> Зачем строители рвутся в Думу Иркутска? - Аргументы Недели Иркутск

//Политика 13+

Зачем строители рвутся в Думу Иркутска?

№  () от 30 июля 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]

Чуть больше месяца осталось до очередных выборов депутатов городской думы Иркутска. Имена кандидатов уже известны. Традиционно для нашего города в списке претендентов на заветный мандат полно представителей строительной отрасли. Хорошо это или плохо? С одной стороны, депутат-строитель — это, безусловно, профессионал. Он одинаково грамотно разбирается и в дорожных делах, и в благоустройстве, и в финансах. В то же время, как говорится, не все строители «одинаково полезны» в качестве депутатов. Почему? Да по элементарной причине — депутатские корочки некоторым из них могут понадобиться не для того, чтобы состояться в роли народного избранника. Интерес, скорее, другой — сохранить или еще круче развернуть свой бизнес.

История не на высоте

Так, одним из кандидатов на депутатское кресло является Николай Цырятьев, руководитель строительной компании «Высота». Иркутяне наверняка помнят, что название этой организации пару лет назад звучало едва ли не из каждого утюга, а поводом был серьезный скандал. Речь идет о застройке земельного участка в районе улиц Пискунова, Ядринцева и Красноярская.

Вот как сейчас преподносит историю кандидат Цырятьев на своем сайте: «В 2007 году Николай Цырятьев возглавил строительную компанию «Высота», которая в 2018 году завершила комплексную застройку квартала по улице Пискунова. Необходимо отметить, что Николай Цырятьев никогда не выбирает легких путей. На протяжении всей своей карьеры Николай Викторович не стремился застраивать пустыри и не занимался точечной застройкой. В приоритете всегда освоение и преображение старых кварталов, где сначала производится снос ветхих и аварийных домов, а затем осуществляется застройка красивым, современным и комфортным жильем, строятся новые инженерные коммуникации либо реконструируются существующие сети, необходимые для дальнейшего развития города».

Красиво написано? Да просто залюбуешься — но, правда, если это будет читать кто-то, в Иркутске никогда не бывавший. Иркутяне же, особенно жители улицы Пискунова и прилегающих к ней районов, могут озвучить куда менее лакированную версию событий.

Участок в районе трех обозначенных улиц — место для застройщиков привлекательное со всех сторон. Во-первых, недалеко от центра. Во-вторых, в обозримом будущем улица Пискунова должна стать одной из наиболее оживленных транспортных магистралей. В-третьих, в этом месте хорошо развита социальная инфраструктура. Единственным минусом еще несколько лет назад было то, что участок был частично занят ветхими деревянными двухэтажными домами. Их жители давно ждали расселения в новые квартиры — логично, что этим должен был заняться застройщик, зашедший на участок. Но ситуация пошла несколько по иному сценарию. В «нулевых» и начале десятых годов пожары в «деревяшках» на улице Пискунова происходили регулярно и некоторые не обошлись без жертв. Случайность? Как сказать… Потом кошмар вроде бы кончился, на участок зашел застройщик, заключивший с мэрией договор развития застроенных территорий (РЗТ) и пообещавший людям из 16 аварийных домов новые квартиры. Формально фамилия Цырятьев ни в договоре, ни в документах не фигурировала. В качестве стороны выступал некто Кирилл Шаронов и ООО «Сибкомплектмонтаж». Однако эта фирма сразу же после заключения договора с мэрией подрядила в качестве исполнителя не кого-нибудь, а «Высоту» Николая Цырятьева. Его компания и должна была возводить одноименный ЖК, продавать квартиры, получать деньги дольщиков, а главное — сносить и расселять «деревяшки».

Но «должна», как оказалось, для этих строителей совсем не равноценно «обязана». Дело в том, что на момент заключения договора РЗТ было известно, что землю под ветхими домами вдоль Пискунова застраивать высотками нельзя — в генплане города с 2007 года внесена информация о расширении улицы для постройки транспортной магистрали. То есть фактически, подписывая договор, строители наверняка понимали, что снести и расселить придется 16 домов, но использовать для нового строительства они могут лишь участки семи из них.

В итоге же вышло так, что на месте снесенных семи домов компания «Высота» Цырятьева построила огромный жилой комплекс: пять 17-этажных, четыре 16-этажных, две 7-этажных блок-секции, а девять «деревяшек» вдоль Пискунова так и остались, где были, вместе с жильцами. Впрочем, судя по тому, что происходит с этими домами сейчас, печальной участи им ждать осталось недолго. Состояние строений резко ухудшилось в связи с соседством высоток. Все ливневые стоки стремятся к ним. В результате постоянно подтоплены подвалы, в домах плесень и гниль, периодически всплывает канализация. Описать словами состояние домов невозможно. А в июне этого года случился пожар: один из домов сгорел, погибли бабушка и дедушка-инвалиды. На чьей совести эти смерти, решать не нам, но если бы Цырятьев исполнил то, что должен был, люди остались бы живы. Сколько еще раз городу и людям будут «аукаться» невыполненные обязательства, остается только предполагать.

Сейчас возбуждено уголовное дело по факту неисполнения обязательств по расселению аварийных домов. Верим, что дело доведут до суда. Верим, что Кирилл Шаронов расскажет о подоплеке этой мутной истории все и наказание истинного виновного будет неизбежным.

Загадочный округ 22

История с застройкой на улице Пискунова обернулась неприятностями не только для жильцов ветхих домов. Едва не пострадали и собственники квартир в новостройках. Администрация города, настаивавшая на выполнении всех условий договора РЗТ, какое-то время не хотела выдавать разрешение на ввод домов в эксплуатацию. И право на это имела, так как застройщик, судя по всему, и не собирался исполнять обязательства в полном объеме. Однако в итоге мэрии пришлось отступить — не под давлением строительной компании, а в интересах разгневанных дольщиков. В самом деле, люди, заплатившие свои кровные за квадратные метры, не должны быть заложниками чьей-то непорядочности.

В какой-то момент городу показалось, что Николай Цырятьев завязал со стройкой после неприятностей на Пискунова и свернул свой строительный бизнес. Но в этом году стало известно, что строитель решил стать депутатом по 22 округу. На первый взгляд, решение выглядит немного странным. Ведь строители, как правило, баллотируются от той территории, где находятся их объекты. Одним это позволяет опираться на поддержку благодарных жильцов своих новостроек, другим — прикрывать свою спину, на случай если с домами будет что-то не так. Ведь в таких случаях люди первым делом бегут к своему защитнику — народному избраннику, а уж он знает, как сделать так, чтобы волна недовольства не прошла дальше.

У Цырятьева же практически все настроенное им находится на территории 18 округа. Зачем ему территория, находящаяся совсем в другом районе города — в предместье Рабочем? Первое, что приходит на ум, — там, возможно, расположен привлекательный земельный участок либо же некий проблемный объект, требующий депутатского прикрытия. Если изучить стройки на территории 22 округа, то вопросы вызывает некий жилой комплекс на улице Сарафановской, возводящийся ООО «СК «Регионжилстрой». Стройка на данный момент остановлена. Причина — дела судебные.

Суть в следующем. В конце 2017 администрацией города ООО «СК «Регионжилстрой» выдано разрешение на строительство двух блок-секций по улице Сарафановская. В дальнейшем это разрешение было отозвано. Возникло опасение, что застройщик может «компенсировать» недостающие по нормам спортивные площадки и парковочные места за счет стадиона ближайшей школы. Последовали судебные тяжбы. В итоге суд поддержал позицию администрации, и разрешений на строительство домов по улице Сарафановская у ООО «СК «Регионжилстрой» сейчас нет. А теперь вопрос: не имеет ли господин Цырятьев отношения к этой проблемной стройке или интереса в этом мутном объекте?

Те, кто в очередной раз задают себе вопрос, для чего строители так стремятся в депутатские кресла, наверняка спрашивают себя и о том, а все ли они одинаково бескорыстны и озабочены исключительно проблемами рядовых иркутян? Потому и следует избирателю очень внимательно рассматривать подноготную кандидатов (не особо доверяясь лакированным биографиям, представленным в предвыборных буклетах и газетах, издаваемых самими претендентами). Нет ли там темных пятен, указывающих на истинные намерения? Николай Цырятьев — не единственный кандидат от строительной отрасли, к чьей деятельности может возникнуть повышенный интерес. Есть и другие фамилии, более или менее именитые. Кто из них сможет спокойно, с достоинством и аргументированно парировать острые вопросы в свой адрес, а кто нет — покажет ближайший месяц.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте