Два года назад Вашингтон и Берлин были очень довольны победой Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции. Дескать, этот поборник атлантической солидарности будет, как и его предшественник, покорно следовать в фарватере американской и немецкой политики и всячески гнобить Москву санкциями. Но геополитическая ситуация в мире действительно меняется очень быстро – Макрон решил дружить с Россией и стал главным возмутителем спокойствия Запада. Справившись с движением «жёлтых жилетов» и укрепив свою власть дома, он замахнулся на весь Евросоюз и даже НАТО, заявив, что мозг Альянса умер. Как утверждает влиятельная английская газета The Times, это очень не понравилось Ангеле Меркель, которая уже чуть ли не орёт на президента Франции: «Мне надоело собирать осколки. Я снова и снова склеиваю чашки, которые вы разбиваете, чтобы у нас была возможность сесть и попить вместе чаю».
ПОНЯТЬ раздражение канцлера легко, и дело тут не в совместном чаепитии – немцы привыкли, что Париж слаб, а Берлин силён. Но внезапно роли изменились. Американские эксперты считают, что Макрон, скорее всего, сможет остаться у власти во Франции до 2027 г., даже если и потеряет какое-то количество голосов на выборах в 2022 году. Меркель же стремительно катится в пропасть – в Германии дело идёт к досрочным выборам, что означает неизбежный скорый уход Ангелы на покой.
Впрочем, пока говорить об этом рано – бабушке всех немцев уже неоднократно пророчили скорые политические похороны, но она не сдаётся. На днях в противовес словам Макрона о «смерти мозга НАТО» она призвала ещё теснее сплотиться вокруг Альянса и изо всех сил крепить его единство. Словом, «возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». По мнению канцлера, эта военная организация сейчас «даже важнее, чем когда бы то ни было после окончания холодной войны». Не хочет Берлин и переоценивать свои отношения с Москвой, к чему активно призывает европейцев Париж. Макрон даже заявил, что, по его мнению, Россия и Китай не являются противниками для НАТО, на чём больше всего настаивают США и Великобритания.
Не очень рвутся немцы и создавать единую европейскую армию, за что активно выступает Франция, которая хочет трансформировать мощь своих ядерных сил в политическое влияние в Европе. Меркель заявила, что коллективные вооружённые силы ЕС никогда не будут действовать «против НАТО или вместо НАТО». В этом случае понять немцев тоже легко – в XX веке они два раза пытались захватить всю Европу при помощи военной силы, воюя одновременно и с русскими, и с англосаксами. В итоге всё закончилось разгромом Германии и её полным крахом. Повторять этот опыт нынешнее поколение немцев совсем не рвётся: управлять ЕС посредством своей экономической мощи у ФРГ получается гораздо лучше. Но теперь Париж покушается и на это.
Как утверждает американское мультимедийное издание Politico, сейчас Берлин подозревает, что «Макрон хочет заменить экономическое лидерство Германии лидерством Франции во внешней политике и политике в сфере безопасности». По мнению немцев, это равносильно тому, что «ядром деятельности и могущества ЕС стала бы не экономика Германии, а французская армия».Такое в истории Европы уже было, правда, очень давно – во времена Наполеона. Хорошо известно, что его попытка управлять континентом, опираясь на штыки, закончилась тоже плохо.
Но сейчас, понятное дело, французы и не помышляют о походе на Москву. Макрон совсем не Бонапарт, хотя СМИ и любят сравнивать его с этим французским императором. Наоборот, он рассчитывает стать царём горы в Европе, помирившись с Россией. Для этого Эммануэль уже предложил начать дискуссию с нашей страной о размещении ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в Европе.Такая идея резко отличается от позиции НАТО, которое отвергло российское предложение о моратории на размещение ракет на континенте как не заслуживающее доверия.
В результате раскол между Францией и ФРГ становится всё глубже. Американские аналитики считают, что «в ближайшее время взаимоотношения между Парижем и Берлином вряд ли улучшатся». Меркель теряет ЕС, в то время как Макрон смог провести на все ключевые посты в Брюсселе своих союзников – они будут помогать ему в достижении целей. Если всё пойдёт по плану Парижа, то Эммануэль поднимет влияние Франции в Европе на высоту, невиданную со времён Наполеона. Впрочем, у последнего не было ядерного оружия.