

– Котюков был орудием в чьих-то руках, в чьих?

– Про перераспределение кланов – это другая тема. Может быть, этот человек захочет воссоздать науку, но у нас уничтожены целые научные школы. Гитлер уничтожил немецкую науку одним решением – не финансируются никакие исследования, имеющие горизонт реализации больше года. Он уничтожил фундаментальную науку в Германии, и она больше не возродилась. Может быть, нынешний министр сможет возродить науку.

– На пресс-конференции Путина в декабре прошлого года про науку у него никто не спросил, было больше тысячи журналистов, и ни один не спросил про науку. То есть дебилизм вышел на уровень элитной журналистики.

– У папуасов нет уровней, они не понимают, зачем это нужно. Зачем нужен калькулятор или атомная бомба, они понимают, а зачем нужны те, кто это разрабатывает, они не понимают.

– В новый кабинет взяли людей из московского правительства, того же Марата Хуснуллина. Это о чём говорит – что на программу реновации, в которой он был идеологом и который проводил её в жизнь, кто-то со стороны наложил свою лапу?

– Нет. Это мэр Сергей Собянин расширил сферу своего влияния, и не один, а с казанскими товарищами.

– Кстати, в Татарстане строительный комплекс замечательный и шикарный.

– В Татарстане вообще очень высокое качество управления, и Марат Хуснуллин появился в Москве не потому, что это «вторая Золотая Орда», как говорили москвичи, а потому, что это высокое качество управления. Более высокое, чем было при позднем «загнивавшем правлении» Юрия Михайловича Лужкова. Это эффективный менеджер, эффективный исполнитель. Есть огромный строительный комплекс, которому нужно как-то жить в условиях падения всего. Значит, для спасения строительного комплекса делается реновация. Хорошо бы по всей стране, потому что много ещё где люди живут в ужасных трущобах!

– Вице-премьер Юрий Борисов отвечает за ВПК, и вдруг оказалось, что ему доверили отвечать ещё и за нефтянку, за «газы». Почему Путин отдал контроль над своими любимыми детищами человеку, который не его.

– Потому что товарищ Миллер страшно опозорился с газовой капитуляцией России перед Украиной.

– Ты считаешь, была капитуляция?

– Полная капитуляция, это вылить на себя ведро фекалий и радостно улыбаться. Этот «эффективный менеджер» даже не удосужился наш корабль-трубоукладчик перегнать с Тихого океана на Балтику. Я абсолютно уверен, что если бы это судно перегнали в Балтийское море, то никаких санкций не было бы.

– А при чём здесь Борисов?

– У него есть две особенности. Во-первых, он не боится отстаивать интересы своей отрасли против правящей олигархии, он человек, который сказал, что прибыль ВПК равна процентам по кредитам ВПК и ВПК не может развиваться, не может жить потому, что все деньги идут на уплату процентов, и давайте мы эти долги спишем. И президент Путин отдал ещё в прошлом году распоряжение, закрытый указ о списании долгов с предприятий ВПК. Долгов, которые позволяли обогащаться банкирам в ущерб обороноспособности страны. Это дорогого стоит.

Во-вторых, это человек, который что-то смог сделать. Если сравнивать, что сделано в других отраслях, это, что называется, внушает. Человек дееспособный, значит, он и идёт на наш любимый и многострадальный газ.

– Чубайс почему до сих пор держится? Его будут когда-нибудь выгонять или он вечный?

– Чубайса выгнать нельзя. Чубайс может только сидеть. Или в большом кабинете, или в чуть меньшем.

– Сидеть – так говорят на зоне.

– В правительстве тоже так говорят: сидеть в правительстве. В связи с этим такая шутка гуляет: правительство скинули, один Улюкаев – мощный мужик – сидит.

– Внесены поправки в Государственную думу об изменениях в Конституции. Я считаю, это первая волна, она отдаёт формирование правительства на откуп Думе. После этого последует вторая волна поправок. Россия уже полностью перейдёт на немецкую модель существования государства, когда во главе государства стоит канцлер или премьер-министр, а президент выполняет церемониальные функции. Быть может, увидим и ускорение этого процесса с досрочными выборами.

– Во-первых, Владимир Владимирович не будет уходить с должности раньше времени, это несолидно. Поэтому вторая волна если и будет, то где-то годика за полтора до окончания его срока.

Во-вторых, не уверен, что он хочет быть премьером, канцлером, потому что от этого много хлопот. Вы работаете, принимаете полноту ответственности, вас все ругают. Меркель за 12 лет уничтожила Германию. Её там люто ненавидят. Зачем принимать на себя общественное негодование, когда есть много «хороших», условно говоря, скворцовых и медведевых, зачем? Поэтому, думаю, наоборот, произойдёт переход президента и власти вместе с ним в Госсовет, к его руководителю. У нас впервые появится возможность коллегиальной власти. Если преемник Путина будет эффективным, как он, с управленческой точки зрения, то он, конечно, будет председателем Госсовета. Если через два цикла он окажется менее эффективным, то станет первым среди равных и вполне может делать коллективное руководство.

– Увы, но пока я так и не уловил все тонкости момента. Так и не понял зачем. Придётся встречаться с тобой вновь и вновь. Но это потом – сегодня и твой взгляд необычно задумчив.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram