Турки готовы покупать российские авиалайнеры, но их нет
№ () от 30 июля 2019 [ «Аргументы Недели » ]
Несмотря на многочисленные громкие угрозы о введении санкций против Турции из-за покупки российских систем ПВО С-400, президент Дональд Трамп медлит. Конечно, США очень хотят наказать Анкару за покупку русского оружия, но в Вашингтоне понимают, что санкции будут эффективны, если смогут привести к расколу турецкого общества и в перспективе к отстранению Эрдогана от власти. Сейчас всё может сложиться ровно наоборот, да ещё и подтолкнуть турок к выходу из НАТО.
ДЕЛО в том, что поставки С-400 вызвали в Турции нешуточный энтузиазм. Демонстрация по ТВ садящихся на авиабазу возле Анкары грузовых самолётов с частями этого комплекса ПВО получила одобрение всех оппозиционных партий, которые обычно резко критикуют президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Как утверждают эксперты, по вопросу С-400 в Турции сложилось единое мнение, поддерживающее покупку этой системы. Более того, пиар с самолётами, доставившими российские комплексы ПВО, произвёл положительное впечатление на большинство граждан страны. Произошла консолидация общества. Причём это не преувеличение – всем туркам очень понравилось, что Эрдоган не испугался угроз Вашингтона и не уступил давлению США.
Всё это ставит перед Дональдом Трампом сложные вопросы. Поэтому некоторые американские аналитики советуют Белому дому не перегибать палку и не вводить жёсткие санкции – терять Турцию Вашингтону очень не хочется. Но такая ситуация не может продолжаться вечно – бездействие Вашингтона только раззадоривает Анкару. Эрдоган уже заявил, что может отказаться и от сделки с Boeing по покупке гражданских самолётов, в случае если Вашингтон примет антитурецкие санкции. Дело дошло до того, что в ходе последних российско-турецких переговоров стороны обсудили варианты поставок… российских самолётов Superjet 100 и МС-21 в Турцию. И даже, по сложившейся традиции, возможность совместного выпуска гражданских самолётов.
Беда только в том, что МС‑21, который по размерам соответствует Boeing 737 и Airbus 320, по самым оптимистичным прогнозам, может быть поставлен заказчикам не раньше 2021 года. С учётом антироссийских санкций этот срок и вовсе может быть увеличен до 2025 года. Дела с Superjet 100 тоже выглядят очень нерадужно. Конечно, самолёт уже давно летает, но, учитывая технические проблемы и вопросы с обслуживанием, а также последнюю катастрофу, он вряд ли заинтересует турецкие авиакомпании. Скорее всего, от турецко-американской экономической войны выиграет европейский Airbus. Вот так, плюя долгие годы на свой авиапром, Россия сейчас может упустить выгодного заказчика.
Впрочем, отношения с Турцией активно развиваются в других областях – туризме и добыче нефти. В этом году на территории Турции запущено использование российских карт «Мир» – с них в турецких банкоматах уже можно снимать лиры. А российские нефтяные компании скоро могут начать совместно с Турцией геологоразведочные работы на шельфе Восточного Средиземноморья.